Элис Боулдинг (6 июля 1920 – 24 июня 2010) – американский социолог норвежского происхождения. Внесла значительный вклад в создание академической дисциплины по исследованию проблемы мира и конфликтов. Ее выделяет целостный и многомерный подход к исследованию проблемы мира. Квакер, разносторонняя активистка.
Вела академическую работу в течение нескольких десятилетий. Ее труды варьируются от обсуждения семьи как основы мирного устройства общества до квакерской духовности и переосмысления «мировой культуры». Особо можно отметить ее внимание к женским вопросам, вопросам семьи и мирного сосуществования людей. В 1996 году имя Боулдинг было внесено в Зал славы женщин Колорадо.
Биография
Элис Биорн-Хансен родилась в столице Норвегии Осло в 1920 году. Ее семья переехала в Соединенные Штаты, когда ей было три года. Семья и родственники сильно пострадали в годы Второй мировой войны, в т.ч. из-за вторжения Германии в Норвегию. Пережив годы войны, Элис убедилась в том, что насилие не является ответом на международные проблемы. Она пришла к выводу о том, что, если даже такая мирная страна как Норвегия оказалась под оккупацией, насилие действительно является системной международной проблемой. В юности она принимала активное участие в антивоенной деятельности и присоединилась к организации, исторически считающуюся одной из мирных церквей – Религиозное общество Друзей (квакеров). На собрании квакеров в мае 1941 года она познакомилась со своим будущим мужем Кеннетом Боулдингом (1910–1993), уважаемым английским экономистом, который впоследствии стал активно помогать Элис в ее миротворческой деятельности.
Боулдинги вырастили пятерых детей, Элис успевала быть и домохозяйкой, и активисткой. В работе об основах мирного сосуществования она выразила свою оценку роли женщин, детей и семьи в мирном процессе. Она считала, что семейная ячейка и особенно роль в ней женщины имеют решающее значение для глобального движения за мир. После работы в Государственном колледже Айовы (где она получила степень магистра социологии) и в Университете Колорадо в Боулдере их с Кеннетом пригласили на работу в Дартмутский колледж. Ещё до этого Элис получила степень доктора философии в Мичиганском университете. В Дартмуте она возглавляла департамент социологии, где разработала первую в стране программу изучения проблем мира. Эта работа была значительным вкладом в развитие академических исследований по этой теме.
Боулдинг неоднократно занимала руководящие должности в группах, связанных с изучением проблем мира и социальной справедливости. Например, она была председателем Международной женской лиги за мир и свободу и основала Международную ассоциацию исследования мира, сотрудничающую с ЮНЕСКО и Университетом ООН. Она считается одним из самых влиятельных активистов и исследователей проблемы мира XX века. 11 июня 2000 года Аббатство Мира в городе Шерборн, штат Массачусетс, наградило Элис Боулдинг премией «Мужество совести» за приверженность миру и справедливости, которую она пронесла через всю свою жизнь.
Деятельность
Религиозное общество Друзей
Квакерская вера Боулдинг сыграла очень важную роль в становлении её взглядов и развитии как социолога и борца за мир. Она вступила в Религиозное общество Друзей в юном возрасте, не имея какого-то религиозного воспитания. Хотя рядом с домом, где она провела детство, была церковь, в которой проводились службы на норвежском языке, ее семья туда не ходила. Ее отец читал библейские истории об Иисусе в канун Рождества, и она помнила молитву «Отче наш» на норвежском языке всю свою жизнь. Несмотря на отсутствие религиозного воспитания в юные годы, она утверждает, что почувствовала присутствие Бога в раннем детстве, а когда ей было 9 лет, она начала самостоятельно посещать местную протестантскую церковь. У нее сложились теплые отношения с женой священника, которая стала своего рода духовным наставником для юной Элис. Она вспоминала, как в подростковом возрасте страстно желала познать «бога» (она часто использовала строчную букву «б», обращаясь к Богу в своих личных записях), но чувствовала, что «ни одна религия не может полностью удовлетворить [ее] потребности, поэтому [ей] хотелось создать собственную религию».
На нее также сильно повлияла мать, которая в Норвегии участвовала в парадах мира и трудилась социальным работником, помогая девушкам, которые работали на фабриках. Элис разделяла ностальгию своей матери по Норвегии и считала свою родину «безопасным местом». Так продолжалось вплоть до ее последнего года обучения в колледже, когда в страну вторглись нацисты. Именно тогда она стала пацифисткой и начала посещать собрания квакеров, с которыми ее познакомили друзья из колледжа. Она решила, что, если в мире существуют «безопасные места», то ей следует работать для их блага и развития. Это и было ее призванием как члена Религиозного общества Друзей.
Вскоре после того, как Элис стала квакером, она познакомилась со своим будущим мужем Кеннетом, который также был Другом. Когда пара познакомилась, он был известным ученым-экономистом, исследователем проблем международного мира. Элис говорила, что он оказал огромнейшее влияние на ее жизнь. Поженившись, они ездили по различным университетам и колледжам, в которых Кеннет преподавал. Все это время Элис была вовлечена в работу различных миротворческих организаций, таких как Международная женская лига за мир и свободу, а также продвигала вопрос об изучении проблемы мира в государственных школах. В дальнейшем Элис сосредоточилась на создании сетей международных религиозных и миротворческих организаций, а также образовательной деятельности. Она написала несколько брошюр о философии квакерского образования. В Религиозном обществе Друзей не разделяют духовное и светское. Его члены считают, что Бог присутствует во всех людях.
Элис утверждала, что умение слушать является ключом к развитию мира и ненасилия на всей планете. Именно к этой цели она стремилась, работая во множестве квакерских организаций, публикуя свои работы, выступая с докладами, выпуская многочисленные бюллетени и брошюры, в том числе при поддержке Американского комитета Друзей на службе обществу и Комитета Друзей по высшему образованию и науке.
Теория мира как повседневного процесса
Основным теоретическим лейтмотивом Боулдинг была идея, что мирное существование — это повседневный процесс. Она оспаривала идею мира как неактивного, статичного процесса и выступала за концепцию, которую назвала «миролюбие». Ее работы подчеркивали «личное и межличностное содействие миру». Эта теория мира включала идею о необходимости формирования и изменения понимания и поведения с целью адаптации к постоянно меняющейся обстановке для того, чтобы люди могли поддерживать благополучие всего общества.
Боулдинг считала, что для достижения мира необходимо пересмотреть историю конфликтов. Нет двух одинаковых людей, и в результате этого факта противоречия становятся неотъемлемой частью любого социального строя. Борьба и конфликты из-за политики и религии всегда были неотъемлемой частью общества, но растущая взаимозависимость народов требует от людей развивать открытость и гибкость ради мирного сосуществования. Культура мира приветствует различия и, признавая их потенциальными источниками конфликта, рассматривает их также как отправную точку для прогресса. Анализируя историю конфликтов, Боулдинг заметила, что в обществе недостаточно представлены голоса двух групп, которые могли бы расширить этот новый взгляд на мир, особенно начиная с микроуровня семейной ячейки.
Недооцененными участниками мирного процесса являются женщины и дети. Боулдинг считала детей «нежным» человеческим видом. Она имела в виду, что взрослые обычно реагируют на детей с любовью и состраданием. Она утверждала, что для долгосрочных социальных изменений крайне важно вовлечение детей. Она чувствовала, что с самого раннего возраста детей следует социализировать так, чтобы в дальнейшем они подходили к конфликтам критически и неконфронтационно. Женщины, будучи матерями, оказывают большое влияние на закладку основы этой культуры мира, обучая своих детей.
… У нас никогда не будет уважительных и почтительных отношений с планетой – и разумной политики в отношении того, что мы выбрасываем в воздух, закапываем в почву и сливаем в воду – если совсем маленькие дети не начнут узнавать об этих вещах буквально в своих домах, дворах и школах. Нам нужны люди, воспитанные так с самых ранних лет.
Роль женщин в истории и мирном процессе
В книге Боулдинг «Изнанка истории: взгляд на женщин во времени», впервые опубликованной в 1976 году, говорится об изменении роли женщины со времен палеолита до наших дней. Она попыталась понять то, что описывается ею как «нижняя жизнь» женщин и «сверхжизнь» мужчин в социальных ролях. Боулдинг сравнила роли современных женщин с ролью заключенных: домашнее хозяйство заключает их в тюрьму. Ожидается, что они все время будут «наготове», чтобы обеспечить потребности своих мужей и детей. В некотором смысле женщины лишены своей идентичности, автономии и частной жизни и считаются «подчиненными» своей семье и мужьям.
Однако, как утверждает Боулдинг, так было не всегда. В сообществах охотников-собирателей отношения между мужчинами и женщинами были эгалитарными. Работа мужчин была посвящена охоте, давая около 20% продуктов питания. Женщины, с другой стороны, обеспечивали остальные 80% еды за счет сбора растений и отлова мелкой дичи возле своих стоянок. Боулдинг называет их «заводчиками-кормителями», производящими и кормящими семью. Таким образом, в этих сообществах женщины выполняли тройную роль «заводчиков-кормителей-производителей».
По мере того, как общины перешли от охоты и собирательства к сельскохозяйственному производству, роли женщин и мужчин стали еще больше различаться. Женщины оставались поблизости от засеянных полей, а мужчины продолжали охоту. Мужчины теперь уходили на охоту на несколько дней, а женщины оставались на том же месте. Подвижность мужчин позволила им получить знания о далеких местах и людях, которые у женщин отсутствовали. Когда мужчины начали торговать с другими общинами, женский труд еще больше обесценился: мужчины могли поставлять свою продукцию в другие деревни и получать взамен недоступные товары.
Торговля привела к урбанизации: мужчины переехали на работу в города, а женщины остались дома с семьей. Это создавало различие между женским и мужским пространством: женское пространство было частным (деданс), мужское – публичным (дехорс). Когда женщины в конечном итоге вышли на рынок заработной платы, они сделали это на условиях неравной заработной платы, потому что их роль в обществе была обесценена на уровне семьи в пользу частной.
Исторически существовали различные альтернативы семейным ролям женщин: безбрачие (монашество), бегинаж (женские городские светские коммуны), отшельничество (изолированные одинокие женщины как мудрецы / целительницы) и бродяжничество. Однако в течение шестнадцатого и семнадцатого веков эти роли исчезли, потому что они часто рассматривались как угроза обществу, где доминируют мужчины (как в случае отшельниц, убитых по обвинению в колдовстве).
Эпохи Возрождения и Просвещения способствовали мужскому доминированию благодаря открытиям о природе человека и человеческих групп, усиливая индивидуализм и уменьшая концентрацию на семье. В девятнадцатом и двадцатом веках женщины действовали с целью получить власть и перейти от деданов к дехорам. Женщины начали осознавать выдуманность мужской опеки, и многие из них восстали. Боулдинг считала, что основой мира является предоставление женщинам возможности разрушить историю патриархата и перестать их недооценивать, необходимо восстановить истинное равенство, признавая определенные различия между полами.
Роль семьи в мирном процессе
Боулдинг утверждала, что семьи — это «практическая площадка для творчества». Она подчеркивала, что семья — это среда, где люди строят все свои будущие стремления. Как семейный социолог, Боулдинг верила в неотъемлемую ценность каждого ребенка. Эта вера проистекает из ее приверженности квакерству.
Основываясь на собственном опыте матери, а также на знаниях, которые она приобрела в ходе исследований, Боулдинг разработала идеологию, которая придает большое значение влиянию детей на общество в целом. Она верила, что дети станут со-творцами реформированного светлого будущего, если взрослые примут их влияние. Боулдинг считала, что в рамках семейной динамики родители должны серьезно относиться к своим детям, слушать и искренне разговаривать с ними и, наконец, полностью учитывать их способность влиять на социальное воображение родителей.
У Боулдинг есть множество сочинений, но ни одно из них не отражает ее взгляды на важность семьи так же хорошо, как «Один маленький райский уголок: размышления о семейной жизни квакерского социолога». Это работа выражает в наиболее полном смысле ее мысли о семье, воспитании детей и важных отношениях, которые существуют между семьей, Богом и богослужением отдельного квакера. Она также подчеркивает важность «индивидуальности детей», признания времени в одиночестве и необходимость взаимодействия вне зависимости от возраста.
Боулдинг предполагала, что создание связей и партнерство между мужчинами, женщинами и детьми — это именно то, что будет способствовать развитию культуры мира.
Мы должны смотреть на общества, которые высоко ценят ненасилие и несоревновательность, и поэтому разрешают конфликты ненасильственными средствами. Мы видим, как модели воспитания детей влияют также и на поведение взрослых.
«Создание глобальной гражданской культуры»
Боулдинг предлагала в труде «Создание глобальной гражданской культуры» взвешенный начальный шаг к разрешению международных конфликтов. Она говорила о «глобальной гражданской культуре» не как об организации государств, а как о глобальном сообществе людей. Эта книга развивает идею глобального мышления на микрокосмическом уровне, чтобы облегчить решение проблем в мирном международном порядке. Боулдинг считала, что гражданский миропорядок может стать реальностью, признавая при этом существующую сейчас борьбу. «Создание глобальной гражданской культуры» несет идеи решения мировых проблем и предлагает разные пути в этом направлении.
Боулдинг считала, что для создания мира мы все должны стать учителями и создавать новые просветительские сообщества. Все – старые и молодые – будут делиться опытом. Возрастные группы будут учить друг друга от имени своих поколений. То, как мы воспринимаем события, уникальные для нашего поколения, формирует линзу, через которую каждый из нас видит более поздние события. Нам нужно знать, как выглядит мир для молодых и старых. Боулдинг считала, что все так или иначе будут учителями.
Для этого мы должны научиться мыслить нестандартно. Люди – интуитивные, творческие животные с когнитивно-аналитическими способностями к рассуждению. Мы, как социальные животные, можем понять сложные материи, состоящие из частных наборов фактов. Боулдинг утверждала, что для большинства из нас образование было привязано к принципу «придерживаться фактов без необходимости воображать и представлять». В школе нас учат, что воображение и интуиция — это черты мечтателя, а не истинного ученика. Напротив, говорила Боулдинг, нам нужно использовать интуицию и воображение для разрешения мировых кризисов.
В конечном итоге эта и другие её книги побуждают нас стать учителями, и совместно решать проблемы, а также включают упражнения, которые помогут нам встать на этот путь.