Что Друзья могут предложить в вопросе основания новых молитвенных групп? Зачем нам вообще это нужно? Что мы, квакеры, можем предложить, чего не могут предложить назаряне, веслианцы и прочие. И что выделяет нас как божьих людей?
Многие говорят о нашей христианской вере, но мало кто говорит об особенностях квакеров.
Меня действительно волнует, что некоторые евангельские Друзья обесценили отличительные черты квакерской веры, постоянно заявляя о том, что мы прежде всего христиане. Я ничего не имею против того, что квакеры (особенно в некоторых регионах) – христиане (я сам христианин!), но мы христиане определённых убеждений. Так же как лютеране, веслианцы или назаряне. Но если мы забудем то, что определяет квакерские убеждения, какой вообще смысл в существовании Общества Друзей? В таком случае мы даже можем утратить имя «Друзья» и стать обычной общественной церковью или примкнуть к какой-то другой деноминации.
Но не думаю, что дела так уж плохи. Сегодня наблюдается новая волна интереса к убеждениям квакеров.
Подтверждением этому служит, к примеру, тот факт, что мои книги [Брента Билла – прим. пер.] покупаются в основном НЕ Друзьями. Кроме того, показательно, что растёт число сторонников непрограммироанных собраний Друзей. Это единственная группа квакеров, увеличивающая свои ряды. И пусть это лишь скромные 4%, но это рост, а не двузначные показатели регресса, регистрируемые в других группах.
Ещё одним показателем является то, что ежегодно в поисках квакерского собрания или церкви 80-100 тысяч человек посещают сайт “Квакерский поиск” Всеобщей Конференции Друзей (ВКД). Кстати сказать, в базу этого сайта могут быть добавлены конгрегации ВСЕХ квакерских организаций, он не только для собраний, принадлежащих ВКД, – церковь может отмечать, что она пасторская, относящаяся к Объединенному собранию Друзей, Международной евангелической церкви Друзей и т.д.
Кроме того, из 30 тысяч человек, ежедневно проходящих тест на сайте beliefnet.com, около 6 тысяч завершают его с результатами «либеральный квакер» или «умеренный квакер» и это при том, что у нас нет специальных средств популяризаторской деятельности.
Я понимаю переживания евангелистов о том, что если мы не будем подчёркивать своё христианское начало, то утратим нечто важное. Но нам нужно вспомнить взгляды Фокса, Фелла, Вулмана, Герни, Келли, Трублада и других и переосмыслить их для XXI века. У нас есть старинная и в то же время новая, современная вера, доступная всем и способная изменять жизни. Не приводить к ней людей – значит впустую терять огромное миссионерское поле, а именно множество людей, жаждущих духовного развития, основанного на любви и благодати Божьей и не втиснутого в рамки строгих доктрин. Как говорил Фокс, «наша задача – приводить людей ко Христу и оставлять их там». Пусть же Святой Дух действует должным образом в жизни каждого человека, ведь духовный рост определяется не теологическими тестами на принадлежность к той или иной доктрине.
Автор – координатор Проекта новых собраний ВКД.
Источник на английском