Медитация сострадания во время войны

Эта медитация была создана как ответ на начало боевых действий в Афганистане, чтобы помочь людям, вовлеченным в конфликт, сохранить чувство человечности и сбалансированного сострадания ко всем. Однако медитация не относится исключительно к конкретному конфликту и может использоваться при размышлении о любой войне.

Медитация называется «Каруна Бхавана». Каруна — это буддийское слово, обозначающее сострадание, а бхавана — развитие или взращивание. Итак, Каруна Бхавана — это практика развития сострадания. Сострадание — это то, что мы испытываем, когда любовь встречается со страданием. И в военное время уместно культивировать эту эмоцию, чтобы мы не сгибались перед лицом последствий того, что происходит вокруг нас и, в частности, того, что происходит от нашего имени на чужбине.

Каруна основана на любви и уважении к другим, независимо от их убеждений, пола, расы, религии или национальности. Мы можем испытывать сострадание к другим, даже если глубоко не согласны с их убеждениями или действиями. На самом деле, мы можем четко осознавать, что их убеждения способствуют их собственным страданиям и страданиям других — и тем сильнее чувствовать сострадание.

Сострадание — это просто признание и любящий ответ на восприятие страдания, и нам, конечно же, не нужно даже любить кого-то, чтобы испытывать к ним сострадание. Не обязательно, что мы считаем себя выше других, и только тогда испытываем сострадание. На самом деле, чувство превосходства над другими блокирует развитие сострадания. Вот чем сострадание отличается от жалости.

Медитация сострадания во время войны

Предварительные действия

Прежде всего, сядьте прямо и примите удобную позу. Проведите осознание через всё тело и расслабьте каждую мышцу. Начните с ног и продвигайтесь вверх к голове и лицу. Направьте осознание в сердце, ощущая любые присутствующие эмоции. Примите, что всё, что там находится, и есть то, с чего вы начинаете.

Первый этап: взращивание метты

Начните с развития метты — любви и дружественности — к себе. Представьте или почувствуйте, что эмоции в вашем сердце — это бассейн с водой. Бросьте мысли в свое сердце, как лепестки цветов в пруд. Сохраняйте осознанность и чувствительность к ряби, исходящей от цветочных лепестков, когда мысли погружаются в глубины вашего существа. Итак, мы повторяем: «Пусть мне будет хорошо, пусть я буду счастлив, пусть я буду свободен от страданий». Позволяем каждой фразе падать в бассейн нашего сердца, осознавая и чувствуя рябь, исходящую от этих цветочных лепестков. И продолжайте возвращать осознание к сердцу с терпением и добротой.

Второй этап: страдающий человек

Вспомните кого-нибудь, знакомого вам лично, кто так или иначе страдает; или физически, или психологически. Вероятно, на данном этапе лучше не выбирать кого-то, кто преисполнен страданием. Это может быть слишком много для нас. Вспомните таких людей и пожелайте им добра. Пусть они будут здоровы, пусть они будут счастливы, пусть они будут свободны от страданий. На самом деле вам не нужно взращивать сострадание. Просто пожелайте этим людям всего наилучшего, когда подумаете о них как о страдальцах, и обратите внимание, как рябь пробегает по спокойному озеру вашего сердца, когда ваша любовь встречается с их страданиями.

Третий этап: хороший друг

Подумайте о хорошем друге, с которым у вас близкие и теплые отношения, и который испытывает определенные страдания из-за текущего военного конфликта. Он/она может беспокоиться о себе или о своих близких, или о возможных долгосрочных глобальных последствиях данной войны. Помня о страданиях этого человека, пожелайте ему или ей добра. Пусть они будут здоровы, пусть они будут счастливы, пусть они будут свободны от страданий.

Четвертый этап: нейтральное лицо

Припомните кого-то, кого вы не знаете, обычного человека, который испытывает страх и лишения в результате конфликта в своей стране. Думайте о страданиях этого человека, зная, что его страдания так же реальны для него, как ваше страдание для вас. И пожелайте ему добра. Пусть он будет здоров, пусть он будет счастлив, пусть он будет свободен от страданий.

Пятый этап: враг

Вспомните кого-нибудь из противоположной стороны этого конфликта. Мы можем даже презирать ценности, которых придерживается этот человек, и действия, которые он совершил или намеревается совершить. И всё же мы можем признать, что этот человек страдает. Его разочарование, гнев и страх причиняют ему боль и являются причиной боли для других. Мы можем пожелать этому человеку добра, желая, чтобы ненависть в его или ее сердце была исцелена любовью. Пусть он будет здоров, пусть он будет счастлив, пусть он будет свободным от страданий.

Шестой этап: все разумные существа

Теперь мы можем пожелать, чтобы все живые существа были здоровы, счастливы и свободны от страданий, памятуя о том, что все существа действительно страдают и что они хотят избежать страданий. Каждое действие, которое кто-либо совершает, даже самое ошибочное и злое, является попыткой избежать страдания. Поэтому мы можем пожелать, чтобы все существа, включая нас самих, обрели мудрость, достаточную для того, чтобы увидеть, что истинное счастье поддерживается любовью и осознанием, а не ненавистью и насилием. Пусть все существа будут здоровы, пусть все существа будут счастливы, пусть все существа будут свободны от страданий. Вы можете представить, как ваше сердце излучает любовь, и ваша любовь касается всех существ и исцеляет их страдания. Пусть все существа будут свободны от страданий и от причин страданий.

Завершение медитации

Отступите от желания добра другим. Расслабьтесь и вернитесь к осознанию себя. Проведите минуту или две, впитывая эффект от практики, пока не почувствуете, что готовы открыть глаза, завершить медитацию и принести в мир свою любовь и сострадание.

Перевод Наталии Наказнюк

Источник: A compassion meditation for time of war