Чем является квакерское движение? (Квакерская исключительность?)

(Исключительно личные ответы на редко задаваемые вопросы.) Эти несколько аргументов появились в рамках моих продолжающихся любовно-ненавистнических отношений с таким явлением как квакерская исключительность.

Чем было квакерское движение?

Давным-давно, в XVII столетии разрозненные группы людей, воспринимавших Иисуса всерьез, решили следовать за ним насколько можно просто и прямо. Отказавшись от церковных учреждений, церемоний и протекций, они ждали обещанного им Святого Духа, который поведет их собрания и их жизни. Они помогали друг другу учиться быть преданными и учиться этическим последствиям такого образа жизни. Они выработали простую, концентрическую структуру отношений для взаимной подотчетности, но упорно отказывались назначать себе иерархов. Из-за того, что они были связаны друг с другом и вдохновляли окружающих, их количество быстро росло, и вскоре они вышли за пределы Британских островов.

исключительность

Квакерская исключительность?

Чем является квакерское движение сейчас?

Хороший вопрос. Передо мной много примеров групп из людей, которые серьезно воспринимают Иисуса и решили следовать за ним насколько можно просто и прямо. Многие из этих людей понимают «следование» так, как это понимали ранние Друзья, отвергнув те способы лидерства, собственности, элитарности и ложного видения «чужих», которые предлагает мир сей. Некоторые из этих групп развились внутри ранее созданных структур, некоторые – за их пределами, а в каких-то случаях эти новые группы определили себе место во вновь возникшем церковном движении. Но вообще-то я вижу очень мало примеров такого подхода среди тех, кто называет себя квакерами.

Что же случилось?

Опираясь на притчу о сеятеле и зернах (Лука 8:5-15), я думаю, что движение ранних квакеров было образцом зерен, которые дали обильный урожай. Но никогда нет гарантий того, что в свою очередь посеянные нами новые зерна не будут в зародыше затоптаны злом, или что новые всходы смогут пройти испытание временем или же смогут противостоять соблазнам мира сего. По иронии судьбы теперь у нас есть свои собственные квакерские влиятельные круги, которые могут задушить новые всходы.

Как мы задушили новые всходы? (Квакерская исключительность)

Мы забываем, что единственная причина для нас быть квакерами – это следовать за Иисусом насколько можно просто и прямо, а также чтобы помогать друг другу учиться быть преданными и учить друг друга этическим последствиям такого образа жизни.

Нам слишком понравились социальные преимущества нашего квакерства, чувство того, что мы особенные – будь то восприятие нас как хороших в одном контексте или же как маргиналов в другом.

Мы отказываемся от радикального гостеприимства христианского ученичества. Вместо того, чтобы находить наше единство в Иисусе, мы выстраиваем его на вторичных характеристиках: происхождения из правильных школ или кланов, обладания или неприятия определенных клише, совместного чувства аллергии на чью-то религиозность, выделения той или иной из наших квакерских субкультур.

Более высоким приоритетом для нас становится привлечение интеллектуалов, опасающихся приверженности вере, а не широкой аудитории, которая готова к такой приверженности, но не имеет для этого заслуживающего доверия места. С более творческим разделением труда нам бы не пришлось делать такой выбор.

Мы не проявляем ни заразительной радости от единения в Иисусе, ни печали и страсти сродни его настойчивости в освобождении других от пут, ни знамений и чудес его духовной силы, действующей через нас. Поэтому наше распространение квакерских идей становится неестественным, манерным, сознательно или несознательно откалиброванным для привлечения людей более-менее похожих на нас. Пожалуйста, не раскачивайте лодку!

Мы так сильно готовы оправдываться за отсутствие у себя духовной мощи и авторитета, что забываем, как Иисус готов принимать нас снова, так же тепло, как он делал это для того первого поколения Друзей.

Как мы готовим благоприятную почву для нового роста?

Вот умилительно недостаточный список идей, выставленных в надежде на то, что другие будут заниматься значительными улучшениями!

Представьте себе, что основной частью нашего стратегического управления организационными ресурсами являются пространства для творчества или поддержки, где Джорджи Фоксы и Маргарет Фелл нашего времени, а не квакерские влиятельные круги, смогут сконцентрироваться на квакерском движении. (Мне бы очень хотелось увидеть такого рода поддержку для Майки Бейлза и его творческих единомышленников. Кто еще молится и работает в этом направлении?)

Возложите на себя обязанность построить открытую и достойную доверия церковь, где будут:

  • лидеры, подотчетные сообществу, и сообщество, подотчетное лидерам;
  • деловые собрания, на которых главным вопросом является: «Боже, что ты хочешь сказать и сделать через нас?»
  • ясный путь от новичка к участию в группе лидеров;
  • отсутствие сплетен;
  • библейская грамотность без принудительного законничества;
  • честный самоанализ, касающийся элитарности, расизма, сексизма;
  • радость, печаль, слезы, исповедь, пророчество, тишина – все это, выражаемое не стыдясь.

Лично и как сообщество попросите Иисуса быть снова в центре нашей церкви и возложите на себя обязанность быть ведомыми Святым Духом – на наших собраниях и в наших жизнях. Смейте мечтать в молитвенном духе о том, что мы должны были бы сделать для взаимной помощи по осуществлению этой мечты.

Почему я не украсил эту статью милыми цитатами ранних Друзей?

Если бы пробуждение зависело только от ворошения наших любимых цитат из ранних Друзей, оно бы, конечно, давно уже наступило. С одной стороны, эти прекрасные свидетельства являются ценным доказательством того, что мы не преследуем пустые мечты. С другой стороны, иногда я задаюсь вопросом, а не подкрепляем ли мы этими красивыми цитатами культ квакерской исключительности вместо того, чтобы позволить им обратить нас непосредственно к Иисусу для преобразования, ответственного отношения и облечения силой, которые нужны нам сегодня.

Йохан Маурер
2016

Источник