Квакеры в Южной Африке

В Южной Африке квакеры всегда были небольшой группой, но их влияние намного превышало их численность. Сегодня их по-прежнему волнуют вопросы правосудия, миротворчества, развития, образования и политической активности.

Первыми квакерами в Южной Африке были голландские китобои с острова Нантакет, которые в 1728 году стали использовать Кейптаун в качестве базы для продвижения к Антарктике.

В 1820 году в Южной Африке поселился британский квакер Ричард Гуш. Он был единственным Другом на всю страну, однако пытался показать, что белые и черные могут жить мирно. Когда воины народности ко́са стали угрожать его деревне, он вышел к ним без оружия. Узнав, что они голодны, он накормил их и тем самым предотвратил конфликт.

В 1838 году в Кейптаун прибыли Джеймс Бэкхаус и Джордж Вашингтон Уокер. Они основали школу для детей из бедных семей – как черных, так и белых – и сделали первый перевод Библии на язык тсвана.

В 1878 году Айзек Шарп и группа британских квакеров установили дружеские связи со священниками-африканерами Голландской реформатской церкви.

Накануне англо-бурской войны (1899–1902) южноафриканский квакер Гай Инок встретился с руководителями правительства, чтобы попытаться предотвратить конфликт. В Великобритании Джордж Кэдбери и Джошуа Раунтри были активными членами Примирительного комитета Южной Африки. Британские квакеры, в том числе Рут Фрай, также поддержали Эмили Хобхаус, разоблачавшую зверства в британских концентрационных лагерях в Южной Африке. Квакеры приехали в Южную Африку, чтобы работать медсестрами, раздавать еду и одежду.

Ни одна британская газета не поддержала кампанию квакеров в поддержку буров, поэтому Джордж Кэдбери купил лондонскую Дейли Ньюс и использовал ее для распространения информации в поддержку буров. Когда Джошуа Раунтри принимал южноафриканского юриста и политика Сэмюэля Кронрайт-Шрайнера, который приехал в Англию вести кампанию против войны, их встретила враждебная толпа. Полицейские и солдаты помогли им спастись.

Визит британского квакера Фрэнсиса Фокса к премьер-министру Нидерландов с призывом приложить миротворческие усилия для прекращения войны был первым шагом к Феринихингскому мирному договору, положившему конец войне. Впоследствии квакеры помогали развивать домашнее производство африканерским женщинам, оставшимся в нищете из-за британской политики «выжженной земли». Они также помогали Библиями африканерам, которых ограбили британские солдаты.

В 1906 году квакеры Кейптауна официально стали месячным собранием Лондонского Годового собрания.

В 1950-х годах правящая Национальная партия начала вводить репрессивные законы для создания режима апартеида. Квакеры Южной Африке участвовали в различных акциях протеста, например, в кампании неповиновения, в которой использовалась форма пассивного сопротивления. В 1956 году квакеры провинции Натал выступили с заявлением, отвергающее концепцию апартеида:

Мы верим, что Южная Африка существует не только лишь для одного народа, и не для одного народа больше, чем для других, но что каждая группа населения пришла в эту землю с Божьей помощью… Мы верим, что на нас, как на христиан, возложена обязанность сделать всё возможное для сплочения разделенных народов Южной Африки, чтобы мы могли стать одной нацией…

На протяжении всей эпохи апартеида квакеры выступали против выселений, контроля над миграцией, принудительного создания зон группирования, сноса самостроя, призыва в армию и вооруженных вторжений в соседние «черные» государства, боролись с крайней нищетой и голодом, полицейским насилием и пытками.

Джордж Рейнер Эллис, квакер-космолог, был соавтором двух книг, в которых жестко критиковалась жилищная политика в Западном Кейптауне, в результате которой многие цветные не имели жилья и оказались в безвыходном положении. В 1980-х годах в Кейптауне был основан Квакерский миротворческий центр. Это произошло в ответ на насильственное переселение цветных южноафриканцев из Кейптауна в Кейп-Флэтс.

Квакеры оказывали финансовую поддержку программам Стива Бико для чернокожих общин и программам Винни Манделы по надомному производству для чернокожих женщин. Это происходило в том же городе, где они когда-то поддерживали надомное производство для африканерок.

Более 25 лет южноафриканец Хендрик ван дер Мерве активно выступал в качестве посредника. Табо Мбеки из Африканского национального конгресса назвал его «честным квакерским представителем». После первых свободных выборов Хендрик критиковал процесс примирения за то, что иногда в его ходе игнорировалась необходимость реституции.

В 2001 году в своей Бэкхаусской лекции, учрежденной квакерами Австралии, он написал: «Южноафриканские квакеры сейчас сталкиваются с новыми проблемами, продолжая говорить правду властям и поддерживая нуждающихся».

Нозизве Мадлала-Рутледж, пожалуй, единственная квакер и пацифистка, ставшая заместителем министра обороны своей страны. Она – давний член АНК, была депутатом парламента, затем занимала должности в министерстве обороны и министерстве здравоохранения. В настоящее время она активно выступает против торговли женщинами с целью сексуальной эксплуатации.

Источник