За пределами стен и заборов

Переход наций от конкуренции к сотрудничеству

Толпа собирается у западногерманской стороны Берлинской стены на Потсдамской площади, чтобы понаблюдать за демонтажем этого сооружения. Ноябрь 1989 года, фото штаб-сержанта Ф. Ли Кокрана, Оцифрованный фотоархив Военной службы.

Падение Берлинской стены 9 ноября 1989 года отбросило тень лично на меня. Впервые я посетил Берлин, этот островок Холодной войны, в 1959 году, незадолго до того, как возведенная граница на годы поделила его на две зоны – Восточную и Западную. Пока стояла Стена, я побывал в нем ещё несколько раз, и совершил ещё один визит в 1998 году, спустя девять лет после её сноса. Я отчетливо помню переход через пункт на Фридрихштрассе на восточную часть города в 1982 году и испытываемое беспокойство, которое ощутил из-за патрулирующих станцию восточногерманских охранников с автоматами. Затем я вспоминаю свой восторг 1998 года, когда они уже исчезли и шумная толпа свободно перемещалась по тем местам, чтобы остановиться у киосков с карривурстом или донер-кебабом.

За несколько десятков лет до этого, получая образование историка со специализацией в Германии XX века, я был глубоко тронут поездками в места расположения трех нацистских концентрационных лагерей. Первая поездка в австрийский Маутхаузен в 1960 году, где Виктор Франкл, автор вдохновляющей книги «Человек в поисках смысла», находился вплоть до конца войны в 1945 году. Второй лагерь я посетил в 1968 году, им оказался Терезин в Чехословакии, который нацисты лживо преподносили миру как образцовое учреждение. Третьим в 1969 году был восточногерманский Бухенвальд с его невыразимо жестокими экспонатами. Пережитый опыт помог мне подготовиться к роли фасилитатора на ежегодном Молодежном симпозиуме по Холокосту в 1980 году, когда старшеклассники встречались с небольшими группами выживших.

Американские ученики по программе Фулбрайта смотрят за Берлинскую стену на Восточную Германию, стоя на “стадионном” помосте, 1969 год. Фото автора.

За этот период я дважды посетил Израиль и Западный берег. В 1982 году, возвращаясь с Международной Конференции Друзей в Кении, я путешествовал там, чтобы познакомиться с таким важным краем. Я вернулся туда в 1985 году вместе с женой Ромой в составе религиозно-политической делегации Совета по связям с еврейскими общинами Еврейской федерации Большой Филадельфии. Получилась незабываемая встреча с разнообразными людьми, их землей и историей. Обе поездки проходили в спокойные года, когда ещё можно было свободно путешествовать, пока в декабре 1987 года не прогремела Первая палестинская интифада. Впоследствии я был глубоко обеспокоен вовлеченными сторонами конфликта, и мне стало интересно найти источник примирения. Может ли здесь произойти неожиданный поворот, каким было падение Берлинской Стены, и если да, то что ему может способствовать?

Размышляя сейчас над израильско-палестинским конфликтом, я вижу два условия, которые нужно соблюсти для его мирного урегулирования. Во-первых, необходимо признать, что еврейский народ обладает уникальной причиной, укорененной в историческом опыте, опасаться дальнейшей виктимизации. Исходя из этой предпосылки Израиль включает требование признания этой страны «еврейским государством» в любые мирные переговоры с палестинской стороной. Позиция может показаться простой, однако её применение не очевидно. Требуется ли, чтобы евреи в Израиле имели привилегированный статус перед законом?

Шагом к разрешению конфликта будет принятие этого ожидания, сформулированного так, чтобы не ставить кого-либо выше остальных. Именно здесь кроется второе величайшее условие мира – принятие того, что все жители Израиля и Палестины должны быть равны перед законом.

Два условия, которые могут позволить вовлеченным сторонам завершить конфликт. Если они достижимы, то другие вопросы исчезнут. Не столь важно, например, существуете ли вы в одном государстве, двух государствах, или тесной федерации. В качестве дополнительного шага к примирению необходимо добиться прочных международных гарантий по защите прав каждой группы Израиля и Палестины, которые столкнуться с неотвратимыми демографическими изменениями, а также по защите от возможного вмешательства соседних государств.

Разрешение израильско-палестинского конфликта – не отдельная задача, а ключ к достижению мирового всеохватного сообщества. Достижение международных гарантий по правам человека во всех странах станет важным шагом к созиданию мира, свободного от войны и принуждения, и эта цель должна стать высшим приоритетом в работе Организации Объединенных Наций.

Для разрешения конфликтов важно исправлять прошлое. После окончания Второй мировой правительство Западной Германии выплатило Израилю значительные репарации, отреагировав на ущерб, нанесенный евреям Холокостом. Параллельно с этим происходило перевоспитание немецкого народа.

В 1959 году я путешествовал вместе с немецкими старшеклассниками по программе летнего обмена. Я узнал, что ни дома, ни в школах им не рассказывали о преследованиях евреев и других народов. Все резко изменилось в 1961 году. Я получил письмо от немецкого ученика, который был изумлен и шокирован тем, насколько подробно в школах им стали преподавать эту позорную главу их истории.

В Израиле и Палестине разделение информации о прошлом и актуальной историей конфликта жизненно важно для исцеления. Это также способствует культурному взаимопониманию. Такие образовательные программы уже существуют в области музыки и театра, с взаимодействием между детскими коллективами.

По мере установления истины и примирения настанет время совместно решить, следует ли (и если да, то как) компенсировать всем тем, кто в прошлом понес потери. Это сложный, но важный вопрос. Тем временем, люди из двух стран уже обладают множеством возможностей для совместной работы по устранению нанесенного ущерба.

Уже существует возможность заглянуть глубже. Практически во всех аспектах культуры – политике, экономике, праве, религии, спорте, СМИ – существует противостояние. Альтернатива в форме сотрудничества также доступна во всех сферах, однако мы игнорируем её, когда дела идут плохо. Преобразование доминирующего этоса от конкуренции к сотрудничеству, не только в Израиле и Палестине, но и во всём международном сообществе, завершит широкий сдвиг в ценностях.

условия мирного урегулирования

Вид с воздуха на Храмовую гору в Иерусалиме. Фото Эндрю Шивы/Википедия.

Будет ли так? Скептик может спросить: какой личностный сдвиг должны пережить люди, привыкшие к конкурентным и иерархическим системам, чтобы обеспечить справедливое распределение власти и ресурсов? Отвечу: первым шагом необходимо понять, что нам потребуется для смены парадигмы. Вторым шагом, крайне близким к первому, является осознание того, что без смены ценностей человечество может быть обречено.

Мы сталкиваемся с надвигающейся реальностью того, что текущая мировая экономика экологически неустойчива. Мы не только потребляем невосполнимые ресурсы – глобальное потепление постепенно «подогревает» нашу родную планету. И теперь мы столкнулись с пандемией, которая роковым образом обнажила границы нашего взгляда на индивидуализм и заставила внимательно присмотреться к этике сотрудничества.

Восстановление экологического и иного ущерба потребует прочного фундамента в сфере человеческого равенства и совместного использования ресурсов. Например, добыча угля и других ограниченных ресурсов может быть снижена до уровня, согласующегося с сохранением окружающей среды, и доходы от добычи могут быть распределены равномерно по всему миру.

Подходящей аналогией для нового вида сотрудничества является кровообращение. Как каждая клетка насыщается питательными веществами, так и в переосмысленном международном финансовом «теле» каждый человек сможет получить поддержку вне зависимости от своей удаленности от рычагов власти, точно так же, как система кровообращения питает конечности тела вне зависимости от расстояния до сердца.

В пост-враждебном мире не будет нужды в огромных и расточительных военных бюджетах и конфликтах. Некоторые правила сохранятся, встроенные в новый экономический организм: умеренные, проактивные и в гармонии со здоровьем политического тела.

А теперь вопрос для каждого: что должно измениться в наших убеждениях, чтобы мы смогли оставить позади враждебное мышление и перешли к всеохватывающему мышлению сотрудничества?

2021 г.

Автор: Роберт Докхорн, член собрания Грин Стрит в Филадельфии, Пенсильвания, бывший старший редактор журнала Friends Journal. С 1982 по 1992 год он был помощником секретаря по делам Свидетельств и Взаимоотношений в Годовом собрании Филадельфии. С 1984 по 1987 год он был одним из руководителей Еврейско-квакерского Диалога на ежегодной встрече с Советом по связям с еврейскими общинами Филадельфии.

источник