Деловое собрание как духовная репетиция

Хотя я мало что знал о квакерах, когда впервые начал посещать их собрания, мне не составило труда быстро освоиться и погрузиться в их культуру. Основные принципы Религиозного общества Друзей оказались настолько близки моим духовным идеалам, которые я еще раньше определил для себя, что можно было с полной уверенностью сказать, что я – квакер, пусть даже и не подозревал об этом. Мне было настолько комфортно в их среде, что через два или три месяца я почувствовал: пора подать заявку на членство в Обществе. Однако я знал, что стать членом означает взять на себя обязательство полноценно участвовать в жизни сообщества, а не просто появляться на часок по утрам в воскресенье. Чтобы проверить, готов ли к этому, я решил для начала попробовать посещать деловые собрания.

О деловых собраниях я знал еще меньше, чем о молитвенных. Благодаря нескольким прочитанным книгам я выяснил, что у квакеров нет системы голосования, а решения принимаются на основе того, что я бы назвал «консенсусом». Но на этом мои знания заканчивались. Обычная повестка дня таких собраний была почти такой же, как и на заседании правления или в комитетах компаний в обычном офисе, да и сами деловые собрания оказались очень похожими. Сначала, правда, как это принято у квакеров, мы некоторое время проводили в тишине, но потом переходили к обсуждению вопросов. В конце концов мы принимали по ним решения на основе, казалось бы, единодушного согласия, хотя голосования как такового не было. Процесс был настолько похож на мою работу, что поначалу для меня было естественным использовать на этих собраниях тот же подход, которым я пользовался на деловых встречах в офисе. На этих встречах моей целью было, как правило, убедить других в правильности моего видения проблемы и в том, что надо поступать ровно так, как я предлагаю. У меня хорошо получалось излагать свои взгляды, я часто приводил сильные доводы, мне нравилось участвовать в дебатах, я умел красиво излагать свою точку зрения и указывать на недостатки других мнений. Однако, хотя никто не жаловался, не упрекал меня и не давал никаких советов, я всё больше приходил к выводу, что такой подход не делает меня конструктивным участником кваерских деловых собраний.

Хотя деловые собрания формально правильно называются «молитвенными собраниями с обсуждением деловых вопросов», их молитвенная часть не оказывала на меня никакого влияния, пока я не начал более тщательно размышлять о том, что, собственно, я делаю на обычных молитвенных собраниях. Эти размышления привели меня к выводу, что квакерская молитва была более сложным процессом духовной практики, чем просто молчаливое сидение в ожидании появления божественного послания.

В своих размышлениях я интерпретировал слово «практика» как «повторяющееся упражнение в деятельности, требующей развития навыка». В качестве примера мжно упомянуть уединенную игру музыканта или актера, готовящихся к концерту или спектаклю, или одиночную тренировку теннисиста в ожидании матча. Точно так же молитвенное собрание было возможностью практиковать и развивать навыки, чтобы сделать нашу повседневную жизнь более духовной. Используя эти аналогии, я не учёл, что между практикой и исполнением есть промежуточный шаг — репетиция. Репетиция — это мероприятие, на котором вы используете навыки, полученные в одиночной практике, в обстановке, которая имитирует реальность. В Оксфордском словаре американского английского языка есть выражение «пробное выступление». Самый сложный аспект такого выступления — научиться взаимодействовать с другими, не забывая о навыках, полученных в одиночной практике. Репетиция дает возможность сделать это в безопасной среде, где основное внимание уделяется процессу совместной работы. И уже только на финальной, генеральной репетиции основное внимание уделяется ожидаемому результату реального выступления.

Если то, как мы проживаем нашу повседневную жизнь, можно назвать реальным исполнением, то молитвенное собрание (как процесс взаимодействия с другими людьми на особом, духовном уровне) является промежуточным шагом, неким мостом между практикой и реальным исполнением, т.е. репетицией. Это привело меня к размышлению о том, как, собственно, практики, которым я учусь на молитвенных собраниях, влияют на меня на деловых собраниях. Я по пунктам зафиксировал результаты такого влияния.

Присутствие

Первый навык, который я развиваю, принимая участие в квакерской молитве, это присутствие. Присутствовать для меня — значит полностью осознавать, где я нахожусь и что делаю в данный момент. На молитвенных собраниях это происходит благодаря тому, что у меня достаточно времени, чтобы погрузиться в тишину и позволить своему разуму освободиться от отвлекающих факторов, которые его постоянно занимают. Большинство деловых собраний начинаются с недолгой молчаливой части, которая обычно слишком коротка для меня. Поэтому, когда я посещаю такие встречи, я стараюсь приходить как минимум на пять минут раньше, чтобы у меня было дополнительное время, и я смог отложить в сторону мысли о том, что делал утром или о том, что я надеялся сделать позже в тот же день.

Потребность в длительном молчании была передана мне квакерским анекдотом о клерке, который начал деловое собрание со слов: «У нас длинная и сложная повестка дня, поэтому сегодня предлагаю помолчать подольше». Юмор заключается в том, что в светском контексте председатель собрания сказал бы: «У нас сложная повестка дня, так что давайте побыстрее приступим» (я и сам это говорил!). Противоположный подход является ясным напоминанием о том, что выработка лучших решений, т.е. тех, которые направлены на поиск воли Бога в том или ином вопросе, требуют такого же пристального внимания, как и сидение на богослужении в стремлении обрести вдохновение или получить духовное послание, и поэтому они должны опираться на достаточную продолжительность молчания.

Осознание Присутствия требуется не только в начале собрания, но и на протяжении всего его проведения. Здесь снова актуальна молитвенная практика. Ожидается, что на богослужениях между двумя высказываниями будет достаточно времени, чтобы первое могло быть полностью усвоено до того, как группе будет представлена новая идея. По той же причине на деловом собрании уместно разрешить вставлять несколько минут тишины между двумя пунктами повестки дня. Если этих лишних минут нет, совершить переход от одной темы к другой помогают сознательно сделанные три глубоких вдоха: первый, чтобы отпустить мысли о предыдущем пункте повестки, второй, чтобы вернуться в настоящее, и третий, чтобы открыться новому знанию.

Терпение

Второй навык, который я совершенствую во время молитвенного собрания – это терпение. Способность терпеливо сидеть в тишине, выжидая, пока внутренний свет не озарит меня праведной мыслью. Терпение еще более необходимо в ходе деловых собраний по нескольким причинам.

Процесс принятия решения среди квакеров может быть длительным и, в определенной степени, утомительным. Обычно мне не хватает терпения, иногда кажется, что решение слишком очевидно, и что нам стоит просто остановиться на нем и двигаться дальше. Скорее всего это результат моего стремления оперативно принимать решения в своей повседневной работе. Но самое очевидное на первый взгляд решение далеко не всегда является верным. Поспешное его принятие приводит к тому, что мы забываем о том, что важнее именно процесс, как и в случае с путешествием, где путь гораздо важнее пункта назначения. Поэтому нам необходимо терпение, чтобы позволить процессу идти своим ходом и чтобы у нас было время для принятия правильного решения.

Довольно часто некоторые пункты повестки дня интересуют меня больше, чем другие. В таких случаях терпение помогает внимательно слушать даже то, что мне не особенно интересно. Однако и здесь уместна практика молитвенных собраний. Меня приглашают на них без ожиданий, буду ли я говорить что-то или наоборот молчать. Я должен быть открыт духу, куда бы он меня ни направлял. То же относится и к деловым собраниям. Тот факт, что я чувствую себя не очень заинтересованным в той или иной теме, может дать мне  отстраненность, необходимую для того, чтобы найти правильное решение. Тогда как в других случаях мое эго может мешать мне абстрагироваться от собственных убеждений и усложнять процесс. А вместо того, чтобы быть стесненным предвзятым мнением, я должен быть вовлечен в дискуссию, но отстранен от потенциального разрешения и открыт неожиданным влияниям и идеям.

За репетицией театральной постановки всегда следит режиссер. Во время концерта всеми руководит дирижер. Тренер контролирует игроков бейсбольного матча. То есть всегда есть некая независимая сущность, обладающая всеобъемлющим видением желаемого результата. Во время деловых собраний эта независимая сущность – Бог. И это важно помнить

Помнить о Боге

«Помните о Боге» – это мусульманская фраза, которую я использую для описания моего отношение к молитвенным собраниям, также применима к деловым собраниям. Осознание Бога позволяет мне помнить, что мы ищем именно пути Господни в отношении рассматриваемых вопросов, а не свой путь или путь других присутствующих. Именно оно помогает мне развить эту непривязанность к результатам, о которых я упоминал ранее.

Осознание Бога напоминает мне о том, что Бог есть во всем и всех, что позволяет мне слушать отличающиеся мнения без какого-либо осуждения. Тот факт, что на молитвенных собраниях рекомендуется не обсуждать высказывания других квакеров, позволяет легко игнорировать сообщения, которые кажутся не относящимися к делу. Тем не менее, это все же становится делать труднее, когда мы встречаемся по деловым вопросам, при решении которых важнее помнить о Боге в других, а не только в себе. Непредвзятость должна в равной степени относиться и к тому, кто говорит, и к тому, о чем говорят. Поскольку все люди разные, я понимаю, что мнения некоторых могут казаться мне менее очевидными, чем мнения других. Мысль о том, что Бог может использовать любого, чтобы донести идею, необходимую в данный момент, помогает мне быть восприимчивым к самым неожиданным источникам и сохранять чувство непредвзятости, которое позволяет эффективнее прокладывать путь вперед.

Знать, когда говорить

Важный навык, который я усвоил в молитвенных собраниях — это понимание того, когда можно говорить, а когда лучше промолчать. Надо разобрать, что приходит на ум: важная идея, которую я ощущаю как вдохновленную истину или же просто интересная мысль, предназначенная исключительно для меня? В таких ситуациях я должен чувствовать себя будто бы вынужденным говорить, мне нравится термин «предчувствовать»,  означающий ощущение того, что я не могу избежать молчания, даже если бы захотел. То же самое верно и для деловых собраний, и здесь наиболее важно придерживаться концепции «ждать и наблюдать».

Фраза «ждите и наблюдайте» происходит от просьбы Иисуса к трем своим ученикам, когда он ушел в сад, чтобы помолиться в свою последнюю ночь. Он просил их бодрствовать и быть начеку: наблюдать и прислушиваться к тому, что может произойти, хотя он понятия не имел, что это может быть. Ждать и наблюдать — хороший совет для меня, потому что моя естественная склонность — быстро высказывать свое мнение, чтобы повлиять на дискуссию. Но если я подожду, кто-то другой может высказать мою точку зрения, и мне вообще незачем будет говорить. Если я буду наблюдать (в данном случае слушать, причем слушать без осуждения), то смогу скорректировать свое мнение о том, что намеревался сказать, или же отстраненно посмотреть на ситуацию, чтобы увидеть компромиссный путь через призму различных мнений, что может помочь прийти к устраивающему всех решению.

Когда я все-таки говорю, то стараюсь руководствоваться другой практикой, связанной с молитвенным собранием, которая заключается в том, чтобы по минимуму использовать слово «я». Если сообщение действительно вдохновленное, то оно не совсем мое. Оно не исходит от меня, а скорее проходит через меня. На деловых собраниях отказ от использования слова «я» помогает мне говорить о проблеме, а не о личном мнении. Я мог бы сказать: «Я думаю, что подушки сидений должны быть зелеными». Или: «Зеленый мог бы быть хорошим цветом для подушек» — что внесло бы тот же вклад, но в более конструктивном ключе.

Одна из проблем, сложнее решаемая на деловом собрании, чем на молитвенном, связана с тем, что не совсем понятно, что делать, если ты не согласен с решением, за которое, кажется, выступает всё собрание целиком. В богослужении я легко могу пропустить сообщения, которые не касаются моего состояния, но это труднее сделать на деловом собрании и, в некоторых отношениях, может оказаться даже неуместным. В таких случаях я должен сначала спросить себя, хорошо ли я выслушал другие мнения? Исходит ли это несогласие от моего духовного центра или это просто мое эго, разочарованное тем, что я не добился своего в дебатах? Я могу заключить, что мое несогласие нужно обозначить, но могу быть не настолько уверенным в этом, чтобы препятствовать продвижению решения, поэтому я готов, как говорится, постоять в стороне. Но было несколько моментов, когда я чувствовал, что не могу оставаться в стороне. Для меня занять такую ​​позицию — значит испытать ужасное чувство, и я ощущаю его с тем же страхом и трепетом, которые часто испытываю, выступая на богослужении. В некоторых случаях мои контраргументы встречали поддержку других, и в ходе дальнейшего обсуждения достигалось новое решение, приемлемое для всех. Но также были один или два случая, когда я оставался один, или когда кто-то другой был единственным, находясь в своем мнении.

Одной из поистине замечательных особенностей квакерского процесса, помогающей распознать смысл собрания, является готовность не предпринимать никаких действий, даже когда остается один голос, который никак не может прийти в единство с другими. В таких случаях решение может быть отложено с расчетом на то, что все стороны продолжат рассмотрение вопроса в дальнейшем и, возможно, вернутся к нему позже и придут к соглашению. Но я также сталкивался с ситуациями, когда нам не удавалось достичь полного единства по тому или иному вопросу, вынесенному на обсуждение. Такая ситуация, с другой стороны, проверяет преданность сообщества своим отдельным членам. Она может включать даже длительный период споров, призванных определить путь вперед, равно как и приверженность отдельных членов участвовать в этой борьбе и оставаться при этом частью сообщества. Бывают случаи, когда такая борьба не приводит к соглашениям, и в этом случае важно помнить, что единодушие не является первоцелью собрания.

Молитвенное и деловое собрания — два столпа квакерской практики. Точно так же, как невозможно дать хороший концерт или поставить качественную пьесу без одиночной практики и групповой репетиции, невозможно развить навыки осознанно-духовного повседневного поведения без участия в обоих типах собраний. Отношение к молитвенному собранию с соответствующим вниманием, как к духовной репетиции, позволяет мне эффективно использовать приобретенные благодаря ему навыки в деловых собраниях. Это напоминает мне, что главным в таких собраниях является взаимодействие с другими людьми в особой духовной манере, и что Бог является проводником между нами и нашими помыслами. Он же и показывает нам верный путь, который мы сможем разглядеть, если будем терпеливо ждать и внимательно слушать движение Духа внутри и среди нас.

Джон Эндрю Гэллери

2022

Источник