Что такое моральная травма и почему это должно волновать Друзей?

В марте 2014 года, я отправилась в Дарем, Северная Каролина, чтобы принять участие в региональной конференции, посвященной проблеме моральных травм, которая проводилась при поддержке Центра восстановления души школы Brite Divinity, Форт-Уорт, штат Техас, и Дома квакеров в Файетвилле, Северная Каролина. Меня заинтриговали рекламные материалы, которые я увидела на странице Дома квакеров на Facebook но, надо признать, в целом было не совсем понятно, о чем они. Я располагала временем, и поездка туда показалось мне хорошей возможностью во всем разобраться.

На конференции собрались представители из различных церквей и конгрегаций для того, чтобы услышать выступление директора Центра восстановления души Риты Накашима Брок, военнослужащих – представителей администрации по делам ветеранов (VA), а также участников боевых действий, которые оказывают поддержку ветеранам нашей страны при восстановлении после полученных на войне моральных травм. Существует мнение, что длительное, всеохватывающее воздействие моральной травмы порой может нанести больший вред, чем посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), с которым многие уже знакомы. Хотя сложно определить все потенциальные причины, моральные травмы оказывают серьезное влияние на повышение уровня самоубийств среди солдат и ветеранов.

Что такое моральная травма?

Моральная травма возникает у человека вследствие осознания того, что он нарушил свои моральные убеждения. Это приводит к возникновению чувства стыда, сожаления, бессмысленности, к угрызениям совести. Такие сильные переживания оказывают влияние на жизнь ветеранов, членов их семей и общество в целом. Это не просто раскаяние за действия, которые не следовало совершать или можно было избежать, либо неудачную попытку предотвратить насилие; даже «оправданные» поступки могут глубоко ранить. Моральным травмам подвержены не только те, кто сомневается в моральной чистоплотности войны в целом или конкретных военных действий. Даже те, кто не ставит под сомнение своё участие в боевых действиях, могут получить глубокую моральную травму. Её последствия проявляются как сильнейшая депрессия, чувство вины, раскаяние и отчаяние, в виде попыток найти утешение в наркотиках и алкоголе. Также возникают проблемы в межличностных отношениях. Им кажется, будто они «потеряли свои души в бою». Авторы книги «Восстановление души» Рита Накашима Брок и Габриэлла Леттини пишут: «Во время реабилитации после моральной травмы, полученной на войне, самоубийство может казаться спасением».

моральная травма

В чём отличие от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР)?

ПТСР является когнитивным нарушением способности совладать с чувством тревоги, вызванным гормональным «выбросом», который при длительном воздействии может привести к расстройству. Физическая и эмоциональная реакция на опасность, или иное чувство угрозы, воздействуют на префронтальную кору головного мозга и миндалевидное тело, при этом яркие воспоминания могут оказать влияние на самообладание, логический ход мыслей и способность принимать решения. Именно поэтому людей, страдающих ПТСР, часто преследуют навязчивые воспоминания, ночные кошмары, сильное чувство тревоги, их легко испугать. Такая реакция является бессознательной и рефлекторной и основывается в большей степени на чувствах и опыте прошлого, а не на реальных событиях. Мир для них перестал быть безопасным местом.

С посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) проще справиться в клинических условиях, а современные методы лечения основаны на когнитивной терапии, данный метод специально разработан для облегчения ПТСР. С помощью такой терапии, больные учатся так переосмысливать свои переживания, чтобы преодолеть проблемы «первой группы», к которым относятся сверхнастороженность, боязнь, недоверие, проблемы с памятью и концентрацией, гнев и насилие, а также навязчивые воспоминания. Это менее эффективно в отношении проблем «второй группы», связанных с депрессией, изоляцией и психозом, злоупотреблением психотропными веществами, отчаянием и потерей смысла жизни.

Представители VA хотели добиться того, чтобы ПТСР диагностировали как травму, а не расстройство, учитывая его биохимические причины и изменения в головном мозге. Эти попытки не увенчались успехом. Они также разработали определение моральной травмы, которое максимально подчеркивает её отличительные черты от ПТСР.
ПТСР и моральная травма иногда сопутствуют друг другу. Симптомы и интенсивное переживание ПТСР могут маскировать моральную травму. В таких случаях можно говорить о том, что ПТСР взят под контроль, только после того, как ветеран становится способным четко изложить пережитый им опыт. Именно в этот момент поднимаются вопросы морального плана, наряду с проблемами потери идентификации и иными вопросами такого рода. При лечении данных травм клиническое вмешательство менее эффективно. Наше моральное сознание развивается в течение определенного времени и в обществе; общество необходимо для исцеления, оно помогает понять, кто и что мы есть.

Существует множество объяснений тому, почему наблюдается увеличение числа ПТСР и моральных травм: изменения в методах обучения (рефлексивные тренинги ведения боя, дегуманизации противника), чувство предательства со стороны властей (нарушения военной кодекса, сексуальное насилие, неспособность противостоять злоупотреблению служебных полномочий). Исходя из этого, существует серьезная проблема, которая должна быть решена, и с которой ветераны (представители VA) не могут справиться в одиночку.

Одной из трудностей, с которыми сталкиваются ветераны, является то, что лечение может быть проведено лишь на основе фактических данных, но в настоящий момент нет достаточной фактической базы для лечения моральных травм.

Какова ответственность за причинение моральных травм в настоящее время?

Центр восстановления души в школе Brite Divinity (soulrepair.org) занимает ведущие позиции в исследовании и просвещении общественности в сфере морального вреда и того, как общество может противостоять этому. Они работают над программами реабилитации, своего рода «лагерем переобучения», совместно с организациями ветеранов, в том числе с организацией, которая занимается проблемами женщин-ветеранов, помогая им переосмыслить случившееся с ними.

Признавая потребность во взаимной поддержке и необходимости быть услышанными, особенно для большой группы ветеранов, которые считают себя атеистами или верующими, но не религиозными людьми, они реализуют некоторые проекты в форме наставничества по типу Собраний восстановления души (подобно программам 12 шагов). Они также работают с духовенством и религиозными общинами, которые поддерживают как отдельных представителей, так и сообщества ветеранов, образуя «конгрегации по поддержке ветеранов».

Дом квакеров (quakerhouse.org) в Файетвилле, просвещает общественность о том, что такое моральные травмы, посредством публичных выступлений и организации мероприятий. Они используют приобретенный опыт для решения других проблем ветеранов, например, проблем домашнего насилия в семьях военнослужащих. В результате их работы над проблемами морального вреда и совместной поддержки конференции 2014 года (г.Дарем) по восстановлению души была образована Коалиция восстановления души в Каролине, а также положено начало сотрудничеству с капелланами и другим персоналом из Форт-Брагг.

восстановление души

Участники конференции по восстановлению души, 2014. Дарем, США. Фото: friendsjournal.org

Почему Друзьям следует задуматься об участии?

Американские Друзья, независимо от того платим ли мы налоги или отказываемся от их уплаты, все являются частью общества, которое посылает молодых людей на войну. Критика войны, лоббистская деятельность наших представителей в законодательных органах и наша неутомимая назойливость не освобождают нас от коллективной ответственности за человеческие потери на войне, за вред, причиненный молодым мужчинам и женщинам, которые после возвращения с войны всячески пытаются восстановить чувство самовосприятия.

Те, кто перенес моральную травму, нуждаются в безопасном месте, где можно неоднократно поделиться своим опытом. Это необходимо для того, чтобы помочь им разобраться в собственной истории и понять, как жить со своим новым я – с другой личностью, в которой переплетаются прежние и новые черты, сформировавшиеся под воздействием пережитых событий. В распоряжении у Друзей есть множество средств для того, чтобы внимательно выслушать, понять и проявить сочувствие. Возможно, мы сможем предложить глоток холодной воды тем, кого мучает жажда.

Но, пожалуйста, разберитесь, прежде чем действовать

Прежде чем приступить к работе, неважно, самостоятельно или в группе, необходимо разобраться и понять, действительно ли эта работа подходит для вас. Ветераны не хотят, чтобы их опекали.

Мы должны абстрагироваться от своих проблем, взглядов и внутренних конфликтов относительно вопросов, касающихся войны и мира, и не опираться на банальные и простые объяснения. Мы должны хорошо разобраться в себе. Наличие лишь доводов «против войны» только создаст барьер для настоящего общения.

Вопросы, которые помогут лучше разобраться в конкретном человеке или группе людей, могут включать следующее:

• Какие чувства у нас взывает война, милитаризм, пацифизм, люди, служащие в армии, особенно в эпоху «армии, формируемой исключительно на добровольной основе»?
• Сможем ли мы избежать чувства «триумфаторов» из-за нашей антивоенной и пацифистской позиции?
• Готовы ли мы к сложной и детальной дискуссии в своей среде о моральных аспектах войны и общественных обязательствах?
• Что если нашу следующую молитвенную встречу посетит ветеран? Что он почувствует? Соответствует ли помещение, где проходят встречи, потребностям ветеранов, которые нуждаются в особых условиях? Как они отнесутся к нашим службам, посвященным вопросам войны и мира?
• Способны ли мы найти и распознать Бога среди участников военных действий?
• Тем, кто ищет ясности в рамках группы, следует задать себе следующий вопрос: готов и способен ли я абстрагироваться от собственного отношения к войне и военным, чтобы внимательно слушать сложный опыт ветеранов (и их семей)? Готов ли я измениться под влиянием этого опыта и отказаться от каких-либо собственных убеждений?

Кристен Ричардсон, 2015 

Источник: www.friendsjournal.org

  1 comment for “Что такое моральная травма и почему это должно волновать Друзей?

Comments are closed.