Джессика Рид: Мой квакерский квест

В августе прошлого года меня отправили написать репортаж о пост-евангелическом Гринбельтском фестивале (Великобритания). Будучи атеисткой, которой не по душе прозелитизм и которая находит евангелизм чрезвычайно проблематичным явлением, я в начале своего пребывания там заняла позицию расслабленного наблюдателя. Однако к концу первого дня уже внесла корректировки в некоторые свои предубеждения: фестиваль поддерживал либеральные идеи, был местом межконфессиональных дебатов и представлял некоторые грани радикального активизма. Особенно выделилось одно мероприятие: неожиданно оказалось, что меня переполнили нахлынувшие слезы во время пребывания на своем первом квакерском собрании. Такая реакция была нехарактерной для меня, но у меня не было особого желания анализировать ее, используя религиозные или же мирские термины. Однако я все же решила узнать больше о квакерской вере.

квакерский квест

На одной из встреч программы «Квакерский квест»

Прошлой осенью я оказалась участницей мероприятия под названием «Квакерский квест», еженедельной бесплатной программы, открытой для тех, кто хочет узнать больше об Обществе Друзей. Перед тем, как принять решение участвовать, я почитала некоторые материалы и узнала, что мои собственные моральные принципы близки многим свидетельствам британских Друзей, таким как приверженность правде и социальной справедливости, мир, простота и особое отношение к работе внутри местных сообществ.

Ряд факторов говорил, что не стоит заниматься прохождением Квакерского квеста в состоянии тревожности и дискомфорта. Я узнала, что квакерство основывается на опыте, его важнейшими особенностями являются свидетельства и молчаливая молитва, сама же программа имела целью продемонстрировать только точки зрения отдельных Друзей, а не дать строгое определение «правильной» духовности. Часто в шутку говорят, что если трем разным Друзьям задать один и тот же вопрос, то вы получите пять разных ответов.

Друзья осуществили прорыв в отношении прав геев, начиная с выпуска в 1963 году новаторской публикации «О квакерском взгляде на секс», которая утверждала, что сексуальная ориентация при интимных отношениях не важна, и до окончательного предоставления парам геев права вступать в брак. Меня также восхитила готовность Друзей вносить свой вклад в общественно-политическую деятельность в разных местах – от штаб-квартиры ООН до Ирака, от британских тюрем до атомных объектов. Это выглядело внушающим оптимизм и даже интригующим.

Когда я впервые открыла дверь Дома Друзей, мне в голову снова пришла мысль о том, что современное квакерство является свободным от догм и оставляет человеческому разуму свободу мыслить критически, анализировать, опровергать или же перенимать путь в вере. Это самое нежелание налагать обязательства может объяснить разнообразие взглядов у Друзей, которые, будучи в основном христианами, включают в себя буддистов, язычников, агностиков, нетеистов и других.

Квакерский квест стал для меня вечерними встречами, на которых обсуждались типично квакерские темы: простота, молитва, мир, Иисус, Бог, равенство. Каждое занятие начиналось с того, что три Друга делились своими личными мыслями по теме дня. За этим следовало обсуждение в группе, чтение «Советов и вопросов» и 30-минутная молчаливая молитва. Я была благодарна за великолепный подход, с которым были подобраны выступающие. Они все были людьми с разным жизненным опытом, что позволяло хорошо проиллюстрировать многогранность квакерства. Казалось, это нашло отражение и в аудитории – людей всех рас, всех возрастов и точек зрения, хотя я не могу судить об их классовой принадлежности. Некоторые из присутствовавших описывали себя как разочаровавшихся христиан, несколько человек посещали Альфа курс (программу практического знакомства с христианством) без особого успеха (здесь с удовольствие замечу, что решившихся присоединиться к Обществу Друзей называют не обращенными, а убежденными – небольшая, но существенная разница).

Обсуждения в группе были всегда познавательными, особенно для людей типа меня, склонной поспешно осуждать христианские верования. Когда случались непродолжительные споры (я разок разгоряченно вступила в полемику о науке и существовании логики), атмосфера оставалась исключительно уважительной. Мы рассказывали друг другу забавные истории о нашей духовной жизни либо отсутствии таковой, говорили о восстановительном правосудии, рассматривали альтернативы насилию и обсуждали представления об Иисусе как (в зависимости от того, с кем ты говорил) об исторической фигуре или же как о сыне Божьем.

Молчаливая молитва в конце каждой вечерней встречи давала достаточное время для размышлений о том, что было сказано. Часто для новичков бывает трудно просто спокойно сидеть в тишине, если не сказать – мучительно: вздымается и где-то бродит разум, ноги постукивают по полу, приземленные мысли приходят и уходят. С небольшим усилием, тем не менее, сидение в покое подарило мне несколько моментов сосредоточенности, а некоторые произнесенные устные служения варьировались от трогательных до неожиданно принесших полную ясность в до этого беспорядочные носившиеся мысли. Это очень сложный процесс, для закрепления и полного овладения которым, безусловно, требуются годы. Но полученная от овладения награда, безусловно, стоит первоначальных чувств неловкости и дискомфорта.

Я покидала Квакерский квест немного более восприимчивой к представлениям о том, что можно быть неправой (и очень хорошо, потому что я являюсь одним из тех ужасных людей, которые очень любят быть правыми), немного более открытой и готовой изучать идею того «что от Бога в каждом» в рамках нетеистических представлений. Если бы вы год назад сказали мне, что через год я буду интересоваться квакерством, я бы, несомненно, рассмеялась и сказала: «Никогда». Но вот кто я сейчас – атеистка и нехристианка, которая не слишком уверена, что же делать с внезапной и неожиданной тягой к Обществу Друзей. Когда я размышляю о цепи событий, которые привели меня написать это текст, я могу всего лишь сказать, что жизнь действительно ведет нас таинственными путями.

Источник: theguardian.com, 2010
Источник фото: fgcquaker.org

Поделиться:


Похожие темы:

  • Когда моя душа жаждала чего-то новогоКогда моя душа жаждала чего-то нового В прошлом году наша семья присоединилась к небольшой группе, участники которой сосредоточены на совместном обмене мнениями о событиях из реальной жизни и в то же время намеренно не […]
  • Квакеры. Дети светаКвакеры. Дети света Мэри Фишер и Энн Остин были первыми посланцами квакеров на Северо-Американском материке. Они высадились в Бостоне в 1656 году и сразу же были задержаны властями, заключены в тюрьму, а […]
  • Ричард Аллен: Молчание и слово. Открытое письмо новичкуРичард Аллен: Молчание и слово. Открытое письмо новичку Дорогой друг, Мы рады, что вы стали посещать наши собрания. Может быть вы знаете, какое чудо там на самом деле происходит? Как проходит их работа? Организованы ли устные выступления или […]
  • Свет, который сияет. Знакомство с квакерами // Харви ГиллманСвет, который сияет. Знакомство с квакерами // Харви Гиллман В книге в популярной форме излагается основная информация о квакерах. Написана на основе реалий Британского Годового собрания. Название глав в целом передает ее содержание: ОСНОВА: Бог в […]

Добавить комментарий