Свидетельство простоты. Информация для Википедии

Свидетельство простоты – это краткое определение действий, предпринимаемых членами Религиозного общества Друзей (квакеров) для выражения своего убеждения в том, что человеку следует вести простую жизнь, чтобы сосредоточиться на том, что наиболее важно, игнорируя менее важное.

Друзья верят в то, что духовная жизнь и характер человека значат больше, чем вещи или деньги, которыми он владеет. Друзья также верят в необходимость осознанного использования своих ресурсов, включая деньги и время, таким образом, чтобы они с большей вероятностью меняли жизнь к лучшему самого человека и других людей. Слово «свидетельство» описывает то, как Друзья выражают свои убеждения в повседневной жизни. Поэтому, свидетельство представляет собой не веру, а действие, которое берет начало в религиозном опыте Друзей. Свидетельство простоты включает заботу квакеров (членов Религиозного общества Друзей) в большей степени о внутреннем состоянии человека, нежели о внешней наружности.

Общее определение

Ранние Друзья считали важным избегать приукрашенности в одежде, речи и кичливости материальным состоянием, потому что такие вещи имеют свойство отвлекать человека от ожидания Божьего водительства. Они также заставляют человека заниматься собой более, нежели другими людьми, нарушая заповедь Иисуса «люби ближнего своего, как самого себя». Утверждение простоты, как это называется, сделало Друзей в определенное время и в определенных местах легко узнаваемыми в окружавшем их обществе, особенно – в XVIII и XIX веках по нарочито простой одежде.

Личная гордыня не ограничивается благородной кровью. Она заставляет людей ценить свою персону, особенно, если они осанисты и красивы. Некоторые настолько заняты собой, что, кажется, не обращают внимания ни на что другое. Их безумие уменьшилось бы, окажись они в состоянии провести в размышлениях о Боге хоть половину того времени, которое ими тратится на мытье, ароматизацию, раскрашивание и наряды для своих тел. Во всем этом они аккуратны, весьма искусны и не жалеют расходов. Но что усугубляет зло, так это то, что гордыня одного могла бы удовлетворить нужды десятерых. Великая нечестивость заключается в том, что гордыня нации ублажается на глазах бедняков.

Уильям Пенн “Без креста нет венца”

Простота для Друзей, как правило, касалась материального имущества. Квакеры часто ограничивали его самым необходимым для жизни, они не копили богатства. Свидетельство имеет отношение не только к природе владения имуществом, но также и к тому, как человек воспринимает материальные блага.

Многие Друзья, считавшиеся образцовыми квакерами, были также и богаты; приверженность свидетельству, тем не менее, заставляла их использовать свое богатство для духовных целей, включая помощь бедным и притесняемым. С другой стороны, некоторые квакеры, например Джон Вулман, отказывались от принадлежавшего им богатства и экономического положения, когда они казались им духовно обременительными.

В последние десятилетия Друзья придали этому свидетельству также и экологический смысл: теперь оно касается того, что квакерам не следует потреблять больше, чем составляет их справедливую долю ограниченных ресурсов Земли.

Подобно многим аспектам квакерской жизни, практика простоты и даже намеренной бедности со временем развивалась, хотя она и основывалась на принципах, которые были постоянной основой мировоззрения Друзей. Эти принципы теперь служат составной частью квакерских свидетельств. Намеренная бедность, как продолжение свидетельства простоты, может быть и сегодня замечена среди многих современных Друзей, которые не следуют моде и не покупают вычурную, дорогую одежду.

Свидетельство простоты также находит выражение в традициях отсутствия настенных украшений и использования функциональной мебели в квакерских домах.

Простота в одежде

Простота одежды традиционно была ответом многим заботам Друзей. Дорогостоящие стили использовались, чтобы показать социальное неравенство и заявить о богатстве их обладателя. Лишь немногие избранные могли позволить себе покупку дорогих украшений, которые затем можно было использовать для подчеркивания классовых различий, когда люди в модной одежде избегали общения на равных с теми, кто был одет бедно. Это вызвало появление квакерского свидетельства равенства. Кроме того, частые покупки дорогих модных новинок, вместо приобретенного прежде, считались расточительством и самодовольством, а Друзья задавались целью стремиться к простоте, сосредотачиваясь на важных вещах в жизни. Замечательно то, что Друзья не считают правильным оценивать людей, исходя из их материального благосостояния, а это недостижимо в обществе, которое делает акцент на следовании преходящим, но дорогостоящим тенденциям в моде. Когда-то практика простоты приводила к тому, что Друзья были несомненно узнаваемыми. С изменением моды квакерский идеал простоты ушел из современной им одежды. В результате традиционные формы практики простоты в одежде перестали соблюдаться большинством Друзей. Сегодня квакерам скорее свойственно выражать свою веру в действии, одеваясь в простые варианты современных стилей, избегая одежды с дизайнерскими лейблами и пр. Друзья также стараются покупать только то, что им действительно нужно, и платить больше за одежду, произведенную со справедливым отношением к работникам и соблюдением экологических норм.

Друзьям была свойственна сильная традиция простоты в одежде, более уместно называемая «нарочито бедной, грубой одеждой». Это обычно означает одежду, похожую на ту, что носят амиши или консервативные меннониты, как правило темных цветов и без излишеств, украшенных карманов (или вообще без них), пуговиц, пряжек, кружева или вышивки. Подобная квакерская одежда была широко распространена вплоть до конца XIX – начала XX века, – до того времени, когда большинство Друзей начинает одеваться так же, как окружавшие их люди. Подобно тому, как название овсяных хлопьев Quaker Oats включает слово “квакерский”, не будучи при этом связанным с Обществом Друзей, существует и некое распространенное, но ошибочное, мнение о том, что Друзья до сих пор носят традиционную квакерскую одежду. Лишь очень небольшое число современных Друзей снова возрождают эту традицию.

Традиционная простая одежда дольше сохранялась в консервативном квакерском направлении, которое сегодня представлено таким собранием, как Огайское годовое собрание, где еще есть Друзья, сохранившие до наших дней квакерскую традиционную одежду. Растет число современных Друзей, выступающих с инициативой возрождения традиционной простой одежды. Некоторые квакеры называют сторонников этого движения «Новыми простыми».

Абсолютное большинство сегодняшних квакеров неотличимо от не-квакеров в том, что касается стиля одежды.

Простота: абсолютное большинство сегодняшних квакеров неотличимо от не-квакеров в том, что касается стиля одежды

Абсолютное большинство сегодняшних квакеров неотличимо от не-квакеров в том, что касается стиля одежды. Фото: mountainfriendscamp.org

Некоторые консервативные Друзья относят это положение не к свидетельству простоты, а скорее к свидетельству честности и порядочности, рассматривая простоту как следование воле Бога, а не как свидетельство о порожденном человеком идеале.

Простота в речи

Простота речи имеет отношение к нематериальным темам: честность, отказ от классовых различий и рудиментов язычества, правдивость. Эти принципы применялись на практике в использовании утверждения вместо клятвы, в рукопожатии как знаке достигнутого делового соглашения, установлении фиксированных цен на товары, в отказе от использования титулов, в применении «фамильярных» грамматических форм местоимения второго лица единственного числа. Ранние Друзья также отказывались от принятых в английском языке названий дней и месяцев, поскольку многие из них происходили от имен римских или скандинавских богов, таких как Марс (март) и Тор (Thursday – четверг), а также римских императоров – Юлий (июль). В результате, квакеры начали называть дни недели «первым днем» (воскресенье), «вторым днем» (понедельник) и т.д. Схожим образом, месяца года назывались «первым месяцем» (январь), «вторым месяцем» (февраль) и так далее. Для многих Друзей сегодня, это уже не важно, хотя некоторые квакеры продолжают придерживаться традиций, особенно в наименовании «школа первого дня» для организованных Друзьями воскресных школ. Многие квакерские организации продолжают использовать “календарь простоты” для официальных записей.

Ранние Друзья практиковали простоту речи, означавшую отказ обращаться к людям обычными тогда, “напыщенными” способами. Часто квакеры говорили с высокопоставленными персонами, используя “фамильярные” формы “ты”, “тебе” и пр., вместо уважительного “вы”. Позже, когда местоимение “ты” и его формы исчезли из повседневного употребления в английском языке, многие Друзья продолжали использовать эти слова, как формы “простой речи”, хотя изначальная причина такого использования исчезла. Сегодня еще остаются англоязычные Друзья, говорящие другим квакерам thee (“ты” на архаичном английском). В языках, где сегодня присутствуют различие форм “ты” и “вы”, они используются по-разному.

Следуя британскому образцу, ранние франкоязычные квакеры предпочитали менее формальное tu для обращения даже к тем людям, к которым обычно предполагалось обращаться в официальным vous. Ближе к нашему времени, тем не менее, это изменилось, и сегодня франкоговорящие квакеры чаще всего используют формальное vous. В определенной степени, это служит доказательством сложности понятия простоты речи, чьим предназначением было не требование неформальности, а стремление обращаться ко всем одинаково “просто”. Возможно, одной из причин отказа от прежнего использования tu послужило использование этой формы белыми французскими миссионерами в отношении африканцев.

Друзья обычно стараются избегать обращений “мистер”, “миссис”, “мисс” и пр. Вместо этого квакеры стараются называть друг друга по имени и фамилии без каких-либо титулов. Во многих квакерских сообществах дети обращаются к взрослым либо просто по имени, либо по имени и фамилии, но без титулов, и во многих квакерских школах учителей также называют по имени. Как правило, Друзья, которые близко не знакомы друг с другом и которые в не-квакерских кругах обращались бы друг к другу, используя слова “мистер”, “миссис” или “мисс”, называют других Друзей по имени и фамилии, а не более фамильярно – только лишь по имени. Квакерам также не свойственно обращение “сэр” или “мадам” в отношении человека, имени которого они не знают, в этом случае используется обращение “Друг”. В письмах, где не-квакеры могли бы применить словосочетание “уважаемый господин или госпожа”, многие квакеры, вместо этого, написали бы “уважаемый Друг”; а в заключении писем вместо “искренне ваш” – “ваш в истине” или “в дружбе”. Данная практика считается сегодня в большей степени выражением свидетельства равенства, нежели свидетельства простоты.

В дополнение к этому ранние и современные Друзья не клянутся и не принимают присягу даже на судебных заседаниях (положение, разрешенное в Британии с 1695 года и содержащееся в конституции Соединенных Штатов, но способное вызвать проблемы где-то еще). Когда требуется, квакеры могут вместо этого “подтвердить”, что собираются говорить правду. Это считалось одним из аспектов простоты, потому что означало правдивость речи без каких-либо дополнительных клятв, которые не нужны, если предполагается, что человек правдив всегда. И это также является одним из аспектов свидетельства честности. Традиция берет свое начало в Нагорной проповеди Христа:

Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».  А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;  ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да, да»; «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого.

Мф 5:33-37

Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению.

Иак 5:12

Подобным же образом Друзья стараются не торговаться. Квакеры-продавцы просто устанавливают фиксированную цену, которую считают справедливой, что противоречило обычаям раннего периода их истории, но что им казалось более простым и честным (данная практика обычно расценивается как выражение свидетельства честности, а не свидетельства простоты).

Общая простота жизни

Свидетельство простоты – важная часть квакерской жизни, и многие примеры его влияния можно увидеть в их ежедневных и религиозных практиках. Например, следуя данному свидетельству, многие собрания, у которых есть прилегающий к Дому собраний участок кладбища, просят тех, кто ставит памятники умершим Друзьям, помнить о необходимости простоты и выбрать скромный, невысокий камень.

Неверные толкования

Распространенные заблуждения о квакерской простоте:

  • Многие убеждены в том, что квакеры выглядят подобно картинке на коробке “Квакерских овсяных хлопьев” (Quaker Oats). Тем не менее, большинство квакеров одевается так же, как и другие люди вокруг них.
  • Квакеров часто путают с амишами, меннонитами и шейкерами. Хотя можно заметить сходство между представителями этих групп, амиши, меннониты и шейкеры отличаются от Друзей и не принадлежат к их Обществу.
  • Многие часто думают, что от квакеров во все времена и повсеместно требовалась единая и узнаваемая форма одежды. На самом деле, чаще всего и в большинстве мест типичная одежда квакеров была предметом сознательного выбора каждого из Друзей индивидуально, и реальная практика в этом отношении всегда могла быть разной.

Но, в противовес этому, нам (говорят, что мы) не должны обращать никакого внимания на цвета, что ничего изменяющегося не допускается – ни разные цвета, ни каблуки; не разрешается ни продавать, ни носить их; но что мы все должны быть в том же самом платье, в одном цвете; что за глупое, бедное Евангелие. Нам больше подходит быть облеченными в Божий Вечный Дух, и одеваться в его вечный Свет, который ведет и направляет нас в Праведность.

Маргарет Фелл

  • И, в конце концов, квакеры не считают бедность непременным признаком добродетели.