Теология квакера-лесоруба

Было несколько случаев, когда мои друзья и Друзья-квакеры выражали удивление, узнавая, что я работаю лесорубом и что считаю рубку деревьев чрезвычайно духовной работой. Как, спрашивали они, может быть духовной такая работа, когда на ней ты грабишь и насилуешь Творение? Сама постановка вопроса отражает ограниченное понимание сути управления ресурсами. Тот факт, что такой вопрос может быть задан, привела меня к серьезной попытке самоанализа с целью попытаться понять, что же именно в этой работе такого глубоко духовного, и как я мог бы это объяснить. Пожалуй, не менее важным является тот факт, что все решения землевладельцев, общественности и моих коллег, работающих в лесной промышленности, могут иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на окружающую среду.

Наши текущие социальные связи побуждают нас выбирать позицию, основанную на какой угодно информации, почерпнутой нами из источников, которые мы считаем заслуживающими доверия. Используя какую угодно причину, мы имеем обыкновение не искать мнения, позиции или людей, которые не согласны с тем, что мы установили для себя в качестве своего мировоззрения. Одним из результатов этого является то, что многие точки зрения, происходящие из благих намерений, фактически ведут к ухудшению состояния окружающей среды. Незнание не является оправданием. Например, противодействие вырубкам (дышите глубже!) приводит к малозаметным (или не очень) изменениям видового состава деревьев, которые растут в лесу, что сказывается на животных, которые могут жить там (нет еды или укрытий – нет животных). К сожалению.

Эта работа является обслуживанием. Занимающийся обслуживанием заботится и несет ответственность за кого-то или что-то. Правильно – должен подчеркнуть – правильно выполненная рубка деревьев является механизмом ведения лесного хозяйства, будучи своего рода точильным камнем, встречающимся с Божьим творением. Это важная обязанность. Лесное хозяйство связано с лесоводством аналогично тому, как сельское хозяйство связано с земледелием, но более сложным образом, из-за того, что лес обладает многими полезными и ценными качествами по сравнению с полями, используемыми под сельхозкультуры. Хотя по сути оно имитирует то, что происходит в природе естественным образом. Вода остается чистой. У животных есть пища и кров. Углерод поглощается и выделяется кислород. Деревья умирают и допускают свет к слою лесной почвы. Иногда ураганы повреждают большие участки леса. Семена прорастают и превращаются в деревья. Управляя процессом, можно практически удвоить количество пригодной к использованию древесины на определенном участке земли в течение заданного промежутка времени. Благодаря всему этому можно запасать и собирать какое-то количество как древесины, так и других лесных продуктов, в которых мы, как общество, нуждаемся и в возрастающих количествах используем каждый день.

Фото автора. Теология квакера-лесоруба

Фото автора

Работа является отличным способом для ощущения Присутствия. Согласно брату Лоуренсу, монаху VII века, легче всего осознать присутствии Бога во время выполнения «черновых» работ. Среди его любимых мест была монастырская кухня, где он готовил еду. Ощущениям брата Лоуренса не хватало интенсивной физической нагрузки, которая может быть великолепным основанием для глубокой медитации. Все, что требует концентрации, может служить нам в качестве способа осознания Бога рядом с нами: гребля, катание на горном велосипеде, работа в тренажерном зале, бег, … рубка деревьев. Ее можно рассматривать как интенсивную физическую медитацию.

Любой вид работы, когда в конце дня можно увидеть продукт вашей деятельности, дает чувство выполненного долга, признательности и благодарности. Типичная работа по рубке деревьев является достаточно длительной, ее не завершить за день или даже неделю. Вы приходите к пониманию, что эти деревья все еще будет там завтра утром, ожидая вас. А лесное хозяйство оперирует еще более длительными промежутками времени: часто то, что ты делаешь сейчас, будет завершаться не тобою. Деревья растут, но дереву, посаженному сегодня, может потребоваться 80 лет, чтобы стать пригодным для заготовки; и меня не будет рядом, чтобы увидеть это.

Становится очевидным, что важным является результат, а не только путь его достижения. Я часто говорю, что если в школе я не узнал ничего другого из геометрии, я по крайней мере узнал, что есть более чем один способ доказательства теоремы. То же самое относится и к работе. До тех пор пока соблюдаются безопасность и забота об окружающей среде, я предоставляю сотрудникам (почти) полную свободу в том, как выполнять свое задание. В целом также полезно, если каждый человек пытается облегчить работу следующего за ним. Например, обычно существует интервал около девяноста градусов, в направлении которого может быть завалено дерево. Вальщик должен выбрать направление, в котором оно будет падать, и где его сможет подобрать грузовик с минимальными повреждениями для оставшихся деревьев. Описание обязанностей на рабочем месте расплывчато. В конечном счете они стремятся к единому результату; как говорят в Пенсильвании: «Если это нужно сделать, сделай это». Перенося это на повседневную жизнь, для любой проблемы доступен, как правило, целый ряд решений. В большинстве случаев мы можем выбирать наши действия так, чтобы сделать жизнь следующих за нами немного легче. Если вы видите возможность помочь, помогите, а не просто смотрите, – в частности, это и означает «жить по вере».

Третье – многогранное – свидетельство того, почему лесозаготовка является духовным занятием, проявляется в напрямую ощущаемом опыте, непосредственности Бога. Я верю и ощущаю, что Бог – везде. Возможно я придерживаюсь старомодного подхода в том, что мы должны поклоняться Творцу, а не творению (см.Римлянам). Однако я пришел к пониманию того, что это, возможно, более узкое толкование Присутствия по сравнению с другими религиями, например, большинством восточной традиций мудрости и многими традициями аборигенных народов. Одним из аспектов такого подхода является то, что Бог доступен в любое время. Это можно было бы назвать «божественный вай-фай». Ответы – это просто молитва, направленная вовне. Если наш выбор – знать Бога, мы постоянно погружены в благодать.

Я пришел к осознанию этой вездесущей благодати, по крайней мере, частично из-за довольно опасного характера своей работы. Даже обломок ветви полметра длиной и сантиметров 6-7 в диаметре, когда падает с приличной высоты, обладает достаточной силой, чтобы убить человека. Каждый день, каждый раз, каждый вечер, когда вы получаете возможность идти домой, вся жизнь становятся даром. Жизнь в лесу опасна. Однажды я показывал инспекторам Управления по охране труда инструкцию по валке деревьев. Они заметили, что все ветки, отростки и другие источники опасности, о которые можно споткнуться, не допустимы на полу в заводских цехах, но здесь они являются частью работы. Вас может ударить «весенний шест» – небольшое дерево, согнутое тугой дугой, при распрямлении высвобождающее огромное количество энергии. Если вы его срубите, находясь в неправильном месте, оно вас сильно ударит. До потери сознания. Деревья могут катиться. Они могут швырнут обломки в сторону пня, когда, падая, задевают другие деревья. Может случиться все что угодно.

В одном из первых тренингов по безопасности, в котором я участвовал, использовали аналогию для показа риска и благодати. «У меня есть флакончик с 300 таблетками. Из них тридцать способны вызвать у вас болезнь. Вы приняли бы одну?» – спросил инструктор. Парни хмыкнули и что-то пробормотали. «Да, может быть», – рискнул один. «Хорошо», – сказал инструктор. «У меня есть такой же флакон с 300 таблетками, и только одна них убьет вас. Вы бы приняли одну?» – спросил он у парня, который добровольно вызвался ранее. «Ни за что!» – был ответ. 300 – число опасных ситуаций без травм. Тридцать – опасные ситуации, которые могут привести к травме (1:10). И число один отображает вероятность того, что опасная ситуация будет для вас последней. Бог пытается привлечь наше внимание. Он пытается заставить нас изменить наши пути. Если этого не делают опасные ситуации, то иногда нас заставляют проснуться несчастные случаи. Нам дается много возможностей увидеть, что находится перед нами. Если мы добросовестны, внимательны (некоторые скажут «везучие»), мы замечаем похлопывание по плечу, и до нас доходит.

Еще один момент, где я стал замечать благодать, заключается в понимании того, насколько хрупкими и эфемерными являются наши земные тела. Как уже упоминалось выше, нас может убить небольшой обломок падающей ветки. Если в вас попадет, вы просто рухнете на землю бесформенной грудой, как Злая Ведьма запада, когда Дороти плеснула на нее водой. Тогда придет осознание того, как физически мы слабы, и реальные масштабы земной силы, которыми мы обладаем. Я вероятно могу поднять килограммов 70-80. С силой Господа я могу двигать горы. Все возможно при наличии Божьей милости.

Если вы проводите время на природе, вы знаете, что легко увидеть Бога за работой по упорядочиванию всего вокруг вас. Это проявление Его трансцендентности. Результаты этой работы варьируются от сложной красоты дикой моркови до пения птиц, до … всего, что вы видите, слышите, чувствуете, запах чего ощущаете; присутствие – это все вокруг вас. Показательным для меня является наблюдение за разницей между человеческими представлениями о порядке и порядком Божьим, то, как выглядит природа до нашего вмешательства. Лес изящен. Как и лесная поросль. У каждой веточки есть свое место. С одной стороны, Бог имманентен, присутствуя в этот самый момент. С другой стороны, Бог трансцендентен, вездесущ, а кто-то может сказать – беспристрастен.

В своей книге «Компания незнакомцев» Паркер Палмер высказывает такую мысль: «Вера есть прыжок в неизвестность, в царство тайны, вдаль от надежности, комфорта и безопасности». В этом основа такого образа жизни. В этой бизнес-модели вы не знаете, сколько стоит груз бревен, пока по почте не поступит чек. Мы платим за деревья, прежде чем узнаем, прочные они или же гнилые. Мы живем в мире, где работа может быть приостановлена на несколько недель, пока почва не оттает. Оборудование капризничает. Сотрудники и менеджеры – люди со своими людскими недостатками. Мы, хотя и дети Божьи, – ущербные индивидуумы.

Все, что мы можем, – работать как можно лучше. Иногда все получается не так, как мы задумывали. Мы приходим в себя, отряхиваемся, улаживаем наши отношения и переходим к плану «Б». Неопределенность и изменения – единственное, на что вы можете рассчитывать. Риск и опасности учат вас. Часть жизни с этим флаконом таблеток учит распознавать, какие из них нанесут вам вред, и что с этим делать. Что же можно этому противопоставить? Вы очень активно и целенаправленно решаете проблемы, и если вы сообразительны (добросовестны), вы включаете в этот процесс Бога. Если вам повезет, вы выживите, останетесь невредимыми, чтобы заниматься своими собственными делами и на следующий день. Вы научитесь жить, веря, что путь будет открыт, что в конце дня вы вернетесь домой, что счета будут оплачены, что будет крыша над головой, а на столе будет еда.

В этом бизнесе сюрпризы редко бывают хорошими, или, по крайней мере, такими, что мы обычно называем хорошими. Вы учитесь слушать тот спокойный, тихий голос. Возьмите лучшее. Результат не является хорошим или плохим, он просто есть. Каков же теперь ваш следующий шаг? Я как-то уже говорил, что это походит на приземление с парашютом на необитаемый остров или в джунгли. Вот вы здесь. У вас есть две спички и кусок веревки … Как вы будете адаптироваться? Как вы будете использовать то, что у вас есть, для достижения своих целей? Вам видны параллели с Царством Божьим? Как вы будете использовать свою жизнь и труд во славу Божью? Это как в служении – часто проходит много времени, прежде чем появится возможность увидеть реальные последствия. Тридцать с чем-то лет назад меня ударило деревом. У меня треснула скула и произошел вывих бедра. В тот же день другого парня убило во время колки дров (я валил дерево, это другая работа), не слишком далеко от меня, у подножья горы, на которой я работал. Это были очень похожие ситуации. На бедре проявляется артрит. Я мог бы жалеть, что со мной произошел тот несчастный случай, но он оказал огромное влияние на то, кем я стал, и на направление моей рабочей карьеры. Думаю, было бы неправильно назвать произошедшее плохим. Это имело свой эффект, как случающееся в реальности.

Кому из нас повезло, и кому не повезло – не нам судить. Каждый наш выбор открывает новые возможности и удаляет другие. В конце концов мы должны научиться терпению и выдержке. Как-то раз один друг сказал мне: «Когда я оглядываюсь назад, жизнь предстает предо мной чередой счастливых случайностей. Когда мы находимся в ее гуще, нам не видно перспективы». В итоге нам все станет ясно.

Еще одно свидетельство имманентности Бога ощущается с помощью экспериментов и откровения. Для того чтобы они были эффективными, необходима готовность к новым, разнообразным, неожиданным, нетрадиционным ответам на молитву. Мое наблюдение таково – ответ дается на все молитвы; просто иногда ответ не такой, какой мы ожидаем или желаем. В результате мы его полностью упускаем. Моисей спрашивал Бога. Иаков боролся с Ним. Бог терпелив. Частью продолжающегося диалога с Нею всегда является «почему?» Могу предположить, что я для Нее словно 2-летний ребенок для родителя. Мы отклоняемся от пути. Мы стараемся, но часто с первой попытки у нас не получается. Иногда мы не подчиняемся и попадаем в неприятности, но, как и блудному сыну, нам всегда разрешено вернуться в безопасное пространство Родителя. Иногда мне кажется, от нас ожидается, что мы будем задавать вопросы, что если я не спрашиваю «почему», возможно, что-то идет не так.

Конечно, как уже было сказано, я заметил возрастающую результативность событий, которым я, по крайней мере сначала, давал оценки – хорошие или плохие. Я научился не торопиться в своих суждениях. Моя реакция скорее похожа на такую: «Господи, это не совсем то, что я имел в виду, но хорошо. Мне это по плечу». Наше дело действовать, быть, а не судить. Пусть Бог судит. Моя работа – жить по вере. В этом суть праведности. Важно не зацикливаться на форме, как отметили старейшины в Балби в 1656 году. И если цель состоит в том, чтобы, как говаривал Рон Уайт, «сделать это», нам становится ясно, что кратчайшим путем в Царство Божье является долгий путь, ведущий в объезд. «Кратчайший» можно понимать как «лучший», но лучшее в Царстве Божьем часто прямо противоположно лучшему в людском понимании. Многое из того, что происходит в жизни с Божественным Присутствием, с нашей точки зрения противоречит здравому смыслу или выглядит таковым. Перефразируя, можно сказать: небесные богатства отличаются от того, что видится богатствами земными.

Где-то в 1990 году я читал «Журнал» Фокса. Там он часто пишет: «Об этом я узнал экспериментально». Поэтому я решил экспериментально опробовать различные аспекты изучения веры. Важно понимать, что валю ли я (срубаю) дерево, управляю ли трактором-лесотаской или же вывожу бревна из леса, бывают случаи, когда имеет особое значение напряженно следить за тем, что находится прямо под рукой. Такая напряженность позволила мне сравнительно легко жить настоящим, тем, что происходит в данный момент. То, что произошло в прошлом, не имеет значения. То, что произойдет, еще не произошло. Все происходит СЕЙЧАС! Тем не менее, такие периоды времени перемежаются с относительно долгими периодами, когда ничего особенного не происходит: я пилю или веду машину. Много шума, и не так много действий. Среди первого, что я попробовал, было жить согласно предписанию Павла в непрестанной молитве. Во время таких «спокойных» моментов, когда пилишь или ведешь машину, я мог молиться. Сначала я был настроен скептически, но не сдавался. И обнаружил, что понятие сосредоточения и богослужения не было ограничено временными рамками воскресного утра, а проповедь – это не только то, что говорят с амвона. Мне не нужно было взывать к Божьей помощи и водительству в определенный момент, ограниченный деловым собранием.

Всё это было доступно мне, когда я жил и работал. Я научился жить целостно. Служением стал не только мой бизнес, эта концепция расширилась и охватила все сферы моей жизни. Я пришел к пониманию того, что моя работа и способ ведения моего бизнеса являются свидетельством моей веры, и что это приносит видимые плоды. Я пришел к пониманию того, что бензопилы, машины и мелкие жизненные проблемы являются внешним шумом и не обязательно должны мешать слышать внутреннего Учителя. Временами эти уроки были мимолетными. А иногда они продолжались несколько месяцев. Я пытался научиться слушать и понимать другие точки зрения. На это ушло с полгода. Я искал терпения. Я искал способность прощать, как повелел нам Иисус. Я пробовал практику Lectio Divina («Божественного чтения») с молитвой «Отче наш». «Да будет воля Твоя …», – я проговаривал это вновь и вновь. Вслух. Про себя. Да будет твоя воля, а не моя. Покорись. Признай, кто здесь главный. Вознеси хвалу создателю во всем, ибо это восхваление – Его. Работа, которую делают мои руки, – это Его работа. Моя сила конечна. Его – нет. В каждом из этих случаев моя молитва, мой разговор с Богом не оставался без ответа. Были времена, когда ответом было «Не сейчас» или «Тебе не дано это знать». Я знал, когда нужно остановить расспросы. Я верил, что если мне суждено узнать, мне будет это открыто.

Я не хочу делать вид, что такая философия является нормой для моих коллег. Я надеюсь что это короткое послание дало вам возможность взглянуть на то, как лесозаготовка может быть (и есть для меня) глубоко духовным способом заботиться о Божьем творении, зарабатывать себе на жизнь и свидетельствовать о Его славе.

Мартин Мелвилл

2015

(источник)