В поисках пути

Я часто нахожу полезным распечатать духовную фразу либо цитату и повесить ее где-нибудь на стене, где можно было бы мимоходом легко ее увидеть. Это помогает мне помнить смысл, который она несет. К тому же у меня возникает возможность скользить глазами по словам фразы, и это позволяет не особо задумываясь выстраивать с помощью этих слов что-то новое, что не получается, когда я читаю те же слова в изначальном тексте. Так же произошло и со стихом 8 из псалма 142, который я повесил у себя на стене на прошлой неделе.

Даруй мне рано услышать милость Твою,
ибо я на Тебя уповаю.
Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти,
ибо к Тебе возношу я душу мою.

В поисках пути

Хотя идея, заключенная в этом стихе, мне сразу же понравилась, чем больше я смотрел на текст, тем сильнее мне хотелось поменять местами вторую и четвертую строки. Почему-то, когда я представляю данный стих в таком порядке, он имеет для меня гораздо большее значение. Но меня беспокоит, что, навязывая свою концепцию, я могу упустить что-то важное из авторского оригинала. Мой вариант таков:

Даруй мне рано услышать милость Твою,
ибо к Тебе возношу я душу мою.
Укажи мне, [Господи,] путь, по которому мне идти,
ибо я на Тебя уповаю.

Признаюсь, я мало думаю о своей душе. Похоже, концепция души не является частью моих духовных убеждений. Поэтому, когда я подхожу к этой строке, мне приходит в голову фраза, которая, кажется, передает ту же самую идею: «Открой для себя мое сердце». Во время самоизоляции я старался улучшить свою духовную практику медитации. Я пробовал ее и раньше, но мне никогда не удавалось держаться достаточно долго – ни в течение одной медитации, ни в течение периода времени регулярных занятий. Поэтому вместо того, чтобы пытаться очистить свой разум от всех мыслей, как было раньше, я выбрал другой подход. Используя слова этого псалма, я попытался услышать милость Божью, открывая свое сердце Богу и пытаясь почувствовать присутствие Бога – почувствовать Его во мне – а также почувствовать, что Он держит меня в своих любящих объятиях.

Конечно же, милость, любящая доброта Бога присутствует всегда. Трудность состоит в том, чтобы избавиться от всего отвлекающего у себя в уме, что мешает почувствовать ее, не дает ей проникнуть в мое существо и преобразовывать мою жизнь. Но осознанное стремление каждое утро открывать свое сердце этому присутствию дало мне возможность медитировать дольше и с более позитивным отношением к делу.

Я верю в то, что Бог всегда ведет меня по правильному пути, и поэтому мне больше нравится, когда соответствующая фраза стоит в конце. Но больше всего мое внимание привлекает слово «путь». Это слово может иметь несколько разных значений. Оно может означать траекторию или маршрут – в данном контексте я его так и понимаю. Оно также может означать способ действия, форму поведения. Я потратил значительную часть своей жизни на поиски духовного пути, которым мог бы следовать и который привел бы меня к большей гармонии с Богом. И я по крайней мере обнаружил, что мне не хочется чего-то столь однозначного, как мощеный тротуар с четкими указателями направления. Мне хотелось бы нечто вроде тропы, петляющей сквозь лес, к которой примыкают боковые ответвления, ведущие к тем тропам, где я не ходил раньше, и на которых мне будут доступны новые впечатления и неожиданные открытия. Квакерство наиболее близко к этому идеалу, но даже его свободная структура часто дает мне несколько больше указаний, чем хотелось бы.

Тем не менее, когда я размышлял над этим стихом, меня заинтриговало и второе значение слова «путь». Может не столь важно, какие пути вы избрали, но то, как вы по ним идете. В конце концов, реального пункта назначения нет, есть просто путешествие, которое нужно прожить. И кто знает? Возможно, пройти эту дорогу с любовью, доверием и открытым сердцем – это уже и есть тот самый путь, путь к Богу.

Джон Эндрю Гэллери
Апрель 2021 г.

Источник