Школы Друзей и здоровая сексуальность

Когда я говорю людям,  что я преподаватель-сексолог, некоторые улыбаются, некоторые отводят глаза и медленно отодвигаются подальше, а некоторые сразу же отпускают шутку с сексуальным подтекстом («Наверно восхитительная работа! Как она вам? Возбуждает?»). Редко когда кто-то вступает со мной в серьезный разговор о моей работе. Наше общество изобилует образами и словами сексуального характера, но в целом оно плохо готово к тому, чтобы обсуждать сексуальность по-взрослому, спокойно и естественно. Как говорит один мой хороший друг: «Как культура, мы сексуально подавлены до такой степени, что становимся сексуально одержимыми». Глубоко в нас присутствует стыд и страх перед собственной сексуальностью, и вместе с тем мы испытываем к ней непомерный интерес. Хотя Друзья, безусловно, не застрахованы от этой нездоровой ориентации касательно сексуальности, также верно и то, что они были на переднем крае, предлагая гораздо более здоровое, более позитивное направление по отношению к сексуальности человека. И это создает в наших школах идеальную среду для всестороннего полового просвещения.

Курс «Сексуальность и общество», который я веду в Центральной школе Друзей (Пенсильвания) зиждется на непоколебимой вере в то, что наша сексуальность – это хороший дар от хорошего Бога. Поскольку мои ученики изучают многие стороны человеческой сексуальности, эта фундаментальная вера позволяет им быть уверенными в том, что им следует изучать весь этот материал. Отставив в сторону стыдливость и умолчание, которыми так часто окружена сексуальность, мои ученики могут увидеть, что становление нас как сексуально здоровых людей – это один из способов проявить тот Божественный Свет, что есть внутри каждого, и позволить самой нашей жизни говорить о том, кто же мы такие.

Краткий исторический обзор, охватывающий в том числе времена аж Джорджа Фокса, показывает, что Друзья всегда сознавали благость человеческой сексуальности. Квакеры всегда верили, что брак – это проявление внутреннего Света. Поскольку эта искра Божественного побуждает двух людей объединяться в близких, сексуальных отношениях преданности, из этого следует, что наши сексуальные желания Божественны, и являются одними из множества благословений, которые можно использовать для служения по улучшению мира и друг друга.

В ранних квакерских работах, посвященных сексуальности, основное внимание уделялось гетеросексуальному браку как структуре, наиболее подходящей для проявления здоровой сексуальности, и к тому же существовала открытость для взглядов на сексуальность более прогрессивных, чем были у общества в целом. Еще в 1924 году группа британских Друзей опубликовала брошюру под названием «Брак и родительство: проблема контроля над рождаемостью». Ее содержимое противоречило преобладавшей идее о том, что предупреждение беременности приводит к распущенности. В ней высказывалась мысль, что оно в некоторых случаях может быть полезным для супружеских пар. В 1930-х и 1940-х годах Друзья основали Национальный совет по браку в Великобритании и Американскую ассоциацию советников по вопросам брака (Дэвид Мейс и Эмили Мадд, соответственно). В обеих организациях сексуальные отношения в браке продолжали рассматривать как по сути хорошие и данные Богом. В 1960-х годах продолжающееся откровение привело к пониманию либеральными квакерами того, что здоровая сексуальность и проявления сексуальности применимы также к лесбиянкам, геям и бисексуалам. В 1963 году в книге «О взгляде квакеров на секс», опубликованной группой британских Друзей, утверждалось: «Акт, выражающий истинную привязанность двух людей и доставляющий удовольствие им обоим, не кажется нам греховным по одной лишь причине его гомосексуального характера». В этом же документе сексуальный грех был определен как «действия, которые связаны с эксплуатацией другого человека», а целомудрие было определено как «полное отсутствие эксплуатации».

В наши дни Друзья продолжают придерживаться дальновидных и открытых взглядов на человеческую сексуальность. «Вера и практика» Филадельфийского годового собрания ясно определяет: «Друзья стремятся признавать и развивать сексуальность как дар Божий для того, чтобы мы прославляли человеческую любовь с радостью и пониманием. При определении здоровой сексуальности Друзья частично руководствуются нашими свидетельствами: сексуальные отношения должны быть равными, а не эксплуататорскими, сексуальное поведение должно быть честным, секс является актом любви, а не агрессии». Далее в этой книге говорится: «Даже уважая личные водительства, квакерство не устанавливает рамки сексуального поведения. Именно потому, что наша сексуальность настолько сильна, становится важным искать божественное во всем».

Понимание человеческой сексуальности как божественного дара на всю жизнь делает школы Друзей наиболее подходящим местом для всестороннего полового просвещения. Приверженность Друзей такому образованию также имеет глубокие корни в истории. Хотя среди Друзей было и есть много выдающихся педагогов-сексологов, деятельность Мэри Калдерон, Эрика Джонсона и Пегги Брик заслуживает особого внимания.

Калдерон считала, что люди – это существа, имеющие пол с рождения до смерти, и поэтому половое просвещение должно длиться всю жизнь, соответствовать возрасту и уровню учащегося. Будучи в 1950-х годах директором по медицине Американской федерации планирования семьи, доктор Мэри Калдерон защищала право предупреждения беременности, даже когда в большинстве штатов оно все еще было вне закона. Она помогла изменить политику Американской медицинской ассоциации, которая не позволяла врачам предоставлять информацию о предупреждении беременности своим пациентам. В 1964 году она основала Американский Совет по информации и образованию в области сексуальности (SIECUS), который сегодня остается одной из важнейших организаций, занимающихся пропагандой здоровых сексуальных отношений и полового просвещения как в школах, так и за их пределами. Созданное Советом «Пособие по комплексному половому просвещению», которое к настоящему времени выдержало уже три издания, обеспечивает ценностную основу для всестороннего полового просвещения с соответствующим развитию материалом по различным темам для детей в возрасте от 5 до 18 лет. Оно служит вдохновляющим примером для создания образовательных программ, рассматривающих сексуальность как силу добра.

Эрик Джонсон, выпускник и многолетний преподаватель Джермантаунской школы Друзей в Филадельфии, а также бывший руководитель Центральной школы Друзей в Пенсильвании, посвятил свою жизнь квакерскому образованию и сделал половое просвещение неотъемлемой частью своей работы. Его первая книга «О любви и сексе простым языком» была опубликована в 1965 году и до 1988 года переиздавалась четыре раза. Она использовалась в качестве стандартного учебника по половому просвещению в средних и старших школах, в том числе в девятом классе моей собственной римско-католической средней школы, когда я учился там в конце 1970-х годов. В предисловии для учителей и родителей Джонсон ясно высказывает ключевые положения, из которых он исходит: «Я полагаю, что секс – это часть жизни, только часть, но здоровая и естественная часть… Я полагаю, что для ответственного поведения людям нужны все соответствующие знания, доступные для их понимания. Ошибки совершаются не из-за слишком большого количества знаний, а из-за их недостатка». Появившаяся в 1990 году его книга «Любовь, секс и взросление» стала важным источником знаний для детей в возрасте от 10 лет. Работа, написанная им в соавторстве с Мэри Калдерон, «Семейная книга о сексуальности» позволила семьям вместе узнавать о здоровой сексуальности и поощряла родителей вести со своими детьми честный, ценностно ориентированный диалог, основанный на точных фактах.

Пегги Брик, еще одна выдающаяся преподаватель-сексолог из квакерского сообщества, начала свою карьеру как учитель государственной школы в Балтиморе, а затем в Нью-Джерси. Она ввела половое просвещение в свой курс психологии и социологии. Свои занятия она основывала на вопросах учащихся, осознавая, что они имеют решающее значение при разработке учебных программ. В 1979 году, работая в совете по планированию семьи в округе Берген, штат Нью-Джерси, она помогла создать Центр по обучению семейной жизни, который разрабатывал и осуществлял семинары и учебные программы, способствующие всестороннему половому просвещению. Позже, уже будучи директором Центра, Брик обращала внимание, что «учебные программы и преподавание почти никогда не строятся на позитивном подходе к сексуальности, когда признавались бы и удовольствие, и опасности, а сексуальность принималась бы как нормальная часть жизни, что позитивно влияло бы на развитие отношений, ценностей и поведения, которые способствуют здоровой, счастливой сексуальной жизни взрослых». Она, наряду с другими единомышленниками в сфере полового просвещения, создала учебные планы, которые до сих пор являются одними из самых лучших и востребованных всеми преподавателями полового просвещения и вообще учителями. Брик много раз говорила: «Каждый преподаватель – преподаватель сексуальности». Сегодня Пегги Брик по-прежнему столь же энергична и продуктивна, как и прежде. Ее внимание сосредоточено на новейших достижениях полового просвещения, помощи пожилым людям в изучении и практике здоровой сексуальности в поздние годы жизни.

Вдохновленный работой этих педагогов и руководствуясь квакерскими свидетельствами, я на своем курсе «Сексуальность и общество» подвожу учащихся к тому, чтобы общение шло о ценностях, сексуальности, половых особенностях, сексуальной ориентации, влечении и любви, близости, здоровых и нездоровых отношениях, установке ограничений при сексуальной активность, безопасном сексе и о многом другом. Курс предоставляет учащимся место и время для рассмотрения вопросов, которые слишком многие в нашем обществе обходят стороной. Независимо от того, обсуждается ли статья из академического журнала или же используется учебная анонимная анкета, мои ученики ищут решения для разного рода вопросов: Что значит иметь отношения, когда вам 17 или 18 лет, и можете ли вы влюбиться в таком возрасте? Как мы можем жить в мире, полном образов свободных сексуальных отношений, и при этом ожидающим от нас добровольных ограничений на свои поступки? Как мы можем развивать полноценную жизнь со здоровой сексуальностью – телесно, умственно, эмоционально и духовно?

Учащиеся, которым я преподаю, также становятся прилежными наблюдателями сексуальности в обществе в целом. Они делятся статьями, рассказывают о увиденных телевизионных рекламных роликах и программах, присылают мне ссылки на сайты для просмотра и держат связь между нашим учебным курсом и миром. Когда мы начинаем обсуждать тезис о том, что сексуальность – это сила добра во вселенной, тему можно активно обсуждать с целью найти это добро, в то же время обнаруживая, как его заслоняют эгоизм, эксплуатация и такие предрассудки, как сексизм и гомофобия. Конечно, мы признаем опасность нездоровой сексуальности, как того требует ответственное отношение к человеческой сексуальности. Но, поскольку мы начинаем с предположения, что позиция «по умолчанию» – это все-таки здоровая сексуальность, нам легче рассматривать нездоровую сексуальность как отклонение, а не естественную участь.

Будучи школьным сообществом, действующим согласно квакерским принципам, которое заботится о всестороннем половом просвещении, мы в Центральной школе Друзей должны думать, говорить и действовать так, чтобы обеспечить здоровую сексуальность у всех членов нашего сообщества. Мы рассматриваем всестороннее половое просвещение как еще один инструмент в рамках просвещения в вопросах социальной справедливости. Развитие здорового отношения к сексу подразумевает тяжелую работу по выяснению как подходящих, так и неподходящих проявлений сексуальности – для нас и нашего сообщества. Сообщество, которое действительно уважает сексуальность, не относится к ней безрассудно и не злоупотребляет ею. Его члены не практикуют сексуальные отношения с принуждением, не принимают решений сексуального характера, находясь под воздействием наркотиков, алкоголя или бушующих гормонов. Они не относятся к другим людям как к объектам, которыми можно попользоваться или поиграть, а затем выбросить. Они не используют сексуальность, чтобы шокировать или оскорблять общество.

Сообщество, которому небезразлична здоровая сексуальность его членов, должно помогать каждому человеку сделать выбор, который вел бы к внутреннему росту, удовлетворенности, совершенствованию, позитивным чувствам к себе и своим отношениям. Развитие здоровой сексуальности также включает в себя здоровый подход к гендерной и сексуальной ориентации. Сообщество, которое уважительно относится к этим вопросам, не использует типовые шаблоны для определения понятий «мужчина» и «женщина», «гей» и «натурал». Оно не потворствует мужчинам, которые выражают свои дружеские отношения с помощью тычков и злых шуток. Оно не потворствует женщинам, которые обманывают себя и других, чтобы соответствовать ожиданиям или быть популярными. Это сообщество, в котором понятия мужественности и женственности одинаково уважаются и выходят за рамки ограничивающих стереотипов, предлагаемых нашим обществом. Это сообщество, которое признает, что пол людей, состоящих в сексуальных отношениях, менее важен, чем ценности, на которых основаны эти отношения. Здоровая сексуальность – если мыслить о всем сообществе – означает установление таких пределов, когда ясно, что наши действия могут спровоцировать нездоровые чувства и нездоровое поведение других людей. Это означает думать о том, что мы говорим, поем, делаем, как мы проявляем себя друг перед другом, и как мы относимся друг к другу.

Моя работа в Центральной школе Друзей складывается успешно во многом благодаря тому, что я могу заниматься преподаванием, не умалчивая о том, кто я такой и как мой опыт сформировал мое мировоззрение. Моя реальность такова, что я открытый гей, живущий с партнером, интересуюсь духовными вопросами, этнически итальяно-американец, политически левый и люблю все, что связано с Гарри Поттером. Мы все стремимся к тому, чтобы вырасти в самих себя, а затем жаждем жить и высказываться исходя из сложившейся реальности. Мне нравится принадлежать к сообществу Центральной школы Друзей, потому что оно и все его учителя приглашают меня делать то, что я делаю. Какой пример для наших учеников может быть лучше, чем честная жизнь, со свободным проявлением своих дарований и принятием даров от других людей? Несомненно, таким образом на практике проявляется вера в то, что «в каждом есть что-то от Бога».

В книге «Вера и практика» Филадельфийского годового собрания говорится: «Наше понимание собственной сексуальности является неотъемлемой частью нашего пути к целостности. Учиться встраивать сексуальность в нашу жизнь ответственно, радостно и честно, должно быть действием длиною во всю нашу жизни, начиная с детства». Именно такой подход к человеческой сексуальност школы Друзей в состоянии предложить нашим ученикам, преподавателям, сотрудникам, родителям и сообществу выпускников. Организация всестороннего полового просвещения в квакерских школах – это всего лишь еще один способ продолжения нашей основной миссии. Я горжусь тем, что Центральная школа Друзей стала заведением, где здоровый взгляд на сексуальность рассматривается как неотъемлемая часть здорового школьного сообщества. Я надеюсь, что все школы Друзей вступят в дискуссию о том, как лучше всего идти по пути развития здоровой сексуальности в своих сообществах.

Эл Верначчио

2013 г.

Источник