Молчание, свобода и доверие

В те годы, когда мы приезжали в Россию и жили там, то принимали активное участие в жизни московского собрания Друзей. Эта небольшая квакерская община не была программированной – мы проводили богослужения в тишине, ожидая внутреннего побуждения, чтобы выступить.

Российский историк Татьяна Павлова была человеком, вокруг которого постепенно сформировалось сообщество Друзей в России, начиная с конца 1980-х годов. Сама она была убежденной христианкой (мое интервью с ней о ее вере опубликовано в 1999 году в журнале Quaker Life), но собрание не требовало от участников явных христианских обязательств, и его разнообразие отражало духовное брожение и эксперименты, которыми изобиловали те первые постсоветские годы.

Сама Татьяна Павлова была не в восторге от такого разнообразия. Однажды она сказала: «Когда я сижу на богослужении, я хочу знать, что человек рядом со мной молится тому же Богу».

Я понимаю и отношусь к этому с уважением, но не совсем готов заявить такое столь же решительно. С одной стороны, мне нравится взаимное вдохновение и ободрение, которые мы можем получить, совершая богослужение с группой людей, которые полностью ожидают, что (словами Джорджа Фокса) «Христос пришел, чтобы сам учить свой народ». Именно этот опыт, на мой взгляд, делает нас квакерами, заставляет нас быть готовыми отвергнуть зависимость мира сего от властвования, насилия, унижения других людей и всевозможных социальных оков в пользу доверия к Божьему водительству.

С другой стороны, как мы обеспечим доступ к этому взаимному вдохновению и духовной свободе, если не осмелимся впускать никого, кто еще не говорит по-квакерски? Вот за что я и люблю молчание. Существует время для того, чтобы говорить и писать, направлять свой интеллект и творческий потенциал на выражение нашей веры и на ответы нашим критикам. И также существует время для анализа слов других людей, будь то слова из Библии или наших более поздних пророков и мистиков. Всё это играет огромную роль в открытии доступа к нашим сообществам и может служить приглашением для тех, кто хотел бы проверить ценности, о которых мы заявляем.

Безмолвная часть наших собраний дает нам вот что: возможность отрешиться от своих собственных слов и любимых произведений. Говоря иначе, это время для настоящего доверия – когда мы собираемся вместе в бессловесном общении, то можем доверять Божьему свидетельству, чтобы оно стало реальным так, как это не могут сделать наши доводы. В этом молчании мы готовы рискнуть именно тем, о чем беспокоилась Татьяна Павлова, – тем, что человек, сидящий рядом с нами, может не обладать тем же самым духовным пониманием, что и мы. Можем ли мы довериться Святому Духу, чтобы Он восполнил всё недостающее? Если мы можем доверять Богу в нашем единстве, можем ли мы также доверять Богу в разнообразии?

Допустим, существует два возможных варианта описания идеального квакерского собрания.

Первый – это сообщество верующих, отличающихся максимальным социальным разнообразием, которым дóроги часто ассоциирующиеся с нами ценности – мир, простота, равенство, принятие решений путем общинного рассмотрения, и так далее.

Другое описание добавило бы еще одну особенность: …и которых объединяет те самые слова Джорджа Фокса: «Христос пришел, чтобы Сам учить Свой народ», с полным ожиданием, что община будет исполненять это обязательство.

Большинство Друзей, принимающих первый вариант, используют молчаливую «молитву в ожидании» в качестве основного способа богослужения в своей общине. Среди Друзей, придерживающихся этой формы богослужения, некоторые четко заявляют, что христианский язык необязателен, а порой даже нежелателен. Как это влияет на свободу молчаливого богослужения?

Большинство квакеров во всем мире проводят собрания по установленной программе, с пением, проповедями и другими запланированными элементами, иногда с некоторым временем для спонтанных свидетельств и молчаливого ожидания Святого Духа. Опять же, есть ли доверие и свобода в тишине? Или же мы ожидаем полного согласия? Или же, прямо скажем, молчание практически исчезло, а его важнейшая идея доверия и свободы забыта?

Существует множество исторических причин для разнообразия взглядов среди нас, Друзей, в том числе внутренние споры и личностные конфликты, да и внешние тенденции тоже. Как уже многие отмечали, нет ничего удивительного в том, что либеральные/скептические собрания Друзей часто встречаются там, где культура в целом является глубоко секулярной, а вера умаляется. И, наоборот, евангелические варианты могут процветать в зонах мирового Библейского пояса. Но почти все мы сегодня живем в очень шумном мире, и сохранить пространство, открытое только для того, чтобы помолчать и послушать Дух, может быть нелегко, какими бы ни были наши местные обычаи и представления.

Я знаю, что мой личный темперамент предпочитает тишину, и я не хочу утверждать, что мне просто повезло иметь официальный квакерский темперамент. (Я помню женщину, которая посещала церковь Друзей во Фресно, когда мы регулярно посещали ее. О молчаливом богослужении она сказала так: «Я бы и пяти минут не продержалась».) Однако если есть что-то важное для полноты наших утверждений и ценностей, это не обязательно должно иметь одинаковый вес для всех, как проповеди с пением, детские проповеди или сбор пожертвований не имеют одинаковой ценности для всех. Все духовные практики требуют самоотдачи и соблюдения, будь то во время публичного богослужения или же в нашей жизни дома и на работе.

На самом деле, все наши духовные дары и таланты осуществляются от имени всех. Те, кто молится и напряженно слушает в тишине, не просто улучшают свою индивидуальную духовную жизнь; их внимательность и самоотдача действуют от имени всех нас, включая тех, кто испытывает дефицит концентрации внимания. Слава Богу, есть и те, кто преуспевает в словесности, и те, кто хорошо разбирается в цифрах, и те, кто особенно хорошо заботится о детях, и те, кто обладает дарами милосердия, исцеления и духовного различения, и те, кто является музыкантом и поэтом, – нам нужны все!

Молчание для меня подобно духовному кислороду, и я неоднократно писал об этом на протяжении многих лет. Но в сегодняшней статье меня особенно волнует вопрос сохранения непрограммированного времени на наших молитвенных собраниях, потому что в безмолвном ожидания Бога мы испытываем непосредственный опыт как свободы, так и доверия. Такие свидетельства лежат в основе квакерской духовности и выходят за рамки споров о теологии и доктрине. Если мы не верим, что Богу можно доверять служение непосредственно по отношению к каждому человеку, который действительно внимательно слушает, то нам не следует ожидать, что наши внешние заранее подготовленные элементы богослужения, какими бы важными они ни были по своим заслугам, компенсируют это.

Йохан Маурер

2023

Источник: блог canyoubelieve.me