Как Иисус стал Богом и почему

В детстве у нас с братьями и сестрами были две общие собаки и кошка. Я не переставал говорить маме, что мне хочется иметь собственного питомца, а она всё сопротивлялась, опасаясь, что другие дети проявят такую же инициативу. Но потом я заболел серьезной болезнью, которую наш семейный врач, доктор Киртли, не смог диагностировать, в конце концов высказав предположение, что это какая-то экзотическая, таинственная хворь, которую никогда не видели в нашем Дэнвилле, и занес ее в наш городок работник передвижного парка аттракционов. Каждое лето на городской площади устраивался парк аттракционов, и всё плохое, что случалось в эти дни, возлагалось на них – кражи, потасовки, пожары, болезни. Однажды женщина сбежала из городка с работником парка аттракционов, а затем вернулась к семье с татуировкой и привычкой курить «Мальборо» и родила тут маленького циркачонка.

И вот, когда я был при смерти, мать склонилась надо мной и спросила: «Что бы ты хотел?» и я ответил: «Домашнего питомца». Она взяла сумочку, села в свой видавший виды автомобиль цвета зеленого горошка и поехала в магазин «1000 мелочей» на городской площади, вернувшись домой с клеткой и двумя мышками-песчанками, которых назвала Ромулом и Ремом, как мифических основателей Рима. Я никогда раньше не слышал этих имен, поскольку не изучал римскую мифологию. Однако у нас была детская энциклопедия, поэтому я поискал в ней Ромула и Рема и был потрясен, узнав, что их считали богами.

Джон Копли. "Вознесение Иисуса". 1775. Как Иисус стал богом и почему

Джон Копли. “Вознесение Иисуса”. 1775 г.

О чем, ёрики-морики, думала моя мать-католичка, называя наших песчанок в честь языческих богов? Неужели она сошла с ума? Я продолжил читать энциклопедию и обнаружил, что существовали и другие исторические личности, считавшиеся божествами: египетские фараоны, китайские и японские императоры, Юлий Цезарь, Гомер, Александр Македонский, Мария, мать Иисуса, и это далеко не все. Я зачитал вслух их имена своим родителям, и мой отец добавил: «А еще рок-музыканты», так что он тронулся тоже.

До тех пор я думал, что на рынке божеств присутствует исключительно Иисус. Я понятия не имел, что человечество занималось боготворчеством с самых ранних дней, начиная с Иштар, месопотамской богини любви и войны, первого божества, о котором у нас есть письменные свидетельства. И кто скажет, что теология – не увлекательное занятие?

Мы говорим о важности хорошей теологии, о том, что противоядием от плохой теологии является хорошая теология. Мы помним слова епископа Джона Спонга, который сказал, что не существует консервативной или либеральной теологии, есть только плохая теология и хорошая теология. Плохая теология порождает множество культурных расстройств, включая христианский национализм, эту ядовитую смесь партийной политики, превосходства белых и евангельского христианства, движение, в которое многие в нашей стране, похоже, стремятся включиться.

Мы уже размышляли о природе Бога, поэтому сегодня я предлагаю поговорить об Иисусе, а точнее – рассмотреть то, как Иисус стал Богом и почему. Когда я говорю, что Иисус стал Богом, я имею в виду, что божественность Иисуса была человеческим изобретением. Будучи евреем-монотеистом первого века, Иисус, скорее всего, отверг бы любые притязания на чью-либо божественность. Намеки на это мы видим в Библии. Один из них присутствует в Евангелии от Луки, когда религиозный авторитет назвал Иисуса «учителем добрым», а Иисус сказал: «Почему называешь Меня добрым? Никто не добр, кроме одного Бога». Снова и снова в его смирении и человечности мы видим нежелание возвыситься. Иисус не был нарциссом, требующим поклонения; он был служителем, приглашающим других служить вместе с ним.

Но поскольку люди – исключительно хорошие боготворцы, в течение столетий после его смерти мы переводили Иисуса из учителя в ранг Бога, пока официально не определили его природу на Никейском соборе в 325 году н.э., как ни странно, путем голосования. Это было почти неизбежно, учитывая нашу склонность к возвеличиванию героев. При жизни Иисуса и в последующие столетия Римская империя и их божественный «император» полностью властвовали над Израилем и окружающими народами. Ранняя христианская Церковь действовала наперекор этому, главным образом через возвеличивание Иисуса. Как вы понимаете, такое положение дел воспринималось Римом без особой теплоты, и христиане подвергались преследованиям – до тех пор, пока при императоре Константине не завоевали политическую благосклонность. Он сделал христианство государственной религией. Это событие, кажется, можно было бы приветствовать, но на самом деле о нем нужно сожалеть, учитывая, что в наше время это привело к появлению телепроповедников и крайне агрессивных политиков, использующих христианскую риторику.

Мы исключительно хорошие боготворцы. Желая отдать дань уважения тем людям, чья жизнь имела для нас особое значение, мы присваиваем им божественный статус. Это наш способ сказать, что кто-то воплощает в себе лучшие добродетели, которые только можно представить. Когда ранняя Церковь заявляла о божественности Иисуса, это означало, что приоритеты и ценности Иисуса являются примером приоритетов и ценностей Бога. Для ранней Церкви было недостаточно сказать, что Иисус – хороший человек. Они желали, чтобы он был добрым богом. Хотя я понимаю это, мне жаль, что, как результат, обесценивается внутренняя ценность того, что значит быть человеком. В итоге мы имеем однобокое уравнение, в котором человеческая сущность находится на более низком уровне, чем божественная. Но я верю, что Иисус высоко ценил человечество, и наше умаление не пришлось бы ему по душе. Из того, что Иисус хороший, не следует, что мы обязательно плохие.

Я думаю, есть еще одна причина, по которой создаются боги. Вознося кого-то до статуса божества, мы даем себе оправдание не быть похожими на них. «О, я никогда не смог бы быть таким, как Иисус; в конце концов, он же Бог». И это несмотря на явные ожидания Иисуса, что его последователи будут жить так, как жил он, и будут делать то, что делал он сам. Действительно, он говорил им, что они совершат еще более великие дела, чем совершил он. По-моему, это не похоже на бога, а скорее похоже на человека, который высоко ценил человеческий потенциал.

Мы не почитаем Иисуса, делая его Богом, коронуя его царем, ставя во главе государственной религии, тем самым наделяя его последователей мирской властью, навязывая его и себя другим.

Мы почитаем Иисуса, когда живем так, как жил он, когда исцеляем, когда несем благую весть бедным, когда любим других, когда помогаем угнетенным, когда обнимаем наших врагов и освобождаем заключенных. Иисуса возвеличивают не наши слова, а наши поступки, наша непоколебимая решимость с радостными сердцами делать то, что делал он.

Филип Галли

2023

Источник: philipgulley.com