Строим мир вместе. Практическое руководство от Квакерского совета по европейским делам

В этом году Квакерский совет по европейским делам выпустил практическое руководство «Строим мир вместе» о гражданских альтернативах военным способам попыток решить проблемы кровопролитных конфликтов. В документе приводятся убедительные доводы в пользу миростроительства и представлено множество гражданских инструментов миротворчества, которые могут использоваться участниками событий применительно ко всем ситуациям без исключения.

Преобладание информации об ожесточенных конфликтах в поступающих со всего мира ежедневных сводках новостей и в СМИ настолько заметно, что создается ощущение постоянного присутствия насилия или угрозы насилия, тогда как на самом деле нормой является мир. Когда речь заходит о разрешении ожесточенного конфликта, официальные высокопоставленные лица часто интересуются у представителей гражданского общества, включая сотрудников Квакерского совета по европейским делам, каковы гражданские альтернативы военному вмешательству при попытке решить проблему кровопролитного конфликта. Данное практическое руководство содержит ответ на этот вопрос. В нем приводятся убедительные доводы в пользу миростроительства и представлено множество гражданских инструментов миростроительства, которые могут использоваться участниками событий применительно ко всем ситуациям без исключения. Представленный обзор дополняют исследования, показывающие, что за последние 35 лет 77% вооруженных конфликтов закончились мирным соглашением. И только 16,4% завершились военной победой. Признавая ценность и эффективность миростроительства, данный ресурс выходит за рамки традиционных методов, таких как переговоры и посредничество, с тем, чтобы наглядно продемонстрировать виды взаимодействия в самых разных областях общества и на разных его уровнях.

Какими бы полезными ни были некоторые инструменты миростроительства, не менее важным является рассмотрение того как, когда и с кем их использовать, чтобы избежать непреднамеренного ухудшения ситуации либо нанесения ущерба уже существующим островкам мира. Не существует инструмента или инициативы, годных для применения безоговорочно и без ограничений, тогда как действия из наилучших побуждений могут легко пойти в ошибочном направлении из-за нехватки осведомленности, отсутствия ситуативного понимания или же недостаточного осмысливания того, каким образом отклик будет взаимодействовать с динамикой развития насильственного конфликта. Поэтому необходимо хорошо подумать перед тем, как принять участие в ситуации, подвергшейся негативному воздействию насилия. Более того, адекватное понимание контекста, включая первопричины насилия и то, как насилие проявляется, имеет решающее значение при любой степени вовлеченности. Обеспечение должной осмотрительности и соблюдения конфиденциальности в своей работе признаны центральными в деле миростроительства, наравне с такими принципами как:

  • Инклюзивнось (i),
  • целесообразность или чувство вовлеченности,
  • осведомленность о социальнополитических и экономических факторах,
  • изучение соотношения сил,
  • проведение политики вменяемой власти,
  • опора на движущие силы мира или «дивиденды от мира» и
  • вовлечение населения.

Разнообразие средств миростроительства, описанных в настоящем докладе, не обеспечивает всеобъемлющей картины всех инициатив миростроительства во всем мире, но дает некоторое представление об их разнообразии и диапазоне. Отправной точкой является то, что мы называем дипломатией, которую часто называют «мягкой силой». Этот раздел определяет различные формы дипломатии, такие как диалог, переговоры, превентивная дипломатия и тихая дипломатия. Для всех процессов ключом к достижению эффективного результата может быть смесь различных инициатив. Эти инструменты не являются взаимоисключающими и могут использоваться одновременно или последовательно. Данный раздел выходит за рамки отношений на международном или элитном уровне, и включает инициативы на различных уровнях общества с тем, чтобы они были эффективными и приемлемыми для всех, и особое внимание уделялось скорее интересам конфликтующих сторон, а не их позициям.

Второй раздел, демократия и политика, включает следующие положения:

  1. Поддержка наблюдения за выборами и формата проведения выборов,
  2. Политические дебаты и инициативы граждан с активной социальной ответственностью,
  3. Поддержка политической партии и
  4. Мониторинг соблюдения прав человека.

Демократия в данной ситуации охватывает концепции, лежащие в основе демократии, а именно, акцентирует внимание на формах правления, способствующих плюрализму; мирному регулированию потребностей, политических убеждений и интересов различных групп населения, наряду с другими ключевыми аспектами, такими как гражданское участие, вовлечение в политическую и социальную жизнь страны всех слоев населения, мирные политические дебаты, верховенство закона, правосудие и иные гражданские и политические права. Когда демократия эффективно продвигает эти ключевые аспекты, она в наибольшей степени благоприятствует подотчетности органов власти, всеобщей сопричастности и другим принципам миростроительства. Поэтому демократия актуальна при создании институтов быстрого реагирования, с учетом возможности возникновения конфликтных ситуаций и их последствий.

Корреляция между правосудием и миром давно является общепризнанной, но по-прежнему сложно бывает понять, как это можно использовать на практике. Инструменты, входящие в раздел правосудия, включают:

  1. Инициативы по борьбе с коррупцией,
  2. Конституционную реформу,
  3. Инициативы по доступности правосудия,
  4. Мемориальные проекты и
  5. Комиссии по установлению истины.

Именно верховенство закона обеспечивает регулярность и последовательность применения закона ко всем без исключения. С другой стороны, правосудию присущ гораздо более широкий смысл, и именно к реализации оного должно стремиться верховенство закона. Законодательство, процедуры, системы, техническая поддержка и обучение не способны автоматически обеспечить правосудие, если они не предназначены для сокращения коррупции, избирательности или дискриминации в способах доступа и опыта общения с правовыми нормами у различных групп населения.

Безопасность является целью сама по себе и служит условием миростроительства. Однако представление о том, что первоочередной задачей является гарантии безопасности государства, и только потом рассматриваются безотлагательные проблемы безопасности населения (и его различных слоев) в настоящее время уже более не признается единственным приоритетом безопасности. Вопрос о том, чью безопасность надлежит поддерживать или защищать, влияет как на стратегию, так и на определение успеха любого типа деятельности в сфере безопасности, будь то Реформирование Сектора безопасности (SSR) либо другие инициативы.

Вопрос о том, для чьей безопасности создаются благоприятные условия, особенно актуален при работе с официальными представителями органов госбезопасности, которые группами населения могут восприниматься в качестве вызывающих проблемы или играющих нерезультативную роль в конфликте. Более того, акцентирование общественной безопасности принимает на вооружение концепцию, выходящую за пределы государственных границ, поскольку конфликты и их первопричины все чаще становятся региональными и не ограничиваются границами одного государства.

Построение мира путем трансформации проблематичной динамики, поддерживающей существование насилия и конфликта, значительно сложнее, но в конечном итоге представляет более устойчивый подход, нежели взгляд на мир, как на простое отсутствие насилия либо успешное его подавление. Поэтому раздел обеспечения безопасности предлагает новые инструменты для решения проблемы безопасности, такие как:

  1. Территориальная безопасность,
  2. Невооруженные гражданские инициативы в области безопасности,
  3. Проекты по разминированию,
  4. Региональное сотрудничество и обустройство границ,
  5. Контроль над стрелковым оружием и легкими вооружениями, и
  6. Поддержка бывших участников военных действий.

Средства коммуникации и средства информации занимаются вопросами, связанными с потоком информации. В контексте ожесточенных конфликтов ограниченный доступ к информации, продвижение неполной информации или замалчивание – как информации, так и определенных точек зрения могут способствовать сохранению динамики ожесточенного конфликта. В то же время, информационные каналы обладают огромным потенциалом для работы с аспектами, связанными с конфликтами или даже для создания газетных и ТВ репортажей, способствующих достижению мира. СМИ должны описывать сложившиеся ситуации способами, которые выявляли бы многогранность ожесточенных конфликтов и их первопричин, таких как наличие поводов для недовольства или климатическая дестабилизация, а также указывать на возможности ненасильственных решений. В этом разделе представлены два инструменты миростроительства:

  1. Проекты по развитию СМИ с учетом возможных последствий конфликта и медийно-информационной грамотности, и
  2. Инициативы по нормативно-правовому регулированию СМИ и имущественных отношений.

Культура и искусство могут отражать историческое развитие и воззрения на протяжении многих поколений, являясь в то же время источниками самовыражения. Поэтому инструменты в этом разделе относятся как к ощущению причастности к коллективной истории, создающей возможности для диалога с тем, чтобы установить общие ценности или обычаи, так и к способам совершенствования индивидуального пространства для такого выражения. Искусство и культура есть тот фундамент, на котором возможны дискуссии, где можно прислушиваться к мировоззрениям и идеям друг друга, и который способен стать основополагающим для налаживания взаимопонимания между различными группами населением. Если манипулировать искусством и культурой для создания односторонней истории национального самосознания, или культивировать идеи верховенства одной группы, возможно использование их для стимулирования динамики конфликта. Некоторые культурные и художественные инструменты, представленные в данном обзоре, включают:

  1. Культурное наследие и программы по обмену,
  2. Программы в области искусства и устного народного творчества и
  3. Спортивные проекты.

Ряд программ и инициатив могут быть предприняты для поддержки мирных ценностей через образование, включая инструменты, перечисленные в представленном портфолио, такие как:

  1. Разработка и пересмотр учебных программ,
  2. Общественные науки и образование в духе мира,
  3. Межконфессиональные проекты.

Особо выделяя ценности мира в таких предметах, как история или география; устранение препятствий и борьба с предвзятостью; обзоры и обсуждение учебных планов; программы подготовки учителей и внеклассные мероприятия. Все это вместе взятое способно оснастить студентов и преподавателей наилучшим инструментарием для решения проблем и трансформации конфликта. Поскольку образование увязано с личными устремлениями, критическим мышлением, мировоззрением, а также с наличием средств к существованию, оно может играть значительную роль в укреплении мира или стимулировании и длительной поддержке отрицательной динамики конфликта.

Связи между экономикой, бизнесом, торговлей, политикой, конфликтом и миром весьма многочисленны – от относительных уровней богатства или бедности между слоями населения, высокого уровня безработицы, прочности торговой взаимозависимости, до условий для малого и среднего бизнеса. Существует опасность упрощения связи между нищетой и конфликтом или между экономическим ростом и миром. Эти факторы могут стимулировать и поддерживать военный конфликт, а могут и наоборот – создавать стимул для мира или вносить вклад в укрепление мира, все зависит от контекста. Поскольку динамика конфликта зачастую тесно связана с политической экономикой (равно как и интересы, степени влияния и взаимозависимость, которые создают эти сети) политикоэкономический анализ, наряду с анализом вопросов мира и разрешения конфликтов имеют основополагающее значение для разработки проектов по миростроительству. Инструменты, представленные в данном отчете, включают:

  1. Предпринимательство, а также средний и малый бизнесы,
  2. Содействие развитию делового и экономического сотрудничества,
  3. Санкции, эмбарго и оказание помощи на определенных условиях,
  4. Экономическая дипломатия и
  5. Проекты по макро- и микроэкономическому менеджменту.

Инфраструктура и планирование связаны с конфликтом не только вследствие повреждения инфраструктуры при конфликте, но они также могут выступать в роли причины конфликта с применением силы на фоне быстрой урбанизации и/или маргинализации сельского населения, либо перемещения групп населения при проведении крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство плотин. Нехватка демографически выверенного городского планирования или изоляция определенных слоев населения способны инициировать кровопролитный конфликт по поводу распоряжения ресурсами или доступа к услугам. Отсутствующая или приходящая в упадок инфраструктура в сельских или городских районах может подорвать усилия, направленные на развитие, что, в свою очередь, способно привести к резко отличающимся уровням жизни для различных представительных групп населения. В постконфликтной обстановке инициативы по реконструкции обязаны принимать во внимание градостроительные расколы, лежащие в основе ожесточенного конфликта. Более того, плохо спроектированная или плохо построенная инфраструктура может увеличивать воздействие на окружающую среду. Три инструмента миростроительства включают: 1. Строительство (реконструкция) инфраструктуры для систем жизнеобеспечения, 2. Инициативы по созданию общественных зон в области градостроительства, а также 3. Крупные проекты в области инфраструктуры.

Окружающая среда и способы ее использования лежат в основе способности общества к развитию, росту и взаимодействию с другими сообществами. Поэтому среда оказывает прямое влияние на стабильность и способность общества поддерживать мирные отношения. В данный момент нарушение климата является причиной отсутствия безопасности во всем мире, поскольку засуха и деградация окружающей среды провоцирует конфликты при борьбе за ресурсы и служат источником миграции в поисках экономических возможностей в иных местах. Распределение земли и локализация природных ресурсов становятся причиной многочисленных вооруженных конфликтов по всему миру. Правительства и частные компании в высшей степени заинтересованы в том, чтобы земля и природные ресурсы сохраняли свою рентабельность, что привело к дискриминации в отношении маргинальных общин, занимающих таковые земли, а это легко переходит в ожесточенные конфликты. Землю и природные ресурсы могут также эксплуатировать вооруженные группы, что подпитывает возникновение конфликтов, порождая такие понятия, как «кровавые алмазы». В разделе «Сельское хозяйство и окружающая среда» предлагаются два инструмента:

  1. Управление природными и добываемыми ресурсами и
  2. Проекты по управлению земельными ресурсами.

Вооруженные конфликты оказывают непосредственное влияние на физическое и психическое здоровье, начиная с серьезного материального ущерба, причиненного оружием или взрывчаткой, и до психологического ущерба от опыта, полученного в ходе ожесточенного конфликта. К тому же, проблемы, связывающие здоровье и конфликты, в основном касаются последствий дефицита в инфраструктуре здравоохранения и доступа к медицинским услугам из-за причинения ущерба, принудительной миграции и ограниченности ресурсов. Среди других факторов, которые следует учитывать, можно назвать неравный доступ к здравоохранению в результате стоимости, языка или местоположения. С положительной стороны, вызывающая доверие роль медицинского персонала и нейтралитет, столь часто демонстрируемые службами здравоохранения во время вооруженных конфликтов, могут послужить вдохновляющими факторами при наличии желания увязывать миростроительство и здравоохранение. Портфолио по здравоохранению описывает два инструмента:

  1. Медицинская дипломатия и
  2. Службы психического здоровья.

Программное обеспечение развития взаимосвязано со всеми одиннадцатью секторами представленного отчета, поэтому оно расположено в приложении, а не в секторальном портфолио. Развитие в условиях регионов, охваченных конфликтом, требует высокого уровня вдумчивости и серьезных размышлений в отношении программирования и финансирования, в частности, о возможном влиянии такой работы на развитие событий. Поэтому разработка программного обеспечения заслуживает ряда обдуманных вопросов, необходимых ресурсов и/или оперативных соображений, а также позитивного опыта.

Строим мир вместе

Полный текст практического руководства «Строим мир вместе» на русском языке можно скачать здесь.