Заметки о квакерах Японии и Кореи. 1964 год

Заметки из архивов квакерского Годового собрания Озера Эри, США. 1964 г.

Элис Боулдинг только что вернулась из Японии. Она со своей семьей прожила там год и делится с нами очень интересной картиной психологических проблем, с которыми сталкиваются квакерские собрания в Японии и Корее. В настоящее время в этих квакерских группах не заметно быстрого роста, но у них обеих есть потенциал к большому будущему.

Заметки о Японии

Пассажиры вагона 3-го класса. Япония, 1959 г.

В Японии традиционные модели преданности и повиновения до сих пор препятствуют совместному участию семьи в квакерских собраниях, что было бы привычно у нас. Как на селе, так и в городе мужчины проводят нерабочее время, как правило, исключительно в компаниях на основе своих профессиональных связей. После работы они часто встречаются на развлекательных мероприятиях, спонсируемых работодателем. Времяпрепровождение женщин ограничивается семьей и блокируется общественным давлением. Свекровь контролирует молодую жену своего сына до такой степени, которую американки сочли бы очень обременительной. В результате ни у мужчин, ни у женщин не остается достаточно времени для мероприятий, организуемых квакерским собранием.

Обычно только один член семьи является квакером, другой – буддист или же член одной из множества небольших христианских церквей. Для этих христиан стать прихожанином своей церкви часто означает идти на огромные личные жертвы, а переход в квакерство рассматривался бы как большое предательство и, поэтому, немыслим. Следовательно, собрание даже не может собрать семьи на совместную трапезу.

Большинство японцев считают себя буддистами, хотя почти никогда не посещают буддийские религиозные мероприятия. Они буддисты преимущественно в культурном смысле, но сопротивляются христианству, примерно как большинство жителей американского Среднего Запада сопротивлялись бы мусульманству, видя в нем совершенно чуждую концепцию.

Синтоизм – небольшая и относительно незначительная в национальном масштабе группа. По влиянию в стране ее можно было бы сравнить с нашими «Дочерями американской революции».

Воскресенье, ранее неизвестное в Японии, с момента оккупации стало национальным днем походов по магазинам, когда открыты все точки розничной торговли и развлекательные заведения.

Из-за отношений по типу «учитель-ученик», в рамках которых большинство миссионерских церквей пришли в Японию и продолжают осуществлять свои «миссии», возникает ощущение, что христианство – это «западная» и «иностранная» вера, а не универсальная этика. Это чувство создает огромные препятствия на пути интеграции церкви в японскую жизнь и мешает японским священнослужителям взять под контроль свои поместные церкви. В целом же церкви с японскими служителями являются наиболее успешными.

В основном японская традиция учит прежде всего спокойно принимать свою участь в этой жизни. Отчасти из-за этого, а также из-за остатков феодализма японцы не погружены в лабиринт волонтерских организаций, деятельность в которых занимает у нас так много времени. Даже официальные школьные родительские советы считаются там просто еще одной ветвью правительственного влияния, и поэтому для них в некоторой степени было бы кощунством противостоять школе или мэрии, поскольку правительство стоит традиционно выше разных споров и отчасти почитается как нечто божественное.

Поскольку в смешанной компании женщины просто не спорят с мужчинами, мы сильно удивили недавно созданную дискуссионную группу для изучающих английский язык, когда я по какому-то вопросу вступила в спор со своим мужем Кеннетом. Это вылилось в долгое оживленное обсуждение.

Между прочим, японские квакеры несколько неохотно водят приезжих американцев в дзен-буддийские храмы, поскольку сами недавно порвали с буддизмом и не могут понять интереса американцев к нему.

Переход от статуса миссии к статусу полностью независимого собрания, вероятно, будет медленным и трудным, но есть немало свидетельств начала пути в этом направлении.

Ситуация в Корее совсем иная, потому что здешнее собрание возникло под влиянием работников Санитарной службы Друзей и других деятельных групп. Это дало собранию несколько сильных и активных членов, которые могли бы развивать и увеличивать группу, но они живут в очень бедной стране и подвергаются политическим репрессиям. Здесь повсюду наблюдаются значительные распри и коррупция. Стране требуются радикальные изменения. Но из-за того, что за малейшую политическую активность в тюрьмы было отправлено много людей, собрание, похоже, испытывает сильное духовное разочарование, что, возможно, является его самой большой проблемой.

Вероятно, в обеих этих странах будет лучше позволить местным квакерам управлять своими собственными организациями: «Когда это делают они сами, значит, это их собственное».

Элис Боулдинг

Элис (заметки написаны ею) и Кеннет Боулдинги со своими детьми

1964 г.

Источник