Льюис Бенсон

Льюис Бенсон (1906–1986) был одним из наиболее известных исследователей трудов Джорджа Фокса в ХХ веке. И хотя его работы были широко признаны, он также стоит особняком относительно других авторов, поскольку стремился отвести Евангелию более значимую роль, чем это делал сам Фокс. Причём он пытался донести это современным ему квакерам, не испытывавшим к Евангелию особых чувств. Его понимание собственного положения прекрасно отражено в письме к своей невестке, которое он написал в 1954 году, отклоняя ее приглашение присоединиться к неквакерской религиозной группе «Брудерхоф». В частности, он написал:

Я никогда не придерживался принципов квакерства XX века. И почти с самого начала осознавал, что сегодняшнее квакерство не имеет почти ничего общего с квакерством Фокса. Я занял свою позицию апологета забытой веры в Обществе Друзей и никогда не разделял циничного или пессимистического, как многим кажется, взгляда, что квакеры смогут вернуть своё законное наследие. С момента формирования своих убеждений я работал в соответствии с этими идеями в течение почти XX лет, и, хотя я ничего не добился, я нисколько не разочарован … Я твердо верю, что у Бога еще есть планы на квакеров, и хочу помочь заложить основы, которые сделают эту работу возможной.

Жизнь

Льюис Бенсон родился в 1906 году в доме своей бабушки в городе Си-Гирт штата Нью-Джерси (США). Его детство прошло в Уихокене, в штате Нью-Джерси, через реку от Нью-Йорка. Большую часть года он посещал шотландскую пресвитерианскую церковь, где его мать преподавала в воскресной школе. Каждое лето он посещал квакерское собрание Манаскуан и тамошнюю квакерскую воскресную школу. Он также регулярно приезжал на годовое собрание в Нью-Йорке и полугодовое собрание, к которому относилось собрание Манаскуан. В 16 лет он бросил школу и стал посыльным на Пенсильванской железной дороге.

Вскоре после этого он попал под влияние идей Георгия Гурджиева, человека, который утверждал, что учился в Тибете и обладает секретными знаниями, которые позволят любому стать «свободными человеком» и побудить других делать то, что они хотят. Бенсон сделал учение этого человека центром своей внутренней жизни, но после семи лет участия в этом движении разочаровался в его идеях. Он вдруг почувствовал, что учение Гурджиева бездушно, и ушел. В течение нескольких лет в его жизни не было ни направления, ни надежды. Они с матерью переехали в Манаскуан. Заняв деньги у родственников, он открыл агентство «Студебеккер», но во время Великой депрессии бизнес быстро развалился. Разбитый и ни во что не верящий Бенсон отчаялся и планировал покончить с собой. Он сел в свою машину и поехал на запад , аж до Аризоны, но там взял себя в руки и все-таки вернулся домой.

Вскоре после его возвращения в Манаскуан кто-то попросил Льюиса просмотреть старые книги в библиотеке собрания, чтобы понять, стоит ли их хранить. Поскольку собрание существовало довольно долго, оно имело прекрасную коллекцию произведений ранних Друзей. Читая Дневник Джорджа Фокса, Бенсон узнал о собственном отчаянии Фокса и его спасении через голос Господа. Бенсон сам решил испытать этот опыт спасения. Он прочитал всю квакерскую классику и начал собирать подробные заметки первых квакеров, чем продолжал заниматься всю дальнейшую жизнь.

Бенсон провел 1933–1934 гг. в учебном центре Пендл-Хилл, продолжая изучение сочинений ранних квакеров. Следующим летом он переехал в Шрусбери, штат Нью-Джерси, и помог возродить местное собрание, которое было заложено еще в годы его юности. Затем он провел год в Вудбруке в Англии, изучая современных квакерских авторов, и пришел к выводу, что их связь с ранними квакерами оставалась в лучшем случае слабой. Остальные квакеры были в восторге от результатов его исследований и просили Льюиса остаться еще на год, чтобы описать эти достижения. Он этого не сделал, потому что чувствовал, что это будет в первую очередь академическая работа, – он же стремился к более евангелическому результату своих трудов.Вернувшись в Соединенные Штаты,

Льюис Бенсон. Фото: manasquanquakers.com

Льюис Бенсон. Фото: manasquanquakers.com

Бенсон получил приглашение стать первым библиотекарем в Пендл-Хилле. Там он смог создать собственную библиотеку этого центра, позволив людям не ездить в библиотеки Свортморского или Хаверфордского колледжей. Летом 1938 года Бенсон поехал в Эванстон, штат Иллинойс, чтобы стать пастырским секретарем нового собрания. Он провел там четыре года, живя и делясь вновь обретенной верой. Бенсон нашел свою миссию. Всю оставшуюся жизнь он работал над тем, чтобы углубить свое понимание послания Джорджа Фокса и поделиться им с другими в письменной и устной форме. Он поддерживал свою семью, работая в типографии.

За эти годы он много раз выступал в известных квакерских учреждениях, таких как Пендл-Хилл и Хаверфордский колледж. Его главная работа «Кафолическое квакерство» (ныне переизданная под названием «Всеобщая христианская вера»), основанная на серии лекций, прочитанных в Вудбруке в 1960-х годах, была опубликована Филадельфийским годовым собранием. Последние десять лет своей жизни он много путешествовал и много выступал в Великобритании, Ирландии, США, Канаде и Японии. Льюис Бенсон умер от лейкемии в своем доме на берегу Джерси в 1986 году. Его библиотека и документы сейчас хранятся в специальной коллекции в библиотеке Хаверфордского колледжа, но его наследие выходит далеко за рамки этих трудов.

Ряд известных Друзей публично признавали влияние Бенсона. Уилмер Купер, декан-основатель Эрлхемской школы религии, сказал:

Книга Льюиса Бенсона «Пророческое квакерство» помогла мне всерьез заняться исследованием квакерства, что нашло отражение в моей работе о Руфусе Джонсе. Она привела к моей докторской диссертации о Руфусе Джонсе, а затем к дальнейшим исследованиям, преподаванию и написанию многих статей о квакерстве. Несмотря на то, что я не был в состоянии принять все интерпретации квакерства Льюиса Бенсона, я, вероятно, обязан ему больше, чем кому-либо другому, за его усилия по возрождению интереса к посланию Джорджа Фокса…

Т. Кэнби Джонс, бывший профессор религии и философии в Уилмингтонском колледже и автор книг «Отношение Джорджа Фокса к войне» и «Сила Господа над всем: пастырские письма Джорджа Фокса», писал:

На меня глубоко повлияли жизнь, вера и свидетельство Льюиса Бенсона, хотя я никогда полностью с ним не соглашался по всем пунктам. Когда Льюис свидетельствовал об Истине, он был словно Иезекииль в древности: мы знали, что среди нас пророк.

Дин Фрейдэй, редактор «Религиозных мыслей квакеров», автор «Ничего без Христа» и редактор «Апологии» Баркли на современном английском языке», писал:

Льюис Бенсон в последние годы внес значительный вклад в восстановление христианской основы, которая является подлинно квакерской.

Наконец, Джон Паншон, преподаватель Вудбрукского колледжа и автор книг «Встреча с тишиной», «Портрет в сером» и «Причины надежды», отметил:

Работы Льюиса Бенсона были моим путем к совершенно новому пониманию себя, Общества Друзей и того, кто такой Христос. Это придало мне уверенности в моих собственных религиозных поисках.

Квакерские сообщества New Foundation в Великобритании и США также можно назвать частью наследия Бенсона. Они образовались в середине 1970-х после серии лекций Бенсона и получили свое название от одного из его выступлений. Их члены перепечатали все опубликованные труды Джорджа Фокса, восстановили служение странствующих проповедников, как это было у первых квакеров, и продолжают издавать многие сочинения Бенсона.

Эта статья была воспроизведена на основе более длинной оригинальной статьи Кеннарда Винга «Оценка работы и служения Льюиса Бенсона», опубликованной в New Foundation Papers, № 98-99, 2008 г.