О корнях и крыльях. Возможность свободно расти в сообществе Друзей // Эстер Кёринг

Лекториум памяти Ричарда Л. Кэри

О корнях и крыльях. Возможность свободно расти в сообществе Друзей

Эстер Кёринг

Английская версия, сокращена Эстер Кёринг. Перевод на английский Эстер Кёринг и Энни Вомак. Опубликована Годовым собранием Германии (Deutsche Jahresversammlung e. V.) Религиозного общества Друзей (квакеров) в 2015 году. Перевод на русский Бориса Федюкина. Перевод на русский язык посвящён Анне Энгельхардт (Änne Engelhardt), ушедшей из жизни в 2022 году, она много лет была членом Германского годового собрания, и благодарная память о ней остаётся в сердцах российских Друзей. 

Пролог

Готовая, но не завершенная

Из чтения прошлых лекций памяти Р. Л. Кэри мне известно, что я не единственная, кто стоит и спрашивает себя: «Как я могу высказываться? Что я могу сказать своего, отличного от других людей? Как я могу быть уверена, что мне есть что сказать, даже когда я убеждена, что любой человек способен на это? Я могу лишь не допустить того, чтобы подобные пагубные мысли взяли верх. Чтобы мои убеждения были на поверхности, я дам им больше пространства, придав им некоторый дополнительный контекст в своем выступлении.

Вы прямо попросили меня выступить в качестве молодого Друга. Естественно, это упрощает дело. Мне разрешают (или, может быть, даже просят?) говорить незакончено, недоделано, по-юношески задорно. Что же, я только начинаю (надеюсь). Сегодня, после двух лет подготовки, я ощущаю себя более-менее готовой высказаться. Но я не завершила лекцию, и это в том числе тема моего выступления. Поскольку речь идет о том, чтобы быть готовым-но-незавершенным, мое выступление является лекцией памяти Р. Л. Кэри с позиции молодого Друга.

Однако, и здесь просьба «быть молодым Другом» все усложняет. Я не смогу вам объяснить молодых Друзей, а также не могу и не хочу высказываться от их лица. Я могу высказываться лишь от своего имени, от своего опыта молодого Друга посреди других молодых Друзей. Я могу рассказать о том, чему я научилась, став квакером, научилась в Организации Молодых Друзей Европы и Ближнего Востока (EMEYF). Я могу говорить о духовной жизни молодого Друга только исходя из своего личного опыта, даже если он и соответствует тому, что значит быть молодым Другом*.

* Предположение, что молодой Друг может говорить за всё свое поколение, в прошлом было источником множества недопониманий и конфликтов как в среде молодых Друзей, так и более широкого квакерского сообщества. Именно поэтому я считаю важным заранее обговорить это.

Написание текста лекции началось в виде осторожного эссе о том, что положение молодого Друга выглядит как пересечение между биографией (взросление среди Друзей) и духовностью (духовное становление внутри квакерского сообщества). Конечно же, биографические и духовные пути пересекаются и соприкасаются друг с другом и в других моментах жизни. Но либо я о них еще не знаю, либо уже забыла о них…

Статус молодого Друга позволяет мне участвовать в более чем одном квакерском сообществе, и эти сообщества имеют разную, при этом одновременно схожую динамику. Таким образом, определение себя как молодого Друга позволяет мне посмотреть на всё с другой точки зрения, смотреть на наши проблемы с безопасной дистанции, не забывая о большой картине нашего общества. Когда я буду говорить о своем опыте в EMEYF, в нем будет также отражен мой опыт среди вас, Годового собрания Германии. (Здесь нет оценки или предпочтений – оба сообщества близки моему сердцу, оба сообщества как радовали меня, так и сводили с ума. Кроме того, EMEYF сейчас около 30 лет, Годовому собрании Германии около 90, – в обоих случаях я с вами лишь непродолжительное время).

Когда сейчас я говорю «мы», то иногда говорю про «нас» – про Годовое собрание Германии, а иногда про «нас» – про EMEYF. Но в конце концов, когда доходит до дела, границы стираются, и «мы» становится большим, широким, объемным. Перефразирую: я хочу говорить о том, что делает путь «молодого Друга» уникальным, о том, что видно нам, о чем мы говорим, что мы делаем, именно потому, что мы переживаем квакерский путь через специфические жизненные обстоятельства. Но я также хочу подчеркнуть, что дух, движущийся через молодого Друга ничем не отличается от того, что движется в каждом из нас. В качестве мысленного эксперимента я представляю EMEYF как квакерское сообщество, помещенное под увеличительное стекло, потому что я хочу лучше понимать развитие Годового собрания Германии и квакерства в целом, и я хочу воспользоваться EMEYF в качестве зеркала. Но помимо мысленного эксперимента меня волнует и то, что с молодыми Друзьями я нашла корни собственной квакерской веры.
Пока я работала над лекцией, ее тема эволюционировала из первоначальной идеи. Что нам, индивидам всех возрастов и сообществ, нужно для возможности свободно расти. Фразу «возможность свободно расти» я взяла из стихотворения Розы Аусландер*:

* Роза Аусландер, «Свобода расти», из сборника «Под дождем из пепла. След твоего имени. Стихи и проза», 1975 год. Франкфурт, 1984, стр.103

Eine Insel erfinden,
allfarben wie das Licht.
In seinem Schatten
willkommen heißen
die Erde.
Sie bitten, uns aufzunehmen
in Gärten,
wo wir wachsen dürfen,
brüderlich,
Mensch an Mensch.

Изобрести остров
Разноцветный, будто свет
В тени
Поприветствовать
Землю
Попросить ее принять нас
В своих садах
Где у нас есть свобода расти
Братски
От человека к человеку.

примерный перевод Энни Вомак и Эстер Кёринг

«Возможность свободно расти» – благословение; невозможно остановиться, пока у тебя есть все необходимое. Но помогать расти друг другу, от человека к человеку – задача, выполнив которую, мы становимся подлинным сообществом.

Возрастание. Подкидыш среди Друзей

Один из возможных ответов на вопрос, что нам необходимо для свободы расти, заключается в следующем: когда дети малы, дайте им корни, а когда они вырастают, дайте им крылья. Мой опыт с квакерскими крыльями и корнями был обратным: сперва я получила крылья, а лишь затем обрела корни.
Я не была рождена в квакерской семье, однако я выросла среди квакеров, будучи дважды подкидышем. Когда мне было двенадцать лет, меня пригласили (опустим множество поворотов и перипетий) на Пасхальное собрание немецких подростков в молодежный центр Уденхаузен. Тогда я ничего не знала о квакерах. Мое квакерское путешествие началось среди подростков и молодых Друзей, в их сообществе. Опыт моего первого молитвенного собрания был без какой-либо подготовки или предубеждений. Никто не озаботился тем, чтобы ввести меня в курс дела. Мы сидели в кругу и в какой-то момент погрузились в молчание. Помню, как сперва я занервничала и начала беспокоиться, попыталась вспомнить «Отче наш» с уроков религии. Я помню, как притихла и приняла тишину. Дальше последовала неделя, наполненная взаимоуважением, равноправием, распознаванием вместо голосования. Вечера я проводила в библиотеке. Я задавала множество вопросов молодым Друзьям и путешествующим Друзьям, и внимательно их слушала.

Мое развитое двенадцатилетнее «Я» вновь почувствовало себя маленьким и уязвимым, и в то же время принятым, вознесенным, окруженным заботой. Я почувствовала себя подкидышем, как будто я получила крылья в подарок: молчаливую молитву и квакерский путь. Мои первые шаги с вами напоминали счастливую сказку, с признавшими и принимающими меня людьми. Вы давали мне ответы и ставили новые вопросы, вы позволяли мне плакать, чтобы боль могла утихнуть.

Однако, несколько лет спустя, когда я начала участвовать в молитвенном молчании в местном собрании и посещать Годовое собрание, я столкнулась со сложностями. Как я могу вырасти, перестать быть подкидышем и стать «полноценным» квакером? Я чувствовала, что мне нужна какая-то иная легитимация, чтобы быть с вами, и что только так я смогу дать вам что-то в ответ. Но я искала в неверном направлении, что привело меня ко мраку духовного кризиса. Я смогла вернуться лишь став подкидышем во второй раз, в свои двадцать лет, внутри Организации Молодых Друзей Европы и Ближнего Востока (EMEYF). Именно здесь я обрела корни, которые дополняли мои крылья. И теперь я знаю: я нуждаюсь и в том, и в другом; имея корни, я могу летать выше и свободнее.

Привет из будущего

Молодые люди в возрасте от 18 до 35, которые хотят следовать квакерским путем, часто сталкиваются с очень теплым приветствием: «О, как радостно видеть молодые лица! Нечасто такое происходит! Может быть мы и не вымрем в итоге! Вы, молодые – будущее Религиозного общества!». Благое намерение с кислым привкусом, ведь я живу, верю и практикую квакерство не в будущем, а сейчас. Я часть Религиозного общества не далекого будущего, а сегодняшнего. Именно этим я и хочу поделиться с вами в своей лекции: молодые Друзья – не ваше будущее, а часть нашего общего настоящего.

В первой части лекции я хочу обсудить с вами квакерство настоящего, распространенного среди молодых Друзей – поговорить о крыльях и радости от того, что ты молодой Друг. Во второй части я хочу поговорить об обретенных в EMEYF квакерских корнях, и что теперь я могу найти их в том числе в Годовом собрании. Наконец, в третьей части я хочу поговорить о том, как мы, каждый из нас, может жить в подлинном сообществе евангельского порядка, в котором у нас есть возможность свободно расти.


Скачать текст лекции полностью: [.epub]  [.pdf]