Введение (из Википедии):
Эрлемский колледж – частный колледж свободных искусств. Находится в Ричмонде (Индиана, США). Основан в 1847 г. Религиозным обществом Друзей. Эрлем приветствует студентов разных вероисповеданий и предлагает образование, основанное на таких квакерских ценностях как справедливость, приверженность миру и социальной справедливости, взаимному уважению и коллективному принятию решений.
Грегори Махлер, декан факультета и вице-президент по учебным вопросам Эрлемского колледжа
Выступление на собрании первокурсников 16 августа 2013 г.
В 1963-1965 годах профессор философии Элтон Трублад предложил множество замечаний к учебному плану Эрлемского колледжа с пометкой «Почему Эрлем». В него он включил некоторые свои заметки об Эрлеме, как о колледже свободных искусств.
Я хочу привести здесь некоторые его строки, обратив внимание, что они были написаны в 1962 году, поэтому некоторые гендерные характеристики, использованные Трубладом, неактуальны в наше время:
«Эрлем — это колледж свободных искусств. Это братство людей, стремящихся к знаниям, где мужчины и женщины на практике упражняются в либерализме. Либеральное образование подразумевает, что только одно делает людей свободными — возможность четко и полностью раскрывать себя с целью развития своих талантов. И всё это для того, чтобы в конечном итоге сделать лучше, как общество, так и себя в качестве его неотъемлемой части. Человек не сможет в полной мере эффективно обучаться, если будет знать исключительно узкопрофессиональные аспекты деятельности. Инженеру-механику требуется знать гораздо больше, чем только саму механику, потому что его предназначение — быть человеком со складом ума инженера… И хотя на первый взгляд либеральные и профессионально-технические концепции могут противоречить друг другу, между ними на самом деле нет противоречий. Весь образовательный процесс, по нашему мнению, можно выстроить таким образом, что это позволит подготовить обучающегося к жизни с набором тех базовых, освобождающих от дискриминационных ограничений навыков, без которых практическая профессиональная жизнь не будет являться в полной мере достаточной».
(учебный план Эрлемского колледжа, 1963-1965, стр. 12)
Эрлемский колледж — это хорошее место для размышлений о том, что такое свободные искусства. Эрлем является примечательным местом с примечательной функцией. При этом я абсолютно уверен в том, что свободные искусства, сопровождая нас на жизненном пути, могут выступить лучшим подспорьем к нашему будущему, которое мы только можем представить, к тем вызовам, которые мы не можем сейчас предугадать. К тому же они могут стать необходимой опорой для развития тех навыков, которые мы можем недооценивать в наше время.
Сегодня я бы хотел немного поговорить с вами о том, как в Эрлеме учат свободным искусствам. Я собираюсь обратиться к вам, как к его выпускникам 2017 года. Возможно, вашим родителям тоже будет интересно.
Итак, подтверждая главный тезис своего обращения, скажу, что я действительно верю в силу свободных искусств. Мой отец преподавал в маленьком колледже свободных искусств, расположенном в Лос-Анджелесе, в городе, где в то время получал высшее образование мой брат.
Я же поступил в небольшой колледж свободных искусств, находящийся в четырех часах езды к северо-востоку отсюда. Там я встретил свою жену. Обе мои дочери посещали опять же небольшие колледжи свободных искусств, одна в Огайо, другая в Миннесоте. После получения степени доктора наук в колледже Дьюка я пытался найти преподавательскую работу в месте, похожем на это, но достиг своей цели лишь спустя многие годы.
Эрлем — это замечательное место с замечательными педагогами. Мы всерьез заботимся о нашей инфраструктуре и технологиях. Если вы взглянете на любое здание, находящееся на территории колледжа, вы убедитесь, что мы поддерживаем инфраструктуру на самом современном уровне. Я хочу напомнить вам, что наиболее значимая часть вашей практической деятельности в колледже будет связана с вашими факультетами. Нынешний преподавательский состав колледжа, призванный обучить каждого из вас — вот чем в особенности примечателен Эрлем. Эти преподаватели отказались от работы в других малых колледжах или крупных университетах и прибыли в Эрлем лишь по одной причине. И этой причиной являетесь вы.
Вот несколько фактов о наших преподавателях, ваших учителях, которые я хотел бы, чтобы вы знали. Практически все наши преподаватели имеют высшую степень в своих областях знаний. В большинстве случаев подразумевается степень доктора наук, хотя некоторые, являющиеся профессионалами в сфере изобразительного и исполнительского искусства, имеют степень магистров изящных искусств (M.F.A.). Эти люди будут именно вашими учителями, а не просто титулованными ассистентами. В последнем они не особо заинтересованы. У нас есть практика позволения студентам обращаться к преподавателям просто по имени, что, конечно, несколько маскирует статус учителей, которых в любом другом месте звали бы «доктор». Я призываю вас, когда вы встретитесь со своими наставниками, поинтересуйтесь об их образовательном опыте. Они вам расскажут. Они задействованы в абсолютно таких же исследованиях, что и преподаватели из ведущих университетов страны, а также педагоги из частных колледжей. И зачастую они получают точно те же самые престижные гранты: гранты Национального научного фонда, гранты Национального фонда развития гуманитарных наук, гранты Фонда Мэллона, гранты Американского химического общества — я мог бы продолжать перечислять сколь угодно долго, подтверждая, что уровень наших педагогов не ниже, чем у преподавателей из главных государственных вузов.
Однако существует одно важное различие между нашими преподавателями и теми, что работают в так называемых «ведущих исследовательских университетах». Оно заключается в том, что наши преподаватели хотят работать с только-только поступившими в колледж студентами; многие из наших преподавателей заинтересованы в том, чтобы работать с вами, с молодыми коллегами. Многие из наших студентов во время обучения публикуют свои научные работы. Другие выступают с докладами на академических конференциях. Ещё одним ключевым различием между Эрлемом и ведущими исследовательскими университетами является то, что наши преподаватели (в их число я отношу и себя) всегда находятся рядом с вами. Мы находимся здесь именно потому, что хотим задать правильный вектор развития выдающимся первокурсникам, мы хотим помогать молодому поколению ученых и практиков, мы хотим, чтобы свободные искусства тесно были вплетены в нашу жизнь на всем её протяжении, и именно поэтому мы продолжаем учиться вместе с вами.
Свободные искусства
Мы довольно часто используем термин «свободные (в пер. с англ. Liberal, – прим. пер.) искусства», но мне иногда становится интересно, задумывается ли кто-нибудь из нас о том, что он означает.
Первое слово в нем не имеет ничего общего с понятием «либеральный», которое используется в нынешнее время при описании политических взглядов.
Свободное образование
Философия данного подхода строится на том, что каждому учащемуся стремятся дать возможность реализовать свои таланты, распрощаться с невежеством и взрастить в себе социальную ответственность. Он характеризуется и тем, что внимание учащихся обращается в том числе на важные проблемы общества. Таким образом, говоря о свободном образовании, подразумевают не столько содержание, сколько метод обучения, который, в свою очередь, можно встретить во всех типах колледжей и университетов.
Свободные искусства
Особенные дисциплины (гуманитарной и социальной направленности).
Колледж свободных искусств
Тем из вас, кто любит классический подход к познанию терминологии, возможно, будет интересно узнать, что история данного понятия уходит корнями к классификации, существовавшей в Средневековье, включающей так называемые тривиум (три дисциплины, в т.ч. грамматику, логику и риторику) и квадривиум (четыре дисциплины, в т.ч. арифметику, астрономию, геометрию и музыку).
Источник: «Практическое свободное образование: образующие темы и переосмысление подходов к свободному обучению». Кэрол Джири Шнайдер, президент Ассоциации американских колледжей и университетов.
По моему мнению свободные искусства — это нечто большее, чем возможность выставить напоказ коллекцию разобщенных фактов, например, знание того, что число Авогадро равняется 6,02 * 10^23, или способность наизусть рассказать стихотворение Уильяма Вордсворта “Жёлтые нарциссы”, или запомнить правильную последовательность рангов таксонов в биологии, или перечислить всех американских президентов в хронологическом порядке. Здесь речь идёт о понимании и способности все эти знания эффективно применить. И о готовности сказать «ого, это что-то новое для меня, и я ещё не до конца осознаю ценность этого знания, но я запомню его для того, чтобы, возможно, использовать в будущем».
На мой взгляд в долгосрочной перспективе, обучая вас, наших студентов, способности высказываться, читать, писать, т. е. развивая вашу коммуникативность, тренируя ваши навыки абстрактного мышления, навыки целеполагания, ваши исследовательские способности, воспитывая у вас эмоциональную зрелость и тому подобное — мы даем вам лучшее из того, что вообще можем предложить.
Текущая статистика показывает, что в наши дни выпускники в течение жизни имеют от четырех до восьми работодателей в разных сферах деятельности. Вы не можете заранее подготовиться к тому, что не планируете.
Бывший декан факультета журналистики Колумбийского университета Николас Леманн написал такие слова о свободном образовании в нашем обществе:
«Свободное образование лучше всего понимается в самом буквальном смысле: это образование, которое освобождает, которое избавляет разум от скованности, которая может появляться в определенные моменты, и от установок, диктуемых различными обстоятельствами. Эта скованность и эти навязанные установки не дают человеку увидеть возможности, которые не сразу бросаются в глаза, и они же препятствуют ему понять вещи более глубоко, т. к. недостаточно опираться на общепринятую базу основных знаний, когда сталкиваешься со специфической ситуацией. Существенный парадокс или даже точнее будет сказать чудо свободного образования заключается в том, что оно хотя и выглядит не совсем целесообразным, но если смотреть сквозь более широкий пласт времени и пространства, готовит студента к жизни лучше, чем обычный подход в образовании, единственной целью которого является практическая польза». (Николас Леманн «Свободное образование и свободные профессионалы», Свободное образование, 90:2 весна 2004, стр. 12. Леманн был деканом и профессором факультета журналистики Колумбийского университета).
Мне действительно нравится наблюдать как выпускники находят возможности. Одно из моих любимых литературных произведений написано Марселем Прустом, который создал огромную, состоящую из семи частей работу в самом начале XX века. Одной из главных его мыслей, отраженных в той работе, было предположение, что временная дистанция даёт нам некоторые перспективы в жизни. Эта книга называется «Воспоминания о прошлом». Возможно, наиболее цитируемая фраза оттуда звучит следующим образом: «Настоящие открытия происходят не от поиска новых направлений, а благодаря способности посмотреть вперёд свежим взглядом». Я люблю эту фразу. «Посмотреть вперёд свежим взглядом».
Когда мне иногда приходится рассказывать о том, что мы делаем, изучая свободные искусства в Эрлеме, я, перефразируя Пруста, говорю людям, что, занимаясь свободными искусствами, мы «предоставляем свежий взгляд». В течение четырех лет в Эрлеме вы сможете увидеть мир по-новому. За это время в результате пребывания в среде свободных искусств с вами произойдет личностное преобразование.
Благодаря нашей богатой учебной программе, в независимости от того, будете ли вы изучать «Новости в Китае» с Марией Бауэр на кафедре философии, или будете узнавать больше о малярии с Питером Блэром на кафедре биологии, или взрывать вещества на кафедре химии вместе с Лори Уотсон, или работать над моделью ООН с Уэллинг Холл, или проходить курс «Хип-хоп и религия» на занятиях по религии Джеймса Логана, ваши горизонты вашей мысли будут расширены, а перспективы станут более гибкими.
Метафора «обновленного взгляда» характерна не только для Пруста. Я ознакомился с массой квакерских знаний, в которых говорится о так называемых «новых глазах для невидимок». В них по сути содержится та же самая идея. В книге, опубликованной в 1943 году, Руфус Джонс писал о перспективах и ценности описанной Прустом концепции.
Кроме того, конечно, большинство из вас, будучи студентами Эрлема, примут участие в новых открытиях вместе со своими преподавателями, которые будут способствовать переменам в вас и вашему росту. В интернете вы могли увидеть новости о нашей новой программе в Дармсале, Индия. Я проводил там свою встречу с руководством Института буддийской диалектики, чтобы договориться о программе по изучению Тибета и исследованию буддизма, которая начинается прямо сейчас, в то время, пока мы разговариваем. Я уверен, что этот семестр будет судьбоносным для тех наших студентов, которые решили участвовать в этой программе, включающей возможность встретиться с Далай-Ламой.
Размеры путешествия, которое вы совершите, будучи студентами, отражены в нашей обзорной учебной программе, и по мне они являются отчетливо «либеральными». На мой взгляд, в жизни существует очень мало того, что обучало бы столь же эффективно как путешествия. Путешествия представляют огромную ценность и занимают центральное место среди наших образовательных инструментов, поскольку позволяют через изучение других языков и культур посмотреть на себя со стороны. И сквозь призму других культур мы пытаемся, таким образом, получить ответ на свои предположения об окружающей действительности.
С помощью Эрлема у вас будет возможность в дополнение к степени бакалавра получить Сертификат глобального взаимодействия (GEC), если вы будете соответствовать требованиям (в чем я уверен). Он поможет вам выделиться среди многих других выпускников, когда вы будете искать работу после окончания колледжа.
В дополнение к зарубежным стажировкам в кампусе у вас будет возможность общаться с людьми из многих стран. Кто из вас приехал из другой страны? Поднимите ваши руки! В прошлом году у нас учились студенты из 81 страны, что, конечно, открывало широкие перспективы.
Миссия Эрлема и свободные искусства
Миссия Эрлема звучит следующим образом:
… обеспечивать высочайший уровень образования в сфере свободных искусств, включая специальные науки, по методике, определенной Религиозным обществом Друзей (квакеров).
Суть веры Друзей состоит в том, что любая истина — это истина Господа; таким образом, Эрлем подчеркивает: идите по пути истины, куда бы он ни вел. В этой вере действуют правила отсутствия принуждения, правила свободы поиска доказательств истинности, уважения совести других людей, открытости для новой истины и готовности искать её, достоверности и безусловной честности в работе с информацией, а также готовности использовать методы, способные улучшить наш мир.
Чтобы достичь высочайшего качества образования, о котором говорится в миссии Эрлема, требуется выдающийся и ответственный преподавательский состав, стремящийся к созданию открытой и интерактивной обучающей среды. Колледж обеспечивает поддержку и развитие своих преподавателей.
Процесс обучения и преподавания в Эрлеме формируется благодаря так называемому пробуждению «внутреннего учителя». Именно поэтому можно сказать, что наши студенты учатся всю жизнь. Студентов Эрлема поощряют к активному и увлеченному обучению.
Колледж обеспечивает широкие возможности как студентам, так и преподавателям для личностного взаимодействия друг с другом. В процессе этого сотрудничества они узнают важные аспекты проводимых исследований.
В колледже Эрлема этот метод обучения сопровождается идеей заботы о мире, в котором мы живем, и стремлением улучшить человеческой общество. Для будущих поколений колледж стремится подготовить лидеров с чувством ответственности и морального долга.
Поэтому Эрлем делает акцент на глобальном образовании, пропаганде мирных способов разрешения конфликтов, равенстве людей и высоких моральных стандартах личностного поведения.
Наша главная цель, как сказано в Положении о миссии, заключается в том, чтобы всячески оказывать содействие вашему росту и развитию. Кем вы собираетесь стать через четыре года? Какой личностью вы хотите быть? Как вы будете смотреть на мир и общество? Какие у вас будут ценности? На какой работе и должности вы будете готовы работать? В чем вы будете видеть свое призвание?
Ниже приведены ответы на вопрос, что произойдет с вами в ближайшие четыре года.
В рамках так называемого нами «Десятилетнего вдохновения» Эрлем:
- поможет вам развить навыки независимого мышления, чтобы в конечном итоге вы научились мыслить критически;
- поможет вам познакомиться с широким спектром знаний, вытекающих из изучения большого набора академических дисциплин; на данном этапе вы успеете столкнуться одновременно как с узкодисциплинарными, так и с междисциплинарными исследованиями;
- поможет вам развить навык коммуникации таким образом, что в будущем, где бы вы ни строили свою карьеру, и в чём бы вы ни нашли своё призвание, вы всегда сможете чётко выразить свои мысли как устно, так и письменно;
- поможет вам понять ваше место в чрезвычайно сложном и проблемном глобальном обществе через актуальный зарубежный опыт и иностранные языки;
- поможет вам развить навыки сопоставления разных точек зрения и приобрести способность уважать и эффективно применять самые различные убеждения. И не только на глобальном или международном уровне;
- поможет вам понять, как можно научиться оценивать и ценить убеждения и ценности других людей;
- поможет вам узнать, как планировать, развивать и закрывать сложные проекты, а затем презентовать конечные результаты вашей деятельности аудитории. Так вы сможете развить одновременно как аналитические навыки, так и навыки коммуникации;
- поможет вам научиться ценить вашу собственную этическую и моральную роль в социуме.
Пройдя через наши семинары, испытав на себе наш основной метод обучения и те широкие возможности по учебных дисциплинам, с которыми вы столкнетесь в Эрлеме, спустя четыре года вы выйдете (надеемся, что должным образом подготовленные) из этих стен в мир, в котором будете играть роль лидеров, хотя и будете продолжать учиться всю жизнь.
Заключение
Сегодня лишь очень небольшая доля американских студентов, где-то между около 2 и 8 процентами (в зависимости от того, кто делал подсчет), посещают небольшие колледжи свободных искусств.
Эти колледжи называют «типично американскими» институтами.
Роджер Смит, бывший исполнительный директор компании Дженерал Моторз, несколько лет назад сказал, что «свободные искусства могут в конечном итоге оказаться наиболее подходящей обучающей моделью. Люди, занимающиеся свободными искусствами, учатся терпимее относиться к неоднозначным явлениям и упорядочивать кажущуюся путаницу. Они обладают умением смотреть на проблемы как бы со стороны, а также имеют гибкую систему мышления, которая появилась у них во время изучения множества вещей. Например, благодаря рассмотрению с разных углов литературных произведений, социальных систем, химических процессов и языков»*. В будущем концепции либерального образования будут более применимыми и будут иметь более высокий спрос, чем сегодня… (* Робертс Т. Джонс, «Свободное образование в двадцать первом веке: бизнес-ожидания» Свободное образование, весна 2005 г).