Квакеры в Германии в XX веке

В конце XVII века множество немецких квакеров эмигрировали в Северную Америку, оставив в Германии лишь очень маленькие, разбросанные по всей стране группы Друзей.

Однако после Первой мировой войны большое количество квакеров на этот раз отправилось уже в Германию и сыграло значительную роль в ее восстановлении от разрушительных последствий этого международного конфликта. Подвергнутое блокаде со стороны стран Антанты во время и после боевых действий гражданское население Германии страдало от сильного голода. В связи с этим гуманитарные организации квакеров начали осуществлять поставки продовольствия немцам. При этом Друзья следовали принципу, согласно которому каждому нуждающемуся нужно оказывать помощь, будь то друг или враг. В Англии это принесло квакерам неодобрительное прозвище «Любовники гуннов». Особенно серьезную угрозу голод в Германии нес детям. В 1920 году английские и североамериканские квакерские гуманитарные организации начали программу продовольственной помощи для детей. Каждый день в школах до миллиона немецких детей получали горячую еду, хлеб и молоко. Это спасало их от недоедания и, как следствие, болезней и смерти. Qu?kerspeisung – «квакерская еда» – стало устойчивым выражением в Германии. На упаковках еды для школьников было написано следующее: «Для детей Германии! Дружески приветствуем вас от имени Религиозного общества Друзей, которое в течение 250 лет и даже во время недавно завершившейся мировой войны разделяло принцип, что только любовь и желание помочь, а не война и насилие, могут принести человечеству мир и счастье».

1920 г. Распределение "квакерской еды" в Германии

1920 г. Распределение “квакерской еды” в Германии

Помощь детям способствовала тому, что некоторым немцам захотелось больше узнать о квакерах. «Но мы не выходили на улицы и не делали массовых призывов вступить в нашу веру. Это не наш путь», – решительно говорит Гизела Фауст, 85-летняя немецкая женщина-квакер. Даже без миссионерской деятельности было достаточно людей, которых привлекало квакерство. Поэтому в Германии в 1923 году было основано Религиозное общество Друзей. Включавшее несколько сотен членов во всей стране, оно всегда оставалось очень маленькой группой, однако, при этом всегда было чрезвычайно активным и достигло многих целей.

Прежде всего это касается периода национал-социализма, когда квакеры отстаивали права преследуемых. Сообщество квакеров в Германии всегда было многонациональным. В берлинском офисе немцы работали бок о бок с американскими и английскими гражданами. Поскольку репрессии против евреев и политических противников нацистов усилились, Друзья начали посещать преследуемых лиц в тюрьмах и вести переговоры о более мягких условиях содержания для них или даже об освобождении. В концентрационных лагерях многие заключенные считали возможность квакерской помощи последней надеждой.

Хотя международный офис квакеров в Берлине был важным убежищем для преследуемых с 1933 года, ситуация резко ухудшилась после «хрустальной ночи» (9 ноября 1938 года). По словам Гизелы Фауст «после той ночи люди стояли в очереди перед офисом квакеров возле станции Фридрихштрассе, потому что все поняли, что единственная их надежда состоит в том, чтобы в последнюю минуту попытаться эмигрировать». Международный офис квакеров в Берлине также работал в интересах евреев, которые не были связаны с иудейской конгрегацией, и некоторых политических беженцев. Благодаря его работе, десять тысяч еврейских детей смогли в последнюю минуту эвакуироваться в Англию с помощью так называемого Kindertransport. Детей принимали квакерские семьи из Англии и Соединенных Штатов.

Kindertransporte. 1939 год. Еврейские дети из Германии прибывают в Лондон

1939 год. Еврейские дети из Германии прибывают в Лондон

Как только началась война, берлинский офис уже никак не мог помочь людям, нуждающимся в эмиграции. Английские работники вынуждены были покинуть Германию в начале войны, а сотрудники из США уехали, когда их страна также вступила в войну. Остались только немецкие служащие, но их возможности по оказанию помощи были крайне ограниченными.

Некоторые из квакеров тайно скрывали евреев. Для борцов сопротивления всех мастей Друзья также были важными контактными лицами из-за их беспристрастности и убеждений. Некоторые из них были арестованы гестапо и заплатили за эту помощь жизнью. Удивительно, однако, что как организация, квакеры никогда не были объявлены вне закона. Протестантский пастор Франц фон Хаммерштейн перечисляет возможные причины этого: «Квакеры заслуживали доверия. Их готовность помочь и помочь даже людям, которые на самом деле не были их друзьями, производила большое впечатление и помогала найти язык даже с нацистами. Они не отправляли квакеров в лагеря и, что поразительно, позволяли им продолжать работу». Многие нацисты с детства помнили квакеров и их программу помощи детям. Теперь это защищало квакеров. Кроме того, они рассматривались как возможный мост для зарубежных контактов. Именно поэтому министерство иностранных дел Германии неоднократно выступало в пользу продолжения существования Религиозного общества Друзей.

И действительно, квакеры построили новые мосты после войны и предоставили важные импульсы развития немецкому послевоенному обществу. В некоторых городах Германии квакерские гуманитарные организации основали так называемые центры добрососедства. Об этом рассказывает Ханнелор Хорн, много лет возглавляющий Лигу немецких центров добрососедства. «Идея состояла в том, чтобы создать демократическую ячейку, в которой люди разных поколений могли бы объединиться, имея общие идеи и убеждения. Для послевоенного периода это было совершенно новым явлением. Любой мог принять участие в этом процессе и внести свой вклад в принятие решений, например, даже обычный молодой человек, каким был я».

Такие центры во Франкфурте, Кельне, Вуппертале, Висбадене, Брауншвейге и Берлине превратились в важные центры культурного общения далеко за пределами их окрестностей. Особенно важным был центр Миттельхоф в Берлине, который стал конференц-центром и представлял площадку для диалога между Востоком и Западом, а также прилагал усилия по примирению немцев и евреев.

Понимая свою вовлеченность в жизнь послевоенной Германии как постоянный мирный активизм, квакеры также участвовали и в других инициативах. Традиционные квакерские молодежные волонтерские проекты были источником вдохновения для группы Action Reconciliation (Aktion S?hnezeichen, «Действие ради примирения»). Квакеры помогали организовывать пасхальные марши западногерманского движения за мир и поддерживали право на отказ от военной службы по соображениям совести как на Востоке, так и на Западе. В Восточной Германии – Германской Демократической Республике (ГДР) – квакеры вместе с другими церквями лоббировали в правительстве идеи, касающиеся возможности прохождения альтернативной гражданской службы вместо воинской. Хотя реализация этой идеи в ГДР в полной мере оказалась невозможной, там был принят закон, предусматривающий создание специальных строительных отрядов (Bausoldaten), служба в которых позволяла отказаться от непосредственно военных обязанностей обычного солдата. Подобная возможность не предоставлялась ни в одном другом государстве Организации Варшавского договора.

Поскольку многие коммунисты получали помощь и защиту от квакеров во время нацистского периода, руководители ГДР, как правило, доверяли квакерам. Они были востребованными посредниками между Востоком и Западом и часто могли помочь с гуманитарными проблемами. Как небольшая религиозная община, насчитывающая 50 членов, они не представляли серьезного вызова для социалистического государства, их небольшое количество давало им возможность быть гибкими в выборе методов реализации своих идей, в то время как главные церкви ГДР не имели возможности маневрировать.

Пацифистская работа квакеров также велась, но, соответственно, в меньших масштабах. В 1970-х годах квакерские и меннонитские общества из США разрабатывали программы для разрешения локальных конфликтов между соседями. За ними последовали программы по предупреждению насилия в школах. Конфликтное консультирование в разных ситуациях в конечном итоге превратилось в конкретный метод: медиацию (посредничество). Джейми Уокер является пионером среди квакерских медиаторов: «Благодаря нашей пацифистской традиции мы очень рано начинаем учить детей тому, как разрешать свои конфликты без насилия. Люди могут научиться отказываться от насилия. Это вопрос развития способностей и приобретения знаний».

Джейми Уокер испытала эту программу в Соединенных Штатах. В 1980-х годах она начала предлагать курсы по медиации в немецких школах. К настоящему времени медиация вышла за пределы общеобразовательных школ. Она используется при разводах, конфликтах на рабочем месте или в опасных социальных ситуациях в городах, где гражданское посредничество призвано предотвращать конфликты.

Хотя сегодня в Германии всего около 280 квакеров, эта небольшая религиозная община снова и снова продолжает давать немецкому гражданскому обществу новые импульсы развития. Тем не менее, Друзья никогда не создавали суеты вокруг своей работы и никогда не использовали ее именно для привлечения новых членов. Таким образом, размер сообщества квакеров в Германии похож на очень большую семью. Немецкие Друзья не ожидают массового притока приверженцев. Они привыкли быть маленькой религиозной общиной и использовать свою веру для служения обществу. Для Джейми Уокер оптимизм всегда являлся главным условием работы и важным принципом квакерства. Он сопровождает и поддерживает её в повседневной работе: «У меня есть полная уверенность в том, что сделанное мною будет иметь эффект. Я никогда не сомневаюсь в этом. Если я буду придерживаться этого, что-нибудь да получится».

*  *  *

Эта статья – выдержка из более длинной статьи на немецком языке «Der Himmel ist in dir» («Бог внутри вас»), которая была опубликована в 2008 году.

Henning Mielke

2010 г.

Источник