Власть и лидерство

Вероятно, будет справедливо сказать, что среди квакеров власть не является популярной концепцией. Если о ней и заходит разговор в квакерской среде, можно быть уверенным, что по крайней мере какой-нибудь Друг встанет и объявит: «Мне не нравится слово власть». Иногда за этим следует поток Друзей, предлагающих заменить это раздражающее слово более приятным.

Многие из нас сталкивались с группами, где властью злоупотребляли или власть монополизировали. Некоторые люди, пострадавшие или исключенные из других групп в результате тамошних злоупотреблений властью, приходят в квакерское собрание в ожидании, что здесь будет «группа без лидера», в которой «все равны». Иногда они бывают потрясены или возмущены, обнаружив, что собрание назначает старейшин, или что есть люди, считающиеся «авторитетными Друзьями», которые, кажется, обладают большим влиянием, чем другие.

Часто утверждают, что у квакеров нет руководителей. И это правда – если новичок захочет выяснить, «кто главный», он может быть сбит с толку, узнав, что решения принимаются коллективным распознаванием без голосования общиной Друзей в целом. Однако это всё – не совсем то же самое, что отсутствие лидеров. Религиозное общество Друзей – один из самых успешных в истории примеров организации со значительно распределенным лидерством. В квакерском собрании лидерство распределяется между многочисленными людьми и группами. Сюда входят клерки, старейшины, наблюдатели, комитеты по назначению, комитеты по работе с общественностью, финансовые комитеты и множество других комитетов, а также, менее формально, Друзья, которые осуществляют различные виды служения, включая устное служение, работу с детьми, организацию социальных мероприятий, встреч для обучения и т. д.

Всем этим Друзьям необходимо проявлять лидерство. Лидерство – это форма служения сообществу; благодаря ему происходят мероприятия, потому что кто-то берет на себя ответственность за поддержку, содействие и поощрение остальных, а это важно для функционирования любой группы. Задачи, стоящие перед лидерами, обычно не очень заметны и не чрезвычайно сложны. Это мотивирование, поощрение, благодарение, приветствие, обеспечение обмена информацией и четкого соблюдения договоренностей, помощь группе оставаться в обозначенной теме, подведение итогов обсуждения. К функциям лидеров также относятся напоминание группе о «правильном порядке» (согласованных процессах квакерского сообщества) и недопущение доминирования в группе самых говорливых людей. Хорошие лидеры поддерживают и поощряют дарования и инициативность других (включая потенциал к лидерству). Они не подавляют чью-либо инициативу, как это часто происходит в организациях, где вся власть монополизирована несколькими людьми.

Когда с лидерством явно не получается, группы становятся уязвимыми перед «тиранией бесструктурности». В так называемых «нелидерских группах» быстро формируются неформальные иерархии, которые невозможно преодолеть или хорошо в них разобраться. Иногда в них власть поддерживается через назначение козлов отпущения, запугивания и манипуляции. Неутешительные качества групп, которые полагаются исключительно на «принятие решений на основе консенсуса», подверглись критике со стороны Джона Майкла Грира в отношении движения «Оккупай». Я также испытал это на собственном опыте в рядах борцов за мир, где механизмы, через которые должно было обеспечиваться равное участие, легко обходились манипулированием с целью обеспечения контроля доминирующих лиц.

Для квакеров власть – это полученные от сообщества полномочия на осуществление подотчетного лидерства. Квакерский подход к церковному управлению, который ранние Друзья называли «евангельским порядком», представляет собой способ признания и распределения лидерства при сохранении подотчетности всей общине. В квакерском собрании вся община несет ответственность за распознавание божественной воли, которое происходит на деловом молитвенном собрании. Собрание обычно делегирует на фиксированные сроки полномочия по конкретным направлениям деятельности комитетам и назначенным лицам, однако они остаются подотчетными всей общине. Друзьям, которые были назначены общиной выполнять обязанности, обычно доверяют, но ключевые решения почти всегда принимаются всем собранием, часто через одобрение или изменение предложений соответствующего комитета. Примечательно, что такой подход успешно поддерживал единство Религиозного общества Друзей в Великобритании на протяжении более 350 лет, несмотря на жесткие религиозные преследования, промышленную революцию, две мировые войны, глубокие социальные и теологические трансформации, – не понадобились ни голосования, ни иерархическое управление.

Когда я начал служение старейшины в своем собрании, то заметил, что лидерство делает нас уязвимыми перед враждебным отношением других Друзей к власти. Некоторые Друзья очень не желают принимать власть старейшин или других людей, чьи полномочия были установлены собранием. В каждом проявлении лидерства им видится авторитаризм. Квакерское свидетельство о равенстве иногда ошибочно принимают за веру в то, что «все одинаковы», хотя оно является признанием равной ценности наших очень разных дарований и опыта. Тех, кто осуществляет лидерские функции, могут обвинить в «иерархичности» или элитарности в тот момент, когда они пытаются выполнять обязанности, возложенные на них собранием.

Поэтому у тех, кто имеет лидерские полномочия, может появиться робость при выполнении своих обязанности из-за опасения огорчить или спровоцировать Друзей, которые не признают их авторитет. Также тем, кто несет лидерскую ответственность, бывает сложно оставаться верными властным обязанностям, доверенным нам собранием, появляется риск стать объектом критики или негодования. А иногда это может означать требование порядка от Друзей, которые продолжают вести себя вопреки тому, что было распознано всей общиной. Как бы трудно и болезненно это иногда ни было, такая форма служения важна, потому что помогает предотвратить запугивание общины своими наиболее агрессивными членами.

Мой собственный опыт работы во многих разнообразных группах показывает, что наличие лидерства является одним из основных факторов, от которых зависит их успех. Я неоднократно видел, как проекты терпели неудачу или ослабевали просто потому, что не хватало людей, готовых взять на себя ответственность за поддержку и поощрение усилий других. Квакерским сообществам, как и всем другим человеческим группам, для процветания нужны люди, готовые взять на себя долю лидерских обязанностей, в том числе трудных и требующих морального напряжения. Лидеры – это не особый тип людей с экстраординарными способностями. Основное качество, необходимое для лидерства, – это просто готовность взять на себя некоторую ответственность за благополучие группы в целом.

* * *

Мне хотелось бы побольше узнать у других людей об их опыте лидерства и власти. Как вы относитесь к лидерству в квакерской или другой среде? Сталкивались ли вы с противодействием власти на квакерских собраниях? (Были ли инициатором такого противодействия?)

2014

Крейг Барнетт

Источник