Дзен и квакеры: медитация

Несколько лет назад на встрече Друзей в Гринсборо, что в Северной Каролине, наш Друг ДеВитт Барнетт рассказывал о том, как он жил в Японии, работая в одном из проектов Американского комитета Друзей на службе обществу. Однажды ему написал Дуглас Стир с просьбой организовать встречу Друзей с дзен-буддистскими монахами. Как мы знаем, буддисты медитируют на коаны, самый известный из которых – «как звучит хлопок одной ладони?»

Я удивился: что могло заинтересовать Дугласа Стира в людях, которые задаются такими странными вопросами? Интересно, что, несмотря на отсутствие логики, такой вопрос-коан совершенно верен с точки зрения грамматики, и компьютерная проверка грамотности текста никак его не выделит. Но недавно я узнал, что коаны не являются необходимой составляющей практики дзен.

дзен-буддизм и квакеры

Занятия дзен-буддизмом в одном из квакерских центров в Новой Зеландии. Фото: greenmountainzen.org.nz

Гилфордский колледж основал дзен-организацию под управлением главы эшвиллского центра дзен-буддизма, где коаны не практикуются. Но всё же – в чём их цель? Мне вспомнилась мысль, высказанная Альбертом Швейцером, попавшаяся мне на глаза лет 60 назад: «Мистицизм начинается там, где заканчивается логика». То есть, у возможностей нашей логики есть границы, но пересечение этих границ не означает неудачу. Скорее, напротив – это приглашение перейти на новый уровень понимания.

Помню, когда я окончил школу в Англии, мой учитель истории порекомендовал прочесть «Эссе о метафизике» Р.Г.Коллингвуда. Эта книга стала для меня открытием. В ней говорилось о том, что все логические системы – от Аристотеля до Гегеля – базируются на допущениях, которые, составляя основу логики, не могут быть определены как истинные или ложные. В результате мы основываем все наши логические умозаключения и поиск первопричины на довольно зыбкой почве и задаёмся вопросом – а нет ли более надёжного основания для наших убеждений?

Джон Вулман рассказывал о том, как однажды молился среди индейцев Америки без переводчика, и один из аборигенов сказал: «Мне нравится ощущать то, откуда слова происходят». Дуглас Стир пытался найти общее в дзен-практиках и квакерском богослужении.

В сочельник Друзья и квакерское сообщество домов престарелых проводили совместное молитвенное собрание у большого камина в гостиной. Один из членов собрания прочёл отрывок из Библии, где говорится о пастухах, ощутивших призыв отправиться в Вифлеем и посмотреть на младенца в люльке. Известие о том, что произошло нечто беспрецедентное, что вскоре изменит ход истории, достигло двух групп людей – пастухов и неких мудрецов на Востоке. У этих двух групп людей мировоззрение, правовые системы и логика были диаметрально противоположны. Пастухи были открыты новой истине, так как их не учили ограничивать свои убеждения тем, что они могут объяснить логически. А мудрецы вышли за пределы познания, достигнув гораздо более глубокого мироощущения, чем то, что может предложить логика.

Однажды, в начале Своего служения, Иисус привёл ребёнка в группу слушавших Его и сказал, что пока они не обратятся и не станут подобными детям, не смогут обрести Царство (Матфея 18:2-3). Он призывал нас не к ребячеству, а к тому, чтобы заново постичь столь свойственную детям открытость новой истине, откуда бы она ни исходила.

В конце молитвенного собрания, на котором я высказал некоторые из этих мыслей, один из Друзей предположил, что как раз в квакерском молчании и можно услышать хлопок одной ладони.

Теодор Бенфи, “Friends Journal”