Джордж Лейки, член Собрания Центральной Филадельфии (Пенсильвания), – известный активист. В своё время он был одним из организаторов и лидеров Движения за гражданские права, Движения в поддержку профсоюзов и Движения за права ЛГБТК. Он является основателем Квакерской команды действий на благо Земли (EQAT) – группы квакеров-защитников окружающей среды, которые возглавили кампанию, предотвратившую намерения банка PNC финансировать разрушительную практику добычи угля на склонах Аппалачских гор. Он является автором десяти книг, в том числе книг «Экономика викингов: как скандинавы всё поняли правильно, и как понять нам», а также «Как мы побеждаем. Руководство по ненасильственным кампаниям прямого действия». Он социолог, занимал должность профессора социальных изменений в Свортморском колледже, пока не ушел из академической среды, продолжая при этом заниматься активизмом.
Дональд Маккормик: Не могли бы вы немного рассказать о своей идее того, что квакерство захвачено средним классом, и о том, как это влияет на процесс принятия решений среди квакеров?
Джордж Лейки: Я обеспокоен тем, что квакерство захвачено профессиональной болезнью среднего класса: процедурными препятствиями, которые у него возникают при попытке достижения той или иной цели. Я родом из рабочего класса и всегда считал, что в результате усилий ты получаешь либо нужный результат, либо ничего. И поскольку я перешел из рабочего класса в средний, я также научился обращать внимание на то, как достигается тот или иной результат. Я ценю некоторое внимание к процессу, но не хочу мириться с ним тогда, когда он мешает достижению цели. Помните ту историю про Собрание, которому понадобился год, чтобы согласовать цвет нового ковра? Надеюсь, она не соответствует действительности и там много преувеличений, сделанных для того, чтобы подчеркнуть суть дела.
В моем Месячном Собрании мне каким-то образом удается оставаться участником с хорошей репутацией, но только не потому, что я хожу на наши встречи, где обсуждаются деловые вопросы. Я был утомлен тем, что процедурным вопросам зачастую уделялось больше внимания, чем самим целям и достижению результата. Я близко к сердцу принимаю напоминание Иисуса о том, что суббота была создана для людей, а не наоборот.
Я спрашиваю иногда, отдаляет ли нас культурное превосходство среднего класса в Обществе Друзей от людей из рабочего класса или, например, от фермеров. Раньше на Годовом Собрании в Филадельфии было много фермеров-квакеров, и я сомневаюсь, что весной они приезжали каждый день молиться, прося Бога сказать им, когда пахать или собирать созревающие яблоки. Фермерство – это ремесло, и именно так я вижу активизм квакеров. Вы изучаете ремесло и практикуете его. Это довольно сложно, и я часто полагаюсь на Дух как на источник вдохновения, который помогает в сложные моменты, но ремесло активизма существует уже само по себе и его просто надо использовать для достижения целей.
Ожидание нужных инструкций может быть разумным шагом, равно как и всесторонний просчёт вариантов событий, особенно для высокорискованных действий. Однако не стоит полагать, что это какие-то незаменимые действия, добавляющие активизму очки праведности и эффективности. Тщательное обдумывание стратегии на деловом собрании принесет свои плоды, только если это действительно необходимо. И наоборот, оно отдалит нас от цели, когда в таком планировании нет необходимости. Размеренность в принятии решений, возможно, стала для Друзей привычным делом, потому что благодаря нашей культуре мы привыкли избегать конфликтов.
Это поведение, очень присущее профессиям среднего класса, – избегать резких слов, не говорить правду, которая доставляет дискомфорт, и избегать конфликтов. Менеджеры вряд ли получат повышение, если у них возникнет конфликт в их отделе. Учителя вряд ли получат похвалу от директора, если в их классах будет много конфликтов. Профессии среднего класса, как правило, поощряют спокойствие и комфорт.
Дональд: Когда я стал квакером, у меня сложилось впечатление, что гнев и конфликты – это не квакерское дело. Потом я посмотрел видео о жизни Джорджа Фокса и сказал: «Эй, погодите, он иногда очень даже злился!»
Джордж: Верно. Джордж Фокс не организовывал профессионального религиозного общества для среднего класса. Среди первых квакеров были самые настоящие конфликты и проявление целого ряда человеческих эмоций. Хотя на протяжении веков мы всё же старались избегать конфликтов.
Мы также стали неохотно высказывать суровые истины. Существуют надёжные исследования, которые показывают, что в Америке есть правящий класс, и что он всеми руководит, но квакерам всё ещё очень и очень трудно это говорить. Это не относилось к ранним квакерам: они были готовы называть вещи своими именами, и в первую очередь заботились о том, чтобы оставаться верными истине даже за счёт значительных эмоциональных затрат.
В природе классового разделения мы виноваты не больше, чем в расизме или сексизме. Мы просто впитываем это, взрослея. Любая социальная структура доминирования устойчива, в ней создаётся культура, в которой основные человеческие характеристики прививаются через социализацию. Согласно сексистскому сценарию женщины должны увлекаться искусством, а мужчины – науками. Там, где всё ещё господствует патриархат, людям очевидна связь некоторых человеческих качеств с определенными гендерами. В других обществах мы видим, что всё больше и больше смельчаков противостоят этим убеждениям.
Классовое разделение работает по такому же принципу, хотя, как и сексизм, сейчас оно не такое сильное, как раньше. Тем не менее, мы живём в классовом обществе и, социализируясь, замечаем некоторое распределение человеческих характеристик. Исследования показали, что это зачастую происходит в школах, в которых учатся дети разных социальных классов. В каком бы классе мы ни родились, нас с детства постоянно поощряют перенимать качества, присущие тому или иному классу.
Классовое общество поручает классу владельцев представительскую функцию. В конце концов, задача класса владельцев – правильно использовать навык видения направления, в котором движется всё общество, т.е. четко видеть картину того, к чему мы стремимся. По аналогии, к примеру, высший класс – это судовладельцы. Капитан и первый помощник капитана – средний класс, наблюдающий за работающим экипажем. Работа же матросов состоит не в том, чтобы задаваться вопросом что и почему, а в том, чтобы заставлять корабль плыть.
В двадцатом веке в Обществе Друзей стало мало представителей класса владельцев, а также мало рабочих и фермеров, что дало возможность среднему классу профессионалов по-своему формировать культуру квакеров. Среди членов сообщества стало труднее выискивать навыки упомянутого широкого видения, равно как и навыки, присущие рабочему классу, заботящегося о практичности, предпочитающего прямоту и быстрое принятие разумных аргументов.
Общество Друзей, которое я застал в молодости, больше интересовали навыки предвидения, чем сейчас. Тогда это нашло отражение в создании наших учреждений, таких как Американский комитет Друзей на службе обществу и различных квакерских школ. В наши дни социальные действия часто кажутся оторванными от предвидения. Мы остро реагируем на зло, но при этом не проецируем для всех общую картину того, как будет выглядеть добрый, мирный и справедливый путь. Таким образом, наблюдение заменяет действие, которое может существенно повлиять на условия, в которых мы становимся свидетелями.
Дональд: В одном месячном собрании я предложил его членам попытаться сформулировать, как бы они хотели, чтобы собрание выглядело в будущем, задав себе следующие вопросы: «Какова наша миссия?», «Чего мы на самом деле пытаемся достичь?» Что ж, глядя на их реакцию, можно было подумать, что я предлагаю собранию начать поклоняться сатане.
Джордж: Совершенно верно. Исполнители симфонического оркестра точно так же отреагировали бы на эти вопросы, равно как и смотрители художественного музея. Это потому, что управлением обычно занимается класс владельцев, и это ему нужно иметь такое предвидение. Когда члены совета директоров не беспокоятся о создании собственного предвидения, они предпочитают нанимать топ-менеджера, который является профессиональным провидцем, и чьё предвидение им нравится.
Дональд: Я написал статью о сокращении числа квакеров: «Может ли квакерство выжить?» (Friends Journal, февраль 2018 г.), где упомянул, что нам нужно видение, позволяющее Обществу расти. Я осознал, что понятия не имею, каким представляется будущее у квакерства и есть ли такие представления вообще.
Джордж: Есть квакеры, вышедшие из среднего и рабочего класса, которые, достаточно долго шли к тому, чтобы стать такими провидцами. Людей не всегда легко запрограммировать даже в рамках господствующей культуры. Нам нужны квакеры, обладающие способностью к видению на перспективу, независимо от их классового опыта. И если они будут осаживаться контроллёрами процесса, я надеюсь, они не прогнутся. К слову, это о действии невидимой классовой динамики.
Дональд: Я никогда не слышал об альтернативе одержимости процедурными вопросами в квакерстве. Как бы могла эта альтернатива выглядеть?
Джордж: Что ж, Квакерская команда действий на благо Земли (EQAT) изобрела такую альтернативу, которая стала для нас своего рода инструкцией. Я описываю ее шаг за шагом в книге «Как мы побеждаем» (How We Win). Когда мы выиграли нашу первую кампанию – помешали крупному американскому банку финансировать горную добычу угля – то сделали паузу, чтобы поставить себе нашу следующую цель. Мы напоминали себе о нашей основной миссии. Мы молились и пели, ничего нового в этом нет, и поощряли появление у себя видение будущих шагов. И несколько таких озарений действительно пришло к нам. Затем мы разобрали их, проведя множество исследований, разговоров и споров. Мы выбрали следующую цель методом исключения, определив её всевозможными проверками. В результате наше сообщество укрепилось, потому что продуктивный сильный конфликт может укрепить группу.
Другая организация с другой миссией могла бы изобрести другую модель, и действительно, не пора ли изобретать? Возможно, квакерам пора вводить новшества и искать новые пути, которые не зависят от нашей нынешней структуры принятия решений.
Я понимаю, что метод консенсуса – это не просто подсчет кивков согласия. На самом деле речь идет об отклике на Дух, который, как мы верим, словно оживляет всё тело, когда оно находится под тяжестью того, что нас заботит. Я понимаю это, но, похоже, что процесс стал скорее рутинным, успокаивающим занятием, чем вдохновляющим инструментом. Когда группой рутинно управляет классовая динамика, очень трудно сохранить вдохновение. Я был на деловых собраниях Друзей, когда Дух был именно освободительной силой и позволял нам преодолевать ограничения, которые мы позволяем классовой системе накладывать на себя. Эти собрания, кстати, тоже проходили в периоды открытого конфликта.
Дональд: Как в Квакерской команде действий на благо Земли принимаются решения?
Джордж: Команда создает краткосрочные орггруппы для выполнения основной работы и проводит ежемесячные общие собрания, чтобы правление организации могло держать руку на пульсе. Правление Команды пытается достичь консенсуса, но всё равно принимает решение, когда консенсус не достигнут, потому что наша миссия требует от нас быстрых действий. И это ключ к ненасильственной кампании прямого действия. Когда вы сталкиваетесь с противником, который хочет вырубить вас, полезно быть проворным.
В правлении около десятка человек, и они прекрасно понимают, что имеет в виду каждый, кто выступает. Если они не могут прийти к консенсусу, они соглашаются с наиболее авторитетными членами.
Дон: Как нас ограничивает классовое разделение?
Джордж: В течение многих лет моя работа в Обществе Друзей заключалась в том, чтобы помочь нам стать достаточно сознательными для освобождения от классовых ограничений. Я видел такую цель: освобождение от всех притеснений, в которых используются такие различия, как класс, раса, пол и возраст, что причиняет нам боль и сковывает нас. Когда наша сила высвободится, мы сможем добиться большего, например, в борьбе с климатическим кризисом.
Почему меня так сильно заботят классовые вопросы? Класс ограничивает нас. Бог есть любовь. Что может быть важнее, чем любить друг друга, желая, чтобы все мы могли наиболее эффективно реализовать свой потенциал?
2020