Всегда существовала проблема, где начинается личная свобода и где она заканчивается. Ясно, что нужно определиться с понятием «свобода» и тем, следует ли ее ограничивать и как. Для квакеров критерием в установлении таких ограничений является «братство»; этот критерий определенно является квакерской ценностью, поскольку мы являемся Религиозным обществом Друзей.
Помимо того, чтобы рассматривать свободу как линию соприкосновения личности и общества, мы можем также посмотреть на свободу как линию соприкосновения личности и космоса. Здесь мы подходим к исследованию «метафизической свободы».
Обладает ли человек свободой вообще? В понимании некоторых людей взаимодействие между человеком и космосом – это взаимодействие между человеком и Богом. Другие же – те, кто не приемлет веру в существование Бога – в полной мере осознают чрезвычайную ответственность, которая сопутствует свободе. В любом случае мы должны рассмотреть вопрос: как мне жить свободным свою короткую жизнь? У квакеров ответ прост. Хотя у нас нет «догматического» вероучения, мы придерживаемся «поведенческого» вероучения, свидетельств. Мы стремимся вести себя только так, как это оправдано с моральной точки зрения.
Многие религии описывают Бога как всемогущего и всезнающего. Ничего не происходит без его воли, он знает все, в том числе и будущее. Он также (обычно) должен быть благосклонным. Вскоре после событий 11 сентября имаму одной мечети задали некоторые вопросы – об этих событиях и сопутствующей гибели около трех тысяч человек. По сути, его ответ был таков: раз Аллах пожелал этого, значит, в этом есть что-то хорошее. Люди не имеют права сомневаться в Аллахе; это показало бы полное отсутствие должного уважения. Христианами концепция ограничений нашей свободы не столь легко принимается, и Церковь всегда стремилась к поиску компромисса.
Для экзистенциалистов, чтобы вернуть себе свободу, вы должны отрицать существование Бога. Однако, как указывает Камю, за полную свободу приходится платить ужасную цену: полную ответственность. Как выразились бы экзистенциалисты: «Никаких оправданий». Нельзя винить Бога, общество, свое воспитание и т. д. Решаете вы и только вы.
После падения Сайгона стало ясно, что в Соединенные Штаты хлынет множество вьетнамских беженцев. Мы с женой обсудили возможность оказания помощи одной из этих семей. Мы понимали, что будет много волокиты и задержек, что будут последствия в виде финансовых затрат и уменьшения личного комфорта; мы обсуждали бесчисленное множество причин, по которым нам не следует этого делать. Были ли эти причины уважительными? По сравнению с затруднительным положением, в котором оказались беженцы, наши неудобства были бы смехотворно малы. После обсуждения мы пришли к этому самому выводу: «Никаких оправданий».
В середине августа 1975 года мы поехали в аэропорт Денвера и забрали Танга с его семьей. Никогда в жизни я не видел таких подавленных людей, на лицах которых не было ни единой улыбки. Они жили в нашем доме три месяца, прежде чем мы смогли найти для них жилье, работу и т. д.
Несколько лет спустя у нас снова не было оправданий, когда мы взяли в свой дом молодого гватемальского беженца, который прожил с нами семь лет. Хотя мы не знаем, есть ли у нас настоящая свобода или нет, в повседневной жизни нам приходится принимать решения. Мы должны решать, что правильно, а что неправильно. Квакеры отличаются своей верой в продолжающееся откровение. У нас нет окончательных «Священных Писаний», чтобы решить, что правильно, а что нет.
Девиз Французской революции: «Свобода, равенство, братство». Как указывали многие философы, если нет ограничений свободы, то не может быть и равенства; а если нет ограничений равенству, то не может быть и свободы. Примирение между двумя противоречивыми целями свободы и равенства может прийти только в духе братства. Братство было бы гарантией применения или неприменения ограничений. О том, что первые квакеры полностью понимали важность братства, свидетельствует официальное название нашей религии — Общество Друзей.
2022
Хубер Морель-Сейту
Автор является консультантом Департамента водных ресурсов штата Калифорния, пишет книгу по гидрологии и является членом собрания Друзей Редвуд Форест в Санта-Розе, Калифорния (Тихоокеанское Годовое Собрание).