Что делает квакера героем?

Заряжая следующее поколение

Герои комиксов обладают захватывающей историей своего происхождения: они становятся жертвами безрассудных экспериментов, их облучают энергией космоса, они теряют любимых, а трагедия побуждает их к действию. Придумываешь псевдоним, шьешь костюм – и готово, родился герой!

Квакеры не любят термин «герой». От него разит высокомерием, самодовольством и бульварным чтивом. Поп-культура полна клише о героях. Героями рождаются, а не становятся. Герой всегда появляется в самый нужный момент. Все мы герои своих собственных историй. Аттикус Финч, герой романа Харпер Ли, как-то сказал, что мужество проявляется, когда встаешь, будучи сбитым с ног, и борешься за правое дело, даже если затея обречена на провал с самого начала.

Мы, квакеры, смотрим на героизм по-особенному. Мы знаем, что героизм заключается не в обладании волшебным клинком или сотворением заклинаний, позволяющих обратить врагов в камень. Опыт квакеров подсказывает, что подлинная сила героев кроется в осознании правоты своего дела и наличии легиона единомышленников, разделяющих твою веру. Если они будут первопроходцами в чем-то, то квакеры видят себя в роли авангарда для следующих за ними товарищей, число которых не уменьшится, пока работа не будет выполнена. Первый задокументированный протест против работорговли в Северной Америке был организован квакерами в 1688 году. Тогда этот удар врагу в челюсть не изменил ход истории. Но последовательность непрекращающегося, непоколебимого протеста на протяжении поколений стала той опорой, которая помогала тем, кто приходил позже, стоять и быть услышанным. Вот так квакеры понимают героизм.

Подумайте о наших суперсильных, одетых в спандекс героях поп-культуры. Халк становится жертвой радикального эксперимента и обретает почти бесконечную силу. Можно ли назвать больший радикальный эксперимент в христианстве чем квакерство? Возможно, представление о Свете как о странных лучах, подпитывающих Фантастическую Четверку, может вдохновить большое число квакеров. Если потеря дяди Бена смогла подтолкнуть Человека-Паука к жизни героя, то насколько смелее должны быть мы, наблюдая за тем количеством утраченных жизней, пострадавших от войны, бедности и безразличия?

Разница между выдуманными и реальными героями находится в пространстве выбора. Герои мейнстрима являются Избранными. Герои-квакеры сами принимают ношу избранных.

Герои-квакеры не возникают из ниоткуда, они проходят через различение. И различение не похоже на мгновенное изменение, вызванное укусом радиоактивного паука. Хотя итоговое пробуждение и может показаться мимолетным, как случилось с молодым человеком, поднявшимся на холм Пендл-Хилл в Англии четыре столетия назад, чаще всего оно приходит спустя годы или десятилетия. Сам Джордж Фокс поднялся на одинокий холм после могучей и длительной внутренней борьбы, связанной с кризисом веры. Оно может быть связано с потерей любимого человека, как было со мной после смерти отца, или обретения близких, как случилось с Яном Де Хартогом и его супругой, усыновивших двух сирот Корейской войны.

Нас приводит в движение мир, и мы отвечаем ему тем же. Любой хороший автомеханик вам подтвердит, что для набора должной скорости любому движению требуется время. Крейсерская скорость возможна только после того, как мы стартуем с первой передачи.

Хотя квакеров определяют больше по делам, чем верованиям, глубокое чувство личного осознания подобно реке, текущей сквозь столетия нашего общества. Я считаю, что не случайно основной литературной формой квакеров стал дневник.

Личные размышления о собственной жизни, начиная с семнадцатого века и до наших дней, отражают историю квакерских убеждений и, что наиболее важно для нашего рассуждения, квакерских поступков. Во многих духовных дневниках можно проследить медленный и настойчивый путь от внутреннего мира к внешнему. Джон Вулман, вспоминая прожитую жизнь, мог отметить множество моментов, научивших его драгоценной природе объединяющего Духа в каждом человеке. Открытие природы вдохновило Вулмана на написание его знаменитых проповедей на тему социальной справедливости и эмансипации; он желал помочь другим осознать это в себе и окружающих.

Общественное понимание предполагает, что это самое понимание со стороны общества может отсутствовать, и мы должны отучиться на него полагаться. За примерами далеко ходить не нужно. Существуют религиозные группы, которые вместо того, чтобы принять мир таким, какой он есть, и пытаться его исправить, придумывают себе его идеальное видение и просто ругают те общественные явления, которые имеют наглость не соответствовать этому видению. Как только к нам приходило понимание, как поступать правильно, мы всегда стремились так поступать – это можно проследить через всю историю нашего религиозного сообщества. Раньше существовали белые квакеры, содержавшие рабов. Как только мы поняли, как стать лучше, мы прекратили эту практику. Не легко, не без борьбы, но Религиозное общество Друзей прекратило практику рабства. Потому что мы прозрели. Понимание общества таким, какое оно есть, со всеми его ограничениями и слабостями, абсолютно необходимо для представления общества таким, каким оно могло бы стать.

Сложно достичь баланса в прямых, ненасильственных действиях. Нашу веру часто критикуют за действия ее преданных последователей. Иногда нас также критикуют за излишнюю прямолинейность.
Иногда нас критикуют за то, что предпринимаемые нами действия недостаточно прямолинейны. Иногда нас критикуют за ненасильственную позицию перед лицом насилия. Время от времени члены нашего Общества прислушиваются к критике. История полна Друзей, которые последовали за мнением большинства, чтобы действовать в соответствии со своим чувством праведности, даже несмотря на то, что оно противоречило ценностям их собраний. Однако в конце концов, напоминает нам Мартин Лютер Кинг-младший: «Ненависть не может изгнать ненависть; только любовь может сделать это».

Можно просеять активистов-героев нашего прошлого и найти несколько примеров, с которыми мы можем сравнить себя в поисках современного героизма. Я бы предложил, в частности, три качества для такого просева: личное осознание, понимание общества, ненасильственное прямое действие.

Квакерские активисты, известные или не очень, кажется, обладают всеми тремя качествами. Более того, считается что первое качество ведет ко второму, которое почти всегда ведет к третьему. Мэри и Рос Йоргенсен, безусловно, следовали этому образцу. Они нашли маленькие, тихие истины внутри себя, затем узнали о природе мира, где правили атомная бомба и непомерное неравенство, а затем взялись за исправление ошибок. В 1961 году в штате Миссисипи их арестовали как членов группы «Всадники Свободы», а затем в течение последующих десятилетий арестовывали бесчисленное количество раз. Они участвовали в протестах против войны во Вьетнаме, против ядерных испытаний в Неваде и т.д. Они вставали, сопротивлялись, протестовали, вступались, попадали в тюрьму, вдохновляли других поддержать их требования. Йоргенсены попадали, как выразился бы покойный Джон Льюис, в «нужные неприятности». Они были и остаются в памяти тех, кто их знал, настоящими героями.

В калифорнийской Сьерра-Неваде, на месте известного квакерского эксперимента под названием Школа Вулмана, предпринимаются попытки по разработке программы, в рамках которой люди могли бы встать и занять свое место в длинной череде активистов, агентов перемен – героев. Сейчас, в начале своего развития, Школа Ненасилия имени Йоргенсена стоит перед вызовом: а что если мы сможем сотворить героев из наших современников?

Существует ли какой-то «секретный соус», который мы можем подмешать в подаваемую на собрании пищу, чтобы создать легионы героев-квакеров, достойных самых безумных фантазий Стэна Ли?
Скорее всего нет. При этом наши собрания могут быть хорошей основой для организации межличностной и общественной работы, чтобы создать возможности для проявления того рода героизма, которым квакеры занимались с самого начала своей истории.

Обучение ненасилию для осуществления настоящих изменений в мире должно строиться на прочных столпах, которые возводили наши герои-квакеры прошлого. Вполне возможно научить людей правильно понимать общество, очищенное от слоев культурных красок и пятен, которые наносятся на каждого из нас с самого детства. Можно воспользоваться нашими многочисленными ресурсами, такими как «Коллекция Мира» Свортморского Колледжа, чьи материалы мы использовали для развития школы им. Йоргенсена, чтобы научить желающих конкретным ненасильственным практикам прямого действия, которые ведут к изменениям.

Лично для меня может быть достаточно молитвенного ожидания перед встречей с Друзьями, работающими со мной в Школе Ненасилия им. Йоргенсен, чтобы убедиться, что наши различение и работа весьма своевременны. Однако мы больше всего нуждаемся в героях. И у нас как раз закончились радиоактивные пауки.

2022 г.

Автор, Стюарт Смит, в консультациях со Школой Вулмана в Невада-Сити, штат Калифорния, создает новую Школу Ненасилия им. Йоргенсена. Он является членом собрания Грасс-Вэлли из Невада-Сити, где служит клерком и состоит во множестве комитетов.

Перевод Бориса Федюкина

Источник