Непредсказуемое приключение // Розмари (Роуи) Морроу

Скачать полностью: [.doc]   [.pdf]


Непредсказуемое приключение, требующее значительных усилий

Розмари (Роуи) Морроу

Изучение проблемы восстановления Земли, и того, как мы должны жить, чтобы передать нашим детям, и их детям, и всем живым существам восстановленную Землю.

 

Перевод выполнен по изданию Религиозного общества Друзей в Австралии
A demanding and uncertain adventure, by Rosemary (Rowe) Morrow, 2009
THE JAMES BACKHOUSE LECTURES

Переведено и опубликовано при поддержке благотворительного фонда The Joseph Rowntree Charitable Trust

Перевод Татьяны Григорьевой

Редактирование Натальи Журавенковой

 

Лекции имени Джеймса Бэкхауза

Лекции были учреждены Австралийским Годовым собранием Религиозного общества Друзей (квакеров) при его образовании в 1964 г.

Названы они в честь Джеймса Бэкхауза. Он и его спутник, Джордж Вашингтон Уокер в период с 1832 по 1838 г. посетили Австралию. Путешествовали они много, но больше всего времени провели в Тасмании. Именно во время их визита и были, впервые в Австралии, учреждены квакерские собрания.

Они приехали в Австралию с целью выяснить условия содержания каторжников, эти два человека были вхожи во властные структуры молодых колоний, а также имели доступ к людям, пользующимся влиянием в Британии, как в Парламенте, так и внутри движения социального реформирования. В своих доскональных отчетах и личных письмах они выдвинули практические предложения и настоятельно призывали к законодательным действиям по реформе уголовного права, торговли ромом, земельных прав и обращения с австралийскими аборигенами.

Джеймс Бэкхауз был ботаником и натуралистом широкого диапазона. Он провел тщательные наблюдения и все, что увидел, опубликовал в виде подробных отчетов. Помимо этого он поддерживал Друзей и занимался той главной темой, которая и привела его в Австралию.

Австралийские Друзья надеются, что эти серии лекций помогут по-новому взглянуть на Истину и послужат ответом на запросы и устремления квакерства Австралии. Данная лекция была прочитана в Инновационном Центре при Университетском городке Восточного Уолонгонга Нового Южного Уэльса в январе 2011 г.

Максайн Купер,
Председательствующий клерк Австралийского годового собрания

 

Об авторе

Розмари (Роуи) Морроу родилась в городе Перт, росла она вблизи реки Свон, где ночью засыпала под звуки рычания львов в зоопарке Перта. Ещё до того, как ей исполнилось пять лет, она частенько убегала из дома в основном для того, чтобы посмотреть на животных, например, на козу или корову у друзей. И с тех пор она продолжает путешествовать в связи со своей работой. К одиннадцати годам у неё возникла уверенность в том, что жизнь её пройдет в очень отдаленных и малонаселенных местах. Пока это было не совсем так, хотя в возрасте от 16 до 21 года она жила в Кимберли на краю пустыни Танами там, где огромные просторы, песок, небо и безмолвие стали жизненной ценностью и потребностью. Оттуда берёт начало её дружба с австралийскими аборигенами, не прекращавшаяся в течение всей её жизни.

Непредсказуемое приключение. Экология, пермакультура, духовность.

Розмари (Роуи) Морроу. Фото: permacultureglobal.org

Возвратившись в Сидней, она стала изучать земледелие, ошибочно рассматривая эту науку как заботу о земле. Наблюдая за Земными процессами, Роуи осознала, а затем и сильно обеспокоилась стремительной дезинтеграцией Земных экосистем. Она переживала за Землю, которой наносили урон, за каждое легкомысленно уничтоженное дерево, за любой зримый или незримый организм, доведенный до вымирания.

Навыки гуманитарной работы она осваивала во Франции, к тому же там она жила в общине Тросли-Брей Ларк, и в Англии в Иордании, и где она поняла, что станет квакером. Семидесятые годы были по большей части проведены ею в Лесото. Обратно в Австралию в восьмидесятые, там пермакультура дала мощную основу для восстановления Земли. И оттуда берет начало её дело. Роуи полагает, что пермакультура – это «священное» знание, которое нужно иметь всегда при себе и передавать другим. С этих пор она много путешествует, встречаясь с людьми, обеспокоенными состоянием окружающей среды и озабоченными её восстановлением.

В течение многих лет Роуи была задействована Паркером Палмером в качестве преподавателя пермакультуры – в проекте Альтернативы Насилию (AVP) и ненасильственного сопротивления. Она работала в разных местах, отдавая предпочтение людям рядовым, не имеющим никаких властных полномочий, которые иным образом не получили бы доступа к пермакультуре.

Как одна из «изолированных» (живущих вдали от квакерских собраний) Друзей, Роуи сидит тихо по воскресеньям и духовно воссоединяется с другими членами квакерских собраний, где-то в мире на той же долготе. Она принимала участие в собрании Друзей на Девоншир-стрит, а затем в Голубых Горах, которые стали её домом на многие годы. Влюбленная в науку, она открывает глубины и испытания квакерства в современном мире XXI века, и особенно те ценности, которые выбирают квакеры, и с чем они борются, продолжая получать откровение.

 

Выражение благодарности

Тот год, когда я писала Бэкхаузскую лекцию, был для меня трудным, скорее похожим на бег с препятствиями, чем на прогулку по ровной местности. Некоторое время у меня ушло на освоение тематики, но, когда это было проделано, вмешались мои личные семейные проблемы. Это был процесс движения и остановки, и, когда я прерывала работу или должна была её продолжать, всегда был кто-то, готовый поддержать и подбодрить.

Предыдущие Бэкхаузские лекторы протянули мне руку помощи. Благодарю Вас Давид Джонстон, Хелен Гоулд и Хелен Бэйес за телефонные звонки и вашу убежденность. Сью Эннис, Вы познакомили меня с Палкером Палмером и купили мне все его книги. Как я могу отблагодарить вас за это?

Элисон Джентл и Робин Рейчел из моей писательской группы в г. Котумбы прочли черновой текст и дали мне дельные советы. Лиз Бэстион подала мне некоторые идеи и привела меня к Пенни. Элизабет Куан в г.Дарвин из своего напряженного графика выделила время, чтобы прочесть и прокомментировать один из черновиков. Джеймс Стронг посылал чудесные е-мейлы и заставлял меня думать. Он щедро обеспечивал мне здоровый квакерский фон, дающий возможность обогатить мой дух и ум верой. Из Бэкхаузского комитета мне звонила и посылала поддерживающие е-мейлы Дейл Хесс.

Я живу в счастливом долгу перед всеми этими людьми и выражаю глубокую благодарность за их содействие. Их эмоциональный и духовный вклад так же высок, как и интеллектуальный. И все другие, от кого я почерпнула радость и воодушевление при наших разговорах, вы все здесь, на каждой странице, и я в той же мере благодарна вам, как и сожалею, что не привожу ваших имен.

Я посвящаю эту лекцию моему любимому племяннику, Михаэлю, который любил всё живое и который стал бы поддержкой и был бы очень востребован и в наше время, и в этой лекции.

Розмари Морроу

ноябрь 2010 г.

Введение. Письмо Джеймсу Бэкхаузу

Из дома
02.04.2010

Дорогой Джеймс Бэкхауз.

Мне очень жаль, что мы так далеко друг от друга и не можем поговорить. Прошло уже 179 лет между тем временем, как Вы приехали в Австралию, и тем 2011 годом, когда меня попросили сделать Бэкхаузскую лекцию для Австралийского годового собрания. Сегодня мир чрезвычайно изменился, тем не менее, Вы – предшественник, между нами много общего, и нам о многом можно было бы поговорить.

Довольны ли Вы тем, что в память о вашем путешествии, обусловленном Вашей обеспокоенностью за осужденных, аборигенов и за души мужчин и женщин, ежегодно проводятся лекции? Со времени инаугурации в 1964 г. проводились эти вдохновляющие лекции.

Я пришла в Австралийскую Государственную Библиотеку (АНБ) в столице нашего государства г. Канберра, чтобы прочесть ваши записки о ваших путешествиях в Австралию, Южную Африку и Норвегию.

Библиотекарь сказал мне, что читать их следует в специальной комнате. Я заказала Ваши книги и села. Я была так спокойна. Я села, вдохнула воздух и расслабилась, ведь у меня крайне напряженная жизнь.

Наступила тишина. Я сидела. Мне принесли карандаш, пару белых хлопчатобумажных перчаток, мягкую подставку, чтоб на неё положить ваши книги и т.о. защитить их от повреждений. Я начала читать. Я медленно переворачивала страницы, и, мало-помалу, моё воображение перенесло меня в ваше время и вашу жизнь.

Я начала «выполнять исследования» и окончила их спустя три дня, расслабленно сидя на своем стуле и твердо уверенная в том, что приобрела друга на всю жизнь. Я ощутила поддержку в том, что кто-то ещё испытал, как это бывает – подчинившись зову своей обеспокоенности, посвятить жизнь путешествиям. Но того, что я искала в ваших записях, а именно, информации о том, что владельцы питомников и специалисты растениеводы вашего времени могли бы сказать о Творении – там почти не было.

Но я нашла там другие сокровища.

Джеймс, в своих записях Вы рассказали много такого, что и я испытала за 20 или более того лет, путешествуя по зову своей обеспокоенности. Что-то совсем пустяковое, как необходимость всегда иметь при себе носовой платок, и по возможности ходить пешком, предпочитая этот способ передвижения любому другому транспорту; а что-то способное ошеломить, как, например, людская жестокость или отчаяние.

Может быть, это и пустяк, но Вы всегда называли Вашу квакерскую заботу «своим делом» и я тоже, как и следовало ожидать, использовала эти слова. Путешествие по зову моей заботы, стало «моим делом».

Я ощутила, что мы с вами близки, так как в наших жизнях присутствует много совпадений. Я думала: вот тот, кто знает, как это путешествовать длительное время по зову своей обеспокоенности, в тех местах, где люди добры, но вас не знают, и очень часто скептически относятся к предмету) вашей заботы. Но, несмотря на разрыв во времени, общего значительно больше, чем различий, особенно это касается квакерства.

Нашим первым общим опытом стала многоликость и взаимосвязанность проблем. Ваши главные заботы преобладали над остальными взаимосвязанными делами, такими как наличие запасов продовольствия, голод и жестокость по отношению к животным. Вот основное, что нас объединяет:

  • сфера деятельности – земледелие, садоводство и огородничество
  • восприятие природы в трех измерениях
  • забота о справедливости, сострадание к заключенным и аборигенам
  • внимание к проблемам продовольствия и голода, где бы он ни случился
  • внимание к тому, как обращаются с людьми неимущими
  • постоянный интерес к образованию, в особенности сирот, к образованию взрослых людей и к науке
  • одиночество во время путешествий
  • несчастье в семье
  • религиозные убеждения, проверяемые и корректируемые страданиями и проявлениями зла
  • иногда отчаянье и возмущение варварскими деяниями людей

Наконец, мы придерживаемся квакерской практики и квакерских свидетельств.

Я прошла замечательный путь, наполненный заботой о пище, о воде, о восстановлении земли, так как некогда, в середине 80-х осознала, что наша жизнь подвергается огромному риску, потому что мы находимся на грани истощения земных невозобновляемых ресурсов, таких как свежая вода, пища, леса и почва. Мое дело стало возможным благодаря концепции ХХ века, так называемой пермакультуры, а также благодаря преподаванию и работе методистов, и проекту Альтернативы Насилию.

Я изучаю, как применение пермакультуры позволяет решить многие вопросы развития и проблемы глобального потепления. Из проектов, которые впервые были предложены во Вьетнаме и Камбодже, я не поняла, как не поняла этого и Австралийская квакерская служба (QSA), что пермакультура – нечто больше, чем только возобновление поставок продовольствия голодающим. Пермакультура больше, чем простое садоводство, она доказала, что может быть физическим и социальным целителем, восстанавливающим мир, еду, культуру, самоуважение обездоленных людей и земли (ландшафты).

Эта лекция о Земле, на которой все мы вместе живем, и о том, как мы живем на ней, и где есть Дух. Мы наследуем массу представлений о Боге и Природе, некоторые очень консервативные, некоторые разоблачительные, а некоторые содействуют кризису, в котором мы находимся. Сейчас, в 2011 г., под давлением со стороны науки и психологии теология Земли существенно меняется.

К концу ХХ века, очень многие люди, опираясь на науку и богословие, пришли к пониманию того, что Земля находится на краю гибели, осознание этого вместе с новой духовной историей вселенной поставили человечество перед необходимостью совершить великую работу – восстановить земную экосистему и биологическое разнообразие.

Земля в кризисе, но мы в Австралии, в стране в настоящее время богатой и изобильной, ещё не до конца ощущаем его давление. Думаю, вам будет трудно полностью оценить весь масштаб разрушений. И это меня мучает.

В пяти традиционных культурах я обнаружила принципы экологической устойчивости Земли. Технических преград для восстановления Земли нет, за исключением необходимой в настоящий момент готовности человечества пойти на значительные жертвы, а именно:

  • жить бережливо
  • строить миролюбивые сообщества
  • во главе угла восстановления Земли положить сеть земных взаимоотношений
  • Итак, вы видите, в центре духовное виденье жизни, как священной

Уже поздно, около полуночи, и ветер плюёт крупными каплями дождя в мою жестяную крышу, делает паузу, чтоб перевести дух, и начинает снова. Такого не бывает, чтобы мир был совершенно спокоен.

Джеймс Бэкхауз, благодарю Вас за то, что в течение последних месяцев вы шли со мной по этой тернистой тропе. Я пребывала в растерянности, пока я не прочла Ваш дневник и не нашла товарища по духу. Между нами много различий, но наши чаяния касаются вещей вечных. Писать Вам было благом для меня.

Впереди время, требующее решения сложных проблем и больших перемен.

В мире, дружбе и с признательностью,

Ваш Друг,
Розмари (Роуи) Морроу

 

P.S. Между прочим, Вас до сих пор читают. Вот то, что прислала мне соседка:

Сегодня утром по местному радио я слушала местного историка, рассказавшего о квакере, который перешел через Голубы Горы в г. Батерст в 30-х годах XIX века. Пару недель позднее, когда он возвращался через Ричмонд, в разговоре с одним аборигеном он упомянул, что был в Батерсте. Тот ответил, что знает, что он, Бэкхауз, уже был здесь, так как об этом распространилась весть. И когда Бэкхауз спросил, что же это была за весть, ему было сказано «Бог Всемогущий утвердился в Батерсте».

 

1. Австралийские путешествия по восстановлению Земли

Мы зависим от деревьев и животных
Мы зависим от земли
Мы живем во всем сущем
И всё сущее живет в нас

Стефани Каза, Грин Гулч Фам

Родилась я как раз перед началом массового увеличения скорости добычи и использования природных ресурсов. 1953 год, мне 10 лет, я возвращаюсь из своего укромного уединения в теплых песках тишайших берегов реки Свон, иду домой, ступая босыми ногами по раскаленному асфальту, размахивая полотенцем; вдыхаю запах боронии и замедляю движение.

Позднее, в Сиднее я плыву вокруг гавани, слушаю гудки буксиров в тумане Кремона (район в пригороде Мельбурна, Виктория, Австралия, – прим. переводчика) и Ньютрал Бей (северный пригород Сиднея, Новый Южный Уэльс, Австралия, – прим. переводчика). Я плавала у Северного моста (район в северном пригороде Сиднея, – прим. переводчика) и шла домой в Кастлкрег (район в северном пригороде Сиднея, – прим. переводчика) через пустырь, поросший кустарником, останавливаясь, чтоб полежать, как ящерица, на теплых камнях песчаника. Там неизменно пахло цветущей австралийской акацией.

Планета Земля, своим скалами, своей фактурой, растениями и ароматами, заявляла мне о правах, которые у неё, как и у других, есть.

В самом начале XX столетия появилось в Австралии несколько так называемых «бионеров» – людей, страстно увлеченных восстановлением неприглядных ландшафтов. И в течение 50-х, 60-х и 70-х годов они, всё ещё в большинстве своем неизвестные, тем не менее, продолжали серьезно заниматься тем, что они сами называли поврежденными ландшафтами. И хотя, возможно, они не знали о деятельности друг друга, я унаследую их пионерский запал.

Берти Моррис в Брокен-Хилле (город на крайнем западе Нового Южного Уэльса, Австралия, – прим. переводчика) заметил, что между растениями, ветром и водой существует внутреннюю взаимосвязь и вместе они защищают и крепко связывают поверхностный слой Земли – почву.

В пустыне у Брокен-Хилла начались индустриальные разработки залежей серебра. Среди его новых жителей в 1890 г. четырнадцатилетний Альберт (Берти) Моррис выделялся тем, что следил за наступлением на город дрейфующих песков и пылевых бурь. Он видел, как его отец, чтобы задержать пески, построил высокую каменную стену. И как через короткое время песок перевалил через эту стену.

Позднее он заметил, что дальнейшее «развитие» Серебряного города «раздевает» окружающие холмы, дерево используется для опор рудника, как топливо для приготовления пищи и плавильных дел, для строительства, при этом холмы остаются оголенными. Пески приходят в движение, и пылевые бури усиливаются. Берти пришел к убеждению, что только восстановление первоначальной растительности сможет сдержать пески приносящие убытки и не позволит им полностью засыпать город. Сначала к его идеям относились весьма скептически.

В 1909 г. он женился на Маргарет Сейс, которая была квакером, а впоследствии стал квакером и сам. Он продолжал развивать свою идею создания зеленого пояса вокруг города, который, как он доказывал, не только бы способствовал, но и полностью разрешил проблему. При поддержке со стороны Эдвина Эшби, ведущего Южно Австралийского квакера и ботаника, (*1) он много лет экспериментировал с растениями из засушливых ареалов.

Сегодня зеленое ожерелье окружает Брокен-Хилл. Успех и дальновидность его создателя стали известны миру. Израильтяне и американцы приезжают, чтобы увидеть плоды его деятельности, его методы перенимают в других странах. Методы, которые он пропагандировал, используются в методиках, рекомендуемых как лучшие для восстановления земель.

Необжитые земли позвали меня, и в 1959 г. я покинула Сидней и вслед за своей мечтой жить на отдаленном животноводческом пастбище очутилась на Станции Гордон Даунс, на краю пустыни Танами, где до меня и донесся слух о замечательной женщине, живущей в г. Элис-Спрингс (город на юге северной территории Австралии, – прим. переводчика).

Тасманийский квакер, Олив Мюриель Пинк родилась в 1884 году. Антрополог и ботаник, мастер своего дела, она была влюблена в природные растения, обитающие в округе г. Элис-Спрингс. (*2) Зажигательный и страстный сторонник расширения прав коренных народов, она в тридцатых-сороковых годах прошлого века активно проводила кампании в их защиту и критиковала миссионеров, правительственных чиновников и фермеров-овцеводов.

После 36 лет жизни в пустыне Тамани она начала разрабатывать в Элис-Спрингс растительный заповедник, и в 1956 г. вместе с её помощниками – садоводами варлпири (группа коренного населения Северной Австралии? говорящая на языке варлпири, – прим. переводчика) учредила национальный парк, чтобы можно было полюбоваться природными растениями центральной пустыни. Практически не имея денег, она выращивала собственные плоды и цветы, проводила выставки своих произведений искусства и отказалась от пенсии по старости.

В Австралийском заповеднике флоры засушливого региона она дала каждому растению имя и, если персона была не в милости, растение не поливали. Она способствовала становлению общины туземных искусств Йуендему. Она получила квакерскую помощь в 1942 г. (*3) и жила в оцинкованном сарае в собственном саду вплоть до самой своей смерти в 1975 г. в возрасте 91 года.

Ей потребовалось немало мужества, чтобы выступить против господствующего взгляда на права туземцев и о важности пустынных растений. Всю свою жизнь она поддерживала тесную связь с квакерами и была похоронена на квакерском сегменте Элис-Спрингского кладбища.

Когда она только засаживала свой заповедник, я находилась в Кимберли, где местные управляющие в презрении к кустарниковому наследию поливали экзотические растения водой из скважин, пытаясь сделать усадьбы «красивыми» и изменить местные условия так, чтоб они стали пригодными для растений из других культур и из другого климата.

В 1988 г. я посетила Олив Пинк – Австралийский заповедник засушливых регионов, и была в восторге от её усилий и от её дальновидности, которую она проявила, защищая колючую, уныло серую, тусклую зелень, символизирующую застенчивую изысканную природу растений засушливых областей, (*4) которую я очень люблю.

Ред Митчел – американский квакер, который переселился в Австралию, вступил в местное собрание Голубых Гор и получил образование лесовода. Во время второй мировой войны он, как человек, отказавшийся от прохождения военной службы по идейным соображениям, был интернирован и работал в Национальном Парке на Гавайях. Задолго до книги Рейчел Карсон «Безмолвная Весна», он описал собрание, на котором сам присутствовал, и где предлагалось внесение новых инсектицидов в природную среду (*5). 14 октября 1944 он написал письмо, в котором прозвучал сигнал тревоги:

Я вступился за насекомых. Я защищал их. Я рассказал об изумительной красоте этих пусть даже мельчайших божьих творений. Теперь человек намеревается уничтожить их – некоторые виды до полного вымирания, возможно, все. Ни один эксперт после не разговаривал со мной, наверное, мне следовало бы сидеть безмолвно, выглядеть мудрым…

А потом в 60-е и 70-е годы 20-го столетия вдоль Сиднейской береговой полосы в пределах слышимости и видимости Харбор Бридж (моста гавани, – прим. переводчика), каждый день две сестры шли пешком через бушлэнд (местность, покрытая кустарниками, – прим. переводчика). Джоан и Айлин Брадли, (*6) они проводили систематическое обследование природной среды и изучали поведение трех семейств великолепных крапивников. Когда в 1966 г. численность этих птиц значительно снизилась, Джоан взбудоражила прессу заявлением о том, что мельчайшие дозы хлорорганических соединений, применяемые длительное время, вызывают бесплодие у мелких птиц. Сестры также разработали принципы и правила, которые стали методикой «возрождения кустарников». К 1975 г. их методика получила поддержку Национального Фонда и природоохранных ассоциаций, и теперь стала основой австралийской научно-прикладной специальностью. (*7) Вариации метода Брадли были переняты по всему миру.

Между тем в 1970-е годы я была в глубоком интеллектуальном провале, приобретала чисто академические знания в Европе и затем показала себя почти совершенно неэффективной в Лесото. Но становилась известной другая концепция, которая изменила мою жизнь и стала для меня призванием.

В семидесятые годы ХХ века два эколога университета в Тасмании Билл Моллисон и Давид Холмгрен разрабатывали инновационную доктрину дружественного отношения к Земле – пермакультуру, важность которой для восстановления Земли я буду обсуждать позднее. Они увидели опустошение полностью вырубленных лесов, почвы, воды и исчезновение биологических видов. Они увидели города, крупные и небольшие, загрязненные отходами от угольной индустрии. Они переработали множество разнообразнейшей информации об обществе и окружающей среде, чтобы создать структуру этики, тактики и стратегии для восстановления Земли и долгосрочного устойчивого развития.

Восстановительные методики Берти Морриса, Олив Пинк и сестер Брэдли были мягкими и терпеливыми. Они проводили восстановление в зависимости от сезона, позволяя Земле диктовать свой ритм восстановления. Они работали с землей по её времени. Это было революционно, но они, вероятно, и не осознавали, насколько важны нетронутые постоянные природные системы и биологическое разнообразие для стабильности климата. А Моллисон и Брэдли это знали, и сознательно разрабатывали принципы восстановления.

Духовная проницательность этих австралийских «бионеров» помогла им увидеть все экологическим взаимодействия и отнестись к ним с уважением. Они пришли к убеждению, что Земля, если ей дать такую возможность, сама себя восстановит. Именно благодаря квакерским убеждениям они действовали согласно своим взглядам. От них я получила своё призвание и средство для этой квакерской заботы.

А в Австралии конца XIX и начала XX века поэты диких равнин писали о деревенских условиях, о первопроходческом духе деревенских мужчин, женщин и даже скота. Это был прецедент борьбы с дикой пустыней, её покорением и трансформацией по образу Европейского ландшафта. Их позиция отражала веру в мускулистого и состязательного Бога, который послал бы засуху или наводнение для исправления грешников, а те в свою очередь пошли бы в церковь для покаяния. Их отношения с Австралией были конфликтными, они считали её суровой, жестокой. Они порицали землю за её засухи и наводнения, а не за негодные методы ведения сельского хозяйства и плохо приспособленные зерновые культуры из Европы.

Примеров работы с землей было немного и ко второй половине XX века большинство австралийцев, зарабатывали себе на жизнь, не имея с кормящей их землей никаких близких отношений, и были весьма далеки от практики такого рода.

 

Примечания к главе 1

*1 Эдвин Эшби (1861-1941) был Южно австралийским ботаником и квакером. Он также был коллекционером птиц, бабочек, раковин, панцирных моллюсков (современных и древних ископаемых). Лучшие из его экспонатов он отдал в ЮА Музей. Он был зачарован природной флорой Австралии и основал питомник природных растений в 1930-е годы, с целью сохранения дикой природы. Его имущество «Виттунга» было передано Ботаническому саду Аделаиды. Его дочь Элисон стала известным коллекционером и живописцем австралийской флоры. Bib.ID 1567-745 State Library.

*2 Город в центре Австралии, часто называемый красным сердцем за его засушливый климат и экстремальную погоду. Многие годы он рассматривался как непригодный для жизни. Сегодня он живет на ископаемой воде и полном импорте.

*3 www.opbg.com.au

*4 1 июня 2010 г. ABC национальное радио посвятило 1 час Олив Пинк и её достижениям.

*5 Личный е-мейл от Элизабет Митчелл, 4 июня 2010 г. Неопубликованный дневник Реда Митчелла. Ред Митчелл стал австралийцем и членом местного собрания Голубых Гор.

*6 adbonline.anu.edu.au/biogs/A130275b.htm

*7 Я состою в двух природоохранных группах в Голубых Горах, там у нас всего 64 группы счастливых восстановителей.

 

2. Развитие духовных связей с Землей

Путешествия и открытия заключаются не в поиске новых земель, а в обретении нового видения.

Марсель Пруст

Но некоторые австралийцы перешли от порицания к пониманию, а некоторые и к любви. В 1953 г. Рудольф Лемберг, ученый, австралийский переселенец и квакер, так описал современное ему представление о божественном образе в природе:

Я увидел красоту творения в горах, скалах и ледниках, в сверкании солнечного света и в плывущих облаках, в блеске морского побережья моей новой родины, в девственной красоте альпийских цветов и цветов бушленда, в прелести окраски оперения птиц и в их пении, в изобильности жизни береговых каменистых заводей, даже в жабах и змеях.

Его опыт говорил ему, что Бог познается через природу, и что Бог есть добро. Теперь это идеология общепринята теологами Земли, для которых, как для религиозных наблюдателей, “не навредить” стало обязательным.

Современная критика этого мнения со стороны Джоржа Сессиона (*1) сводится к следующему: мы держим природу на расстоянии вытянутой руки, когда смотрим на неё только, как на пейзаж. Но эта благодарность и почитание Бога, красивое и очевидное, подтолкнуло многих австралийцев, а среди них и квакеров, к ненасильственной активной деятельности, направленной на защиту лесов и пустынь.

Джон Ормерод Гринвуд, Бэкхаузский лектор 1982 года (*2) сделал скачок в богословии, представив радикальный взгляд на место, как на нечто сакральное и категорически осудил надругательство над священными природными местами. В его представлении природные дикие места связаны с людьми «невидимым».

Хотя я полагаю, как квакер, что все места, времена и сезоны священны, я, в то же время, думаю, и в этом нет никаких противоречий, что существуют места и периоды времени, которые особенно священны… Это Айерс Рок-Улуру и другие места богослужения коренных австралийцев, они особенно священны и не существует никаких положений, при которых надругательство над ними могло иметь оправдание… Они священны, поскольку в этих местах и в эту пору люди регулярно жертвенно и преданно проникали сквозь завесу, отделяющую нас от невидимого (мира).

Неживое соединяется с живым, как священное. Землю воспринимали (видели) по-разному. И для некоторых людей, такой стала Австралия.

В конце 20-го столетия, по мере того, как ширилось осознание того, что человек пагубно воздействует на Землю, и мера его пагубного воздействия быстро возрастает, квакеры подобно Фрэнсису Холу (1995) писали страстно и много в защиту земли, превозносили и удивлялись живой Земле. Фрэнсис (*3) пишет о том, что был заклят Божественным Присутствием любить и ценить не только растения и другие существа, но также землю, снег и скалы.

Вот, как Божественное Присутствие сказало бы нам: «Всегда добивайтесь равновесия… Вы должны любить и ценить себя, других людей, растения и все создания, окружающие вас, звезды, землю, снег и скалы.

Никогда не «влюбляйтесь в тех, кто одержим собой и проглотит вас; но и не отворачивайтесь от них и не отвергайте их. Всегда в достигнутом вами равновесии держите меня в поле зрения. (12)

Некоторым квакерам такое своеобразие и выражение божественной любви к неодушевленным объектам пришлось не по душе.

Тем не менее, к концу XX века природные бедствия все ещё в своей основе представлялись лишь земными или климатическими нарушениями, но не результатами нашей деятельности. Австралийцы ещё имели обыкновение говорить, что они живут в суровой стране и сетовали на то, что делает Природа/Бог.

А вред Австралии был нанесен большой.

Вумера была стартовой площадкой для ракет. Монте Белло, Эму Филд и Маралинга – вот те места, где Британия проводила атомные испытания. Вумера, закрытая на 1000-10000 лет; урановые родники, бесконечные полосы угольных разработок, опустошенные, умирающие реки, загрязненные и бесплодные для жизни. В мире потеряно несколько величайших видов. А серьезные последствия для будущих поколений, массовое истощение грунтовых вод; использование не восполняемых источников энергии на душу населения, достигшее высочайших размеров, и пустыни, где ранее были безбрежные леса.

Драгоценные и невосполнимые почвы при полном легкомыслии утекают в реки и моря. Ловля рыбы в океанах идет до полного её истребления. Некоторые экосистемы уже никогда не смогут быть возвращены к их первозданной целостности.

Наибольшее беспокойство вызывает атмосфера, в которую мы выпустили непомерные количества двуокиси углерода, положившие конец климатической стабильности, длившейся в течение 10 тысяч лет.

Примечания к главе 2

*1 Sessions, George and Duvall. W. Living as if Nature Mattered, www.transnational-perspectives.org/transnational/articles/article36.pdf

*2 John Ormerod Greenwood, Backhouse Lecture, 1982, Celebration, a Missing Element in Quaker Worship.

*3 Francis Hole, A Little Journal of Devotions out of Quaker Worship, Quaker Press, 2001.13


Книга “Непредсказуемое приключение, требующее значительных усилий”. Скачать полностью: [.doc]   [.pdf]