Квакерская ассоциация зарубежных миссий

26 мая 1868 года в Британии была создана Квакерская ассоциация зарубежных миссий (FFMA). Это позволило Обществу Друзей поставить миссионерскую деятельность и работу по оказанию помощи в других странах на постоянную основу. С тех пор эта работа в той или иной форме продолжается. Предварительно был создан временный комитет, члены которого впервые встретились тоже 26 мая – 1865 года, и работа началась под его эгидой. Но официально Ассоциация была учреждена в 1868 году.

Квакеров не обошло стороной рвение евангелизации, которое в начале XIX века вспыхнуло во многих конфессиях. В частности этот зов с большим энтузиазмом воспринял Джордж Ричардсон (1773–1862). Он был много путешествующим квакерским служителем, которого особенно волновали такие вопросы, как мир, отказ от алкоголя и борьба с рабством. Он стал страстным сторонником миссионерской работы и много писал Друзьям, чтобы усилить поддержку подобных инициатив. В 1860 году Ричардсон сообщил: «Благодаря обширной переписке в настоящее время установлено, что большое количество Друзей сердечно одобряет попытку продвижения в этой сфере…» (из «Записок Джорджа Ричардсона»)

Джордж Ричардсон

Ричардсон описал суть такой деятельности как «помощь в распространении света Евангелия среди язычников и других непросвещенных народов». В наши дни подобный лексикон квакерам может показаться неудобным. Дальнейшее описание миссионерской деятельности, которую имел в виду Ричардсон и которая широко пропагандировалась среди Друзей, подтверждает, насколько по своей природе она была сходна с представлениями других конфессий, – он говорил о «работе по распространению истинной религии» посредством «образования через Писание». Квакерские миссионеры тесно сотрудничали с Лондонским миссионерским обществом в своей стране и с миссионерами других конфессий на местах.

Однако оценивать эту деятельность по современным стандартам было бы несколько несправедливо. Для Общества Друзей того времени этот миссионерский энтузиазм в некотором смысле представлял собой радикальный вызов «квиетизму» предыдущих поколений квакеров.

Интересно наблюдать, как Друзья смотрели на миссионерскую деятельность в разные годы. Тон брошюры, выпущенной к 50-летнему юбилею FFMA, все еще оставался евангелическим. Ее автор вопрошал: «Как нам занять правильное место в распространении вести о том, что Бог есть Отец, что Он любит нас, и что Христос, Сын Его, является Спасителем всего мира?» («Юбилей FFMA, 1866–1916», 1913 г.)

Однако еще через пятьдесят лет в своем обращении по случаю столетнего юбилея FFMA Уильям Сьюэлл, родственник Джозефа Сьюэлла, одного из первых квакерских миссионеров, рассматривает миссионерскую деятельность более критично. Он упоминает относительно слабое понимание незападных культур, отмечает опасности и достоинства внедрения «западных ценностей» в эти культуры. Выразительна цитата: «К счастью, Друзья причинили меньше вреда, чем с легкостью могли бы». («Продолжающееся свидетельство: выступления на собрании, посвященном столетию Квакерской ассоциации зарубежных миссий». Совет служения Друзей, 1968 г.).

Чувствуется, что он действительно хочет рассказать о совершенном миссионерами других деноминаций, однако выделяет сравнительно менее вредную деятельность Друзей, ставшую такой благодаря их вере в «то, что от Бога в каждом». Он имеет в виду, что хотя квакеры и могли называть людей язычниками, но не относились к ним как к таковым. В 1970-е годы Совет служения Друзей (преемник FFMA) все еще упоминал «миссионерскую деятельность» одним из направлений своей работы и являлся членом Конференции британских миссионерских обществ, хотя заявлял, что эта организация «переосмысливает концепцию миссии» (Международная деятельность Религиозного общества Друзей, 2-е изд., ВККД, 1975 г.).

Квакерская ассоциация зарубежных миссий действовала как независимая организация, финансируемая по подписке, с проведением ежегодных общих собраний. В ее деятельности и финансировании принимало участие также некоторое число не-квакеров. Первые проекты Ассоциации осуществлялись в тех местах, которые уже были известны квакерам. Их возглавляли сильные личности, чувствовавшие зов к работе в определенном месте. И это действительно был зов – обычно миссионеры осуществляли служение до конца своей жизни. В эпоху, когда не было авиаперелетов и медицинского страхования, это означало высокую личную плату, так как подразумевало удаленность от семьи и домашних удобств, а также потенциальную опасность.

Первым миссионерским направлением, утвержденным временным комитетом, была Индия. Туда направлялась Рэйчел Меткалф (1828–1889) в Индию, чтобы заниматься «образованием женщин». Рэйчел Меткалф в молодости работала домашней прислугой, а затем швеей. Она почувствовала зов заняться миссионерской работой и увидела объявление о поиске швейной мастерицы для школы в Индии. Не имея средств для финансирования своего переезда, она обратилась за помощью к Друзьям и стала первым миссионером, отправленным только что созданным комитетом.

Она создала несколько школ и детский дом при участии некоторого количества Друзей, которые присоединились к ней позже. В Варанаси у нее развился ревматизм. Это привело к тому, что в 1874 году Рэйчел стала пользоваться инвалидной коляской. Но это не остановило ее работу. Друзья перебрались в район Хошангабад, так как там не было других миссионеров, и начали деятельность, которая продолжалась в этих местах еще и в XX веке.

Рэйчел Меткалф в инвалидном кресле. Квакерская ассоциация зарубежных миссий

Рэйчел Меткалф в инвалидном кресле

Потенциальная опасность, которой подвергались ранние миссионеры FFMA, ужасным образом проявилась в судьбе квакерской семьи миссионеров, которые действовали в другом географическом районе – на Мадагаскаре.

Льюис и Сара Стриты, а также Джозеф Сьюэлл были первыми квакерскими миссионерами, которые отправились на Мадагаскар. Это была вторая официальная миссия FFMA. Вскоре им понадобилась помощь. На этот призыв ответил Уильям Джонсон и отправился на Мадагаскар в 1871 году. К нему присоединилась Люси Сьюэлл, и там в 1872 году они поженились. Уильям начал заниматься образовательной работой и стал руководителем большой школы для мальчиков в Антананариву. Джонсон также осуществлял контроль над строительством больницы, будучи автором проекта.

В 1895 году семье Джонсонов предложили переехать в соседний город Аривунимаму, вместо уехавшего оттуда другого миссионера. Это было время, когда французы находились в состоянии войны с малагасийцами. В конце концов, в 1896 году, они аннексировали остров, превратив его в свою колонию. Некоторые малагасийские повстанцы объясняли поражение национальной армии и смещение монарха недавним обращением своего народа в христианство. Малагасийским христианам и миссионерам было обещано суровое наказание. В ноябре 1895 года повстанцы ворвались в дом Джонсонов и убили обоих супругов и их ребенка.

Уильям и Люси Джонсон

В 1889 году 38 миссионеров ассоциации работали на местах. К 1902 году их число возросло до 93. Деятельность Ассоциации была интересна не только лишь небольшому количеству энтузиастов миссионерской работы, она стала общей заботой Общества Друзей. Это было отражено в решении, принятом на годовом собрании 1917 года, о «более тесном союзе» между FFMA, Лондонским годовым собранием и Ирландским годовым собранием, в результате чего официальное руководство Ассоциацией стало осуществляться этими двумя годовыми собраниями.

Первая мировая война внесла огромные изменения в деятельность Друзей за рубежом. Теперь основное внимание стали уделять оказанию экстренной помощи в ответ на кризисную ситуацию военных лет, а не текущей образовательной и медицинской работе, проводимой в рамках миссионерской деятельности. Были созданы чрезвычайные комитеты для организации помощи в тяжелые времена. Уроки, извлеченные из этой войны, несомненно, сформировали будущие взгляды на служение за рубежом.

В 1919 году был создан Совет международного служения. Во многом его появление стало плодом Первой мировой войны, и основная часть его деятельности была сродни нерелигиозной активности миссий. Вместо распространения христианства Совет создал сеть международных центров, которые продвигали «международное понимание» и способствовали ненасильственному решению конфликтов. Это называлось служением примирения.

В 1927 году вся эта работа была собрана под эгидой Совета служения Друзей. Он объединил проекты FFMA (Ассоциация официально закончила свою деятельность в том же году) и Совета международного служения. С этого времени Совет служения Друзей инициировал или продолжил работу в Китае, Индии, Сирии, Южной Африке, на Пембе, Мадагаскаре, в Австрии, Чехословакии, Франции, Швейцарии, Германии, Голландии, Норвегии, Дании, Швеции, Исландии, Польше, России и Греции.

Характер работы зависел от места. Где-то работа продолжалась в стиле, напоминающем традиционную миссию, и была связана со строительством школ и больниц и управлением ими. В других местах это была работа по поддержке и содействию небольшим группам квакеров за пределами Великобритании, а также созданию сообществ из тех людей, которые симпатизируют квакерским ценностям. Именно такая работа привела к тому, что квакерские центры стали помогать беженцам, когда в 1930-х годах нацистские репрессии обрушились на различные группы в европейских странах.

Деятельность Квакерского комитета мира и социального служения, организации-преемника Совета служения Друзей, сегодня главным образом сосредоточена на продвижении идей ненасилия в регионах мира, охваченных конфликтами. Сюда, например, входит сотрудничество с другими церквями по экуменическому сопровождению диалога в ходе израильско-палестинского конфликта и содействие программам урегулирования конфликтов в Восточной Африке. Содействием квакерам по всему миру и поддержкой квакерской веры занимается Всемирный консультативный комитет Друзей.

Хотя лексикон, мировоззрение, миссионерская деятельность XIX–начала XX веков в определенной степени и отражают зависимость от патерналистских, колониалистских и расистских взглядов тех времен, нам есть чем восхищаться в работе зарубежных миссий. Истории этих обычных мужчин и женщин, посвятивших свои жизни служению людям, к которым они отправились за тридевять земель, часто заплатив за это высокую личную цену, до сих пор, по прошествии ста с лишним лет, могут быть интересными и вдохновляющими.

Источник