Мистический опыт

Возрождение забытой квакерской традиции

Многие влиятельные квакеры, такие как Руфус Джонс, Марсель Мартин и Говард Бринтон, считали мистицизм сердцем квакерства. В своей брошюре Пендл-Хилл «Взгляды квакеров на мистицизм» Марджери Пост Эбботт писала:

В середине 1990-х я брала интервью у красноречивых квакеров из Великобритании, Филадельфии и Тихоокеанского Северо-Запада, многие из которых занимали важные посты в своих месячных или годовых собраниях. Эти шестьдесят с лишним Друзей в подавляющем большинстве согласились с тем, что наша вера — мистическая.

В журнале Friends Journal нет недостатка в освещении этого. Введите «мистика» в поле поиска онлайн-архивов, и вы получите 26 страниц ссылок на статьи и рецензии на книги, относящиеся к мистике, мистицизму и мистическому опыту.

Несмотря на это, квакеров, рассказывающих о своих мистических переживаниях, иногда встречают с равнодушием. Им не верят, или же они сталкиваются с какими-то другими негативными реакциями. Одна женщина рассказала мне, что после того, как она начала посещать собрания квакеров и у нее начали возникать мистические ощущения, она попросила собрание для прояснения помочь ей понять, что происходит – но участникам этого собрания было неудобно иметь дело с ее опытом, и они постарались отделаться от нее, посоветовав поговорить с другим постоянным комитетом.

Кроме того, в центральных, авторитетных квакерских организациях и книгах мало что говорится о мистическом опыте. Британское годовое собрание и Филадельфийское годовое собрание — крупнейшие группы квакеров в северном полушарии — но в «Вере и практике» Британского годового собрания имеется лишь несколько кратких упоминаний о мистическом опыте, а в «Вере и практике» Филадельфии — еще меньше. В 565-страничном Оксфордском справочнике квакерских исследований содержится 39 глав, написанных разными авторам, ни одна из них не связана с мистикой. Очень мало упоминаний о мистическом опыте в самих главах и никакой информации о большой научной литературе по нему. Для наиболее полного академического исследования мистической религии подобное обращение представляется довольно небрежным.

Рассмотрение мистического опыта как спектра от теистического до объединяющего дает место для полного диапазона мистического опыта квакерства, но не предполагает, что один тип лучше другого, и обеспечивает основу, которая может помочь нам извлечь пользу из десятилетий исследований мистического опыта.

Диапазон мистических переживаний

В научной литературе имеются тысячи публикаций о мистическом опыте. Центральной фигурой в этой литературе является американский психолог Ральф Худ. Он утверждает, что существует два типа мистического опыта: теистический и объединяющий.

Теистический мистический опыт (также называемый пророческим или нуминозным) — это «осознание “святого другого” за пределами природы, с которым человек ощущает общение». Его можно назвать Кришной, или Богом, или Аллахом, или Яхве. Речь идет о прямом ощущении Духа или Бога. В квакерстве мистический опыт обычно понимается в теистических терминах. Примером тому может служить тихий и кроткий голос Духа. Теистические мистические переживания могут принимать форму видений или голосов, как это было с Джорджем Фоксом. Наиболее распространенным местом для теистических мистических переживаний является богослужение, когда люди ощущают присутствие Духа.

Другим типом мистического опыта является опыт объединяющий. Такое ощущение обычно изучается исследователями в области неврологии и психологии. Многие ученые, проводившие подобные исследования, утверждают, что его определяющей характеристикой является чувство общности или единства. В модели Худа есть два вида объединяющего мистического опыта: интровертный и экстравертный.

В интровертном объединяющем мистическом опыте присутствует всепоглощающее чувство единства, но нет мыслей, эмоций или восприятий. Нет чувства времени, места или себя. И это невыразимо; то есть это невозможно адекватно передать словами.

В экстравертном объединяющем мистическом опыте человек «продолжает воспринимать тот же мир деревьев и холмов, столов и стульев, что и все мы… но видит эти предметы преображенными таким образом, что сквозь них сияет Единство», — по словам британского философа Уолтера Теренса Стейса, чьи исследования мистического опыта легли в основу большей части работ Худа. В этом типе ощущение человеком себя сливается с тем, что он воспринимает. Можно непосредственно испытать единство со всем — с другими квакерами на собрании или с океаном. Кто-то в этом состоянии часто воспринимает внутреннюю субъективность, наличие жизни во всех вещах, даже в неодушевленных вещах, таких как камень или рассвет.

Эти качества мистического опыта не являются мыслями или идеями. Человек не думает и не чувствует единения всего; это переживается непосредственно. В объединяющем мистическом опыте такие эмоции как радость, любовь, искренность, чувство тайны, священного трепета, благоговения или блаженного счастья могут возникнуть позже.

Люди часто рассматривают свой объединяющий мистический опыт как источник знаний, более достоверный, чем повседневная реальность, и считают этот опыт священным или божественным. Некоторые люди говорят, что они были едины с Богом, или используют другой религиозный язык, чтобы описать это.

Что квакеры думают о мистическом опыте

Современные квакерские работы о мистическом опыте, как правило, основаны на произведениях авторов 70-100-летней давности, таких как Уильям Джеймс или Руфус Джонс. Застрять в своих представлениях о мистическом опыте — проблема, потому что с тех пор мы многое узнали об этом.

Возьмем книгу Уильяма Джеймса 1902 года «Разнообразие религиозного опыта», наиболее влиятельную работу в этой области. Некоторые из его идей сохранялись с течением времени (невыразимость объединяющего мистического опыта), тогда как другие – нет (идея о том, что выпивка может «стимулировать мистические способности»).

Руфус Джонс — самый влиятельный квакерский автор, писавший о мистицизме, и одна из самых влиятельных фигур в истории квакеров. Ему изначально принадлежит идея о том, что квакерство – это мистическая религия, основанная на опыте. Но, согласно мнению Хью Рока в статье 2016 года в Quaker Studies, Джонс враждебно относился к объединяющему мистическому опыту и считал, что он отражает незрелую стадию религиозного развития. Кроме того, многие идеи Джонса, как и Уильяма Джеймса, были подвергнуты сомнению более поздними исследованиями, к примеру его утверждение, что объединяющий мистический опыт является «метафизической теорией, выражающей себя, а не опыт». Любой, переживший объединяющий мистический опыт, включая меня, знает, что это подлинные переживания, а не теории.

К сожалению, почти во всех квакерских сочинениях о мистическом опыте не упоминаются изменения в его изучении за последние десятилетия. Редко упоминаются современные мыслители или обсуждаются современные дебаты.

К тому же, когда я разговариваю с другими квакерами об объединяющем взгляде на мистический опыт, чаще всего они отвечают: «Да? Есть другой взгляд? Какой же?» Наши изолированные взгляды отчасти являются результатом того, что мы мало общаемся с христианскими, буддийскими, суфийскими, еврейскими или другими мистиками и редко участвуем в дискуссиях о мистицизме, которые ведутся по всему миру в книгах, научных журналах, конференциях и в сети.

В силу этого наше представление о мистическом опыте делается ограниченным и устаревает. Мы не извлекаем пользы из новых открытий, которые происходят из сотен исследований, ежегодно публикуемых о мистическом опыте в нейробиологии, психологии, религиоведении и философии.

Наша изолированность также ведет к тому, что ученые ведут исследования буддийских, католических и других мистиков, но не квакерских мистиков, даже несмотря на то, что квакерство считается основной западной мистической традицией. Мы, квакеры, можем многое внести в труды о мистическом опыте, но наша изоляция мешает этому.

Известно, что квакеры ценят мистический опыт. Мы помогаем людям получить мистический опыт, распознать свой мистический опыт и понять его. В результате всего этого квакерство стало духовным пристанищем для мистиков Запада.

Примирение теистических и объединяющих взглядов

У квакера, пишущего о мистическом опыте, заметна тенденция подчеркивать теистический мистический опыт и преуменьшать или игнорировать опыт объединяющий. Но в рамках квакерства мы можем примирить теистическую и объединяющую точки зрения на мистический опыт, представляя различные мистические переживания расположенными в определенном диапазоне: с чисто теистическими переживаниями на одном конце, чисто объединяющими переживаниями на другом и смесью двух в середине. Как выглядит смешанный мистический опыт? Марсель Мартин приводит яркий пример тому в своем выступлении в Пендл-Хилле в 2016 году, представляя свою книгу «Наша жизнь — это любовь»:

Однажды ночью… я шла под звездным небом и вдруг поняла, что звезды — это я. Я была среди звезд. Я поняла, что мы — это часть единства, и что все пронизано светом и свет соединяет все, и я ощутила, как он течет через мое тело и истекает в мир из моих рук и из моих пальцев с великой силой. И сила принадлежала не мне. Похоже было, что это была сила божественной реальности. Мне потребовалось несколько лет, прежде чем я смогла сказать: «Это Бог», потому что пережитое сильно отличалось от моих ожиданий от встречи с Богом.

Иногда люди, прошедшие через такое переживание, подобно Марсель Мартин, думают об этом с точки зрения Бога или Духа только спустя долгое время. Это случилось со мной. У меня был интенсивный интровертный мистический опыт, и мне потребовались годы, чтобы понять, что испытанное мною единство было «единством Бога» во мне.

Рассмотрение мистического опыта как спектра от теистического до объединяющего дает место для всего диапазона мистического опыта квакерства, не предполагает, что один тип лучше другого, и обеспечивает основу, которая может помочь нам извлечь пользу из десятилетий исследований мистического опыта.

Уникальный квакерский вклад в мистический опыт

Говард Бринтон писал, что «мистики обычно думают об опыте единения только как о единении с Богом, но квакеры… думают об этом также как о союзе со своими ближними». Это чувство единения с другими наиболее часто случается на молитвенном собрании. Текущие исследования мистического опыта обычно не включают мистический опыт группы квакеров. Одним из редких исключений является исследование Стэнфорда Серла. Он пишет, что

сплоченное собрание не представляет собой некую версию экстатического переживания мистического единства со всем творением… То, что оно представляет и означает — это повышенное осознание взаимосвязей между собой, другими в обстановке молитвенного собрания и людьми в более широком мире.

Иногда групповой мистический опыт может быть объединяющим, что можно увидеть в классической брошюре Пендл-Хилл «Четыре двери к квакерскому богослужению» Уильяма Тейбера. В ней он говорит, что на собрании «резкие границы личности могут стираться и смешиваться, по мере того, как мы чувствуем себя все более и более объединенными с собратьями по вере и с Духом Божьим», и что этот опыт может принести «радость, мир, хвалу и опыт неподвластности времени».

Большинство работ о мистическом опыте группы квакеров посвящено собраниям, но групповой мистический опыт также происходит вне богослужения. В «Сплоченном собрании» Томас Келли пишет о чувстве единения или единства, которое может возникнуть между Друзьями:

Снова и снова случается так, что два или три человека обнаруживают, что границы их обособленности частично растаяли… Но после совместного разговора о важнейших проблемах духа двое или более друзей, глубоко знающих друг друга, обнаруживают, что окутаны чувством единства и Присутствия.

Видение будущего квакерства и мистического опыта

Мой собственный мистический опыт и изучение как квакерства, так и мистического опыта привели меня к видению будущего квакерского мистицизма. Представьте себе этот сценарий через десять лет:

  • Книги «Веры и практики» и справочные издания уделяют больше внимания мистицизму, а ученые-квакеры взаимодействуют с более широким сообществом исследователей мистицизма и публикуются в неквакерских журналах.
  • Участники молитвенных собраний переживают групповой мистический опыт. Многие приходят на собрания и продолжают возвращаться, потому что это именно то место, где можно пережить этот глубокий опыт. Все больше и больше людей становятся квакерами.
  • Присутствующие на наших собраниях не боятся рассказывать о своих мистических переживаниях. Они не боятся, что их товарищи-квакеры скажут, что их переживания неправдоподобны, находятся за пределами понимания и непредставимы. Мы понимаем и поддерживаем мистические переживания. Мы расширили свое представление о мистическом опыте, включив в него объединяющие переживания, в которых может и не быть теистического аспекта. Это освобождает место для мистического опыта нетеистических квакеров, которые теперь испытывают более тесную связь с мистическим центром квакерства.
  • Известно, что квакеры ценят мистический опыт. Мы помогаем людям получить мистический опыт, признать свой мистический опыт и понять его. В результате всего этого квакерство стало духовным домом для мистиков Запада.

Перевод Наталии Наказнюк

Об авторе: Дональд Маккормик преподает менеджмент, лидерство и психологию религии. Его интересы включают научное изучение мистицизма и квакерства, а также научно обоснованные методы обучения осознанности. Он служит со-клерком собрания Грасс Вэлли в Невада-Сити, Калифорния, занимает пост директора по обучению в организации «Единая осознанность».

2021 г.

Источник: Friends Journal