Наша целостность

Дэвид Сондерс размышляет о поиске того, как стать целостной личностью.

Естественной тенденцией является тот факт, что старея, мы начинаем задумываться об итогах нашей жизни. Этот процесс неизбежно включает в себя и признание того, что мы сделали, и примирение с тем, чего не сделали. Пробелы в списке наших достижений могут выглядеть по-разному: мы, возможно, не поднялись на Эверест, не завоевали золотую олимпийскую медаль; не увидели Ниагарский водопад; не исполнили концерт, не написали бестселлер, не были одарены внуками, ни разу не испекли хлеб и так далее. Зацикливание на таких пробелах может вести к очень негативным чувствам, но я все же рассматриваю их в качестве составной части становления собственной целостности. Швейцарский сыр идеально гладкий и целый снаружи, но внутри у него есть дырки!

целостность

Photo (c) Nick Cutler. Non-commercial use only

Признать, принять и полюбить тех, кем мы не являемся, – столь же важно, как признать и согласиться с тем, кто мы есть. С годами фильтр нашего жизненного опыта сознательно и бессознательно сортирует то, что мы можем и на что не способны. Есть надежда, что нам открылись наши дарования, мы смогли использовать свои сильные стороны, реализовали свой энтузиазм, но вместе с тем и определили свои ограничения, слабости и страхи. Такое балансирование между положительным и отрицательным ведет к нашей целостности. Это здоровый процесс. Он ведет нас за пределы нашего эго, которое управляло нашим более ранним развитием, к чему-то большему, к нашему богоподобию, к божественности. Амбиции, ожидания и цели наших ранних лет развития как отдельных личностей придали нам энергию, страсть и силу. В дальнейшей жизни мы выходим за рамки этих движителей, направляясь к чему-то более комплексному, более всеобъемлющему. Мы возрастаем в целостности и полноте. Мы можем, как столь чарующе пишет Ханна Уайтол Смит в «Квакерской вере и практике» (21.48), «покончить с вещами», но это же открывает пространство для появления нечто более глубокого. «Тогда же буду знать так же совершенно», пишет Павел в послании к Коринфянам (13:12).

«Возрастайте через недостигнутое», – пишет Энни Диллард, ибо «недостигнутое – обитель Духа». Изучая недостигнутое, мы возможно найдем то, что Томас Мертон назвал «скрытой цельностью … во всех видимых вещах». Может быть одним из величайших парадоксов жизни является следующее – принимая то, чем мы не являемся, на что мы не способны, мы усиливаем того, кем мы являемся и то, что мы можем. Т.С.Элиот смотрел на цель продолжения познания как на возвращение к исходной точке, но познавая ее как в первый раз, рассматривая огонь как подобие розы.

Итак, давайте быть реалистами, оценивая свои жизни, но не будем позволять упущениям умалять нашу целостность: упущения – ее часть. Недостигнутое нами, наши неудачи, наши упущения означают, что мы научились сосредотачивать свою энергию на том, чтобы использовать свои дарования, чтобы и получать и отдавать. Поиск пути к целостности является поиском пути к Богу.

Дэвид Сондерс

The Friend, 2016