Мы твёрдо придерживаемся своего свидетельства против войны

6 марта Собрание в поддержку страждущих, представительный орган британских квакеров, встретилось в молитве. Оливер Робертсон поделился своим подготовленным духовным посланием, в котором говорится о сложном переплетении вопросов, связанных со вновь возникшим крупным вооруженным конфликтом в Европе.

Друзья, прошу вас держать в Свете народ Украины. Прошу вас держать в Свете народ в России. Прошу вас держать в Свете народ Афганистана. Прошу вас держать в Свете народ Эфиопии. Прошу вас держать в Свете народ в Мьянме. Прошу вас держать в Свете всех пострадавших от конфликтов, о которых мы позабыли или о которых не слышали, т.к. последствия войны оставляют шрамы и на их жизнях, так же, как и в Киеве. Прошу вас держать в Свете действующих во благо мира. Прошу вас держать в Свете и тех, кто поступает иначе.

Молитва может стать как великим утешением, так и мощным побуждением к действию. Но утешение для нас и для других может разниться. Нам нужно услышать голоса людей, страдающих от сегодняшних войн, чтобы их жизненный опыт помог нам лучше понять, как Бог ведет нас. Но чьи голоса мы слышим? Обращайте внимание на новости, которые вы смотрите, и на события, находящие отклик в вашей душе. Они могут быть окном, через которое видны ваши личные предпочтения и предрассудки.

Поддержка связей

Как мы поддерживаем отношения с людьми, живущим рядом с зоной вооруженного конфликта? На прошлой неделе во время молитвы в одном собрании вывесили на стене имена российских и украинских миротворцев. Многие Друзья присоединились к дистанционным молитвенным собраниям квакеров Киева, а также к собраниям Дома Друзей в Москве, который тихо занимается миротворчеством с момента окончания «Холодной войны». К чьим голосам мы должны обратиться? Какие истории мы должны ставить под вопрос?

Занимая пацифистскую позицию, преданно поддерживая «наше свидетельство о том, что война и подготовка к войне несовместимы с духом Христа», мы бросаем вызов доминирующему нарративу. Ценность нашей позиции часто состоит в том, чтобы напомнить людям, что есть другой путь. Даже когда война кажется единственным ответом, всегда есть выбор и альтернатива.

Ненасильственное сопротивление

Альтернатива войне не означает бездействие. Друзья, как и многие другие, обладают значительным опытом ненасильственного сопротивления. Люди могут мирным путем выражать несогласие, как это сделали тысячи россиян, за что их арестовывали, в том числе и детей. Люди могут отказываться поддерживать оккупацию, как пассивно (отказываясь выходить на работу), так и активно (повреждая оружие, которое их принудили сделать). Через такие мощные акты ненасильственного сопротивления удается не только противостоять принуждению, но и утвердить человечность всех сопричастных. Когда сирийские протестующие дарили цветы и воду солдатам, они не только демонстрировали отсутствие угрозы (поэтому по ним было тяжелее открыть огонь), но также демонстрировали, что солдат тоже является человеком и ничем от них не отличается. Подобные действия позволяют не победить врага, но помогают обратить врага в друга.

Поддержка людей

Действия квакеров часто исходят из убеждения в том, что все мы – дети Божьи, что каждый ценен сам по себе, и что стоит поддерживать тех, кого избегают другие. Квакеры могут организовать как прямую помощь, а также напомнить остальному миру, что перед ними тоже люди.

Когда я думаю о тех людях, которых сторонятся другие, я думаю о сознательных отказчиках. Сегодня в России и Украине требуется немалое мужество, чтобы отказаться от военной службы по соображениям совести, хотя и по разным причинам. Квакеры давно защищают право человека на отказ от убийства другого. Как мы можем поддержать тех, кто твердо держится своих принципов, несмотря на обстоятельства? Будем ли мы поддерживать отказчиков, прибывающих в Британию? Если же нет, уверены ли мы, что их поддержат другие?

Когда я думаю о тех людях, которых сторонятся, я думаю о небелых украинцах. Людях разного происхождения, находящихся в Украине, студентов из Африки, Азии и Карибского бассейна, которым отказывали в поддержке и размещении в Украине и соседних странах, так как они не были украинцами. Как мы можем поддержать их, и утвердить идею о том, что ко всем беженцам нужно относиться одинаково?

Когда я думаю о тех людях, которых сторонятся, я думаю о россиянах по всему миру. Скорее всего сейчас очень некомфортно быть россиянином во множестве стран. Сможем ли мы поспособствовать тому, чтобы возмущение действиями российского правительства не переросло в ненависть ко всем россиянам, не имеющим ни связи с правительством, ни влияния на его действия?

Пространство для действия

Многие из нас могут чувствовать, что все хорошо, делиться историями и держать в Свете и так далее, но что мы на самом деле можем СДЕЛАТЬ? Как мы можем остановить кровопролитие или хотя бы смягчить его последствия?

Мы можем делиться деньгами, временем, предлагать гостеприимство, оказывать помощь, использовать наши ресурсы и средства как лично, так и как сообщества. При этом реальность войны такова, что роль, которую мы можем играть находясь в Британии, может быть более ограниченной, чем нам хотелось. Друзьям может быть знакома модель миротворческой работы «песочные часы», когда во время до и после войны есть пространства для многих действий во имя мира, однако во время самого конфликта, когда песок проходит через небольшую щель посередине, возможностей становится очень мало.

Иногда может возникнуть искушение задуматься над тем, что такого великого можно совершить, как в прошлые времена, когда квакеры помогали организовать Киндертранспорт или давали советы русскому царю. Всё это могло произойти только благодаря тому, что за много лет до прошедших событий была проделана работа и выстроены отношения. Заложили ли мы тот фундамент, необходимый для работы сегодня? Может быть это сделал кто-то ещё, и мы могли бы поддержать его начинания? Мы не обязательно должны быть восхитительными. Мы должны верить.

Создавать небесное содружество на Земле

Одной из вещей, которую мы можем извлечь из нашей веры и укорененного свидетельства против войны, является ясное предвидение божественного содружества людей, в котором нас призвал жить Господь. Величайшие шаги в сторону мира были сделаны после очень тёмных времен. Какие требуются перемены? Какая работа должна быть проделана, чтобы перемены претворились в жизнь? Как существующие институты и практики должны быть поддержаны, а в каких обнаружен изъян? Что должно произойти, чтобы соседи России перестали видеть в ней угрозу? Что должно произойти, чтобы военный союз Европы ощутил себя ненужным?

Цитируя сказанное Полом Паркером в прошлом месяце: «Сегодняшняя война – это провал вчерашнего дня, который приводит к невообразимым человеческим страданиям для каждой из сторон. Представьте, что могло бы произойти, если бы мы были готовы вкладывать в мир столько же, сколько сейчас вкладываем в подготовку к войне».

Только представьте, Друзья. И давайте работать.

Оливер Робертсон

Источник

Перевод: Борис Федюкин