Вновь и вновь изобретая колесо (1)

Чак Фейгер о 170 годах сближения Друзей (часть 1)

За некоторыми исключениями многие из наиболее важных моментов истории американских квакеров в период до гражданской войны в США еще не были хорошо изучены и описаны.

На мой взгляд, одним из важнейших вопросов, требующих изучения, является длинная, местами довольно успешная, но чаще печальная история попыток объединения квакеров.

Эта тема – большой пробел в наших книгах по истории. Она стала предметом моего особого внимания во время размышлений о кажущемся росте такого явления, как «конвергенция Друзей», которое иначе можно назвать процессом «рождения нового квакерства, выходящего за пределы какой-либо одной его ветви».

Каждый раз натыкаясь на описание попыток такого сближения (особенно мне запомнилась книга К. Весса Дэниелса «Конвергентная модель обновления»), я испытывал чувство дежавю. Мне казалось, что я уже слышал это и знаю большую часть истории. Но откуда я мог ее знать? Где и когда слышал?

На самом деле, много где. Оказывается, ее следы разбросаны по многочисленным записям. Но «разбросаны» – ключевое слово.

Информации о событиях того времени достаточно, чтобы написать увесистую книгу. А может быть, даже не одну. Но на данный момент ни одной такой книги не появилось. И это огорчает.

В любом случае, выпуск как можно большего количества книг – это не главное. Что по-настоящему важно – так это сделать выводы из этой малоизвестной истории.

Получится ли у нас создать набросок событий, который даст некоторые подсказки к пониманию? Давайте попробуем!

С чего начнем? Пожалуй, отправимся на много-много лет назад, в 1844 год.

Кстати, мы пропустим историю первого значительного квакерского раскола на ортодоксальных квакеров и последователей Хикса, который произошел в 1827 году, а также многие другие разобщающие события, например, расколы среди ортодоксальных квакеров на вилбуритов/консерваторов и гернитов/евангелистов, которые случались на протяжении последующего столетия с небольшим, и между хикситами и прогрессивными Друзьями. Если все эти названия вводят читателя в ступор, информацию о них можно найти без особого труда.

Сэмюэль Дженни

Сэмюэль Дженни

Так или иначе, в 1844 году Сэмюэль Дженни, Друг-хиксит из Вирджинии, отправился в штат Огайо, чтобы проверить, сможет ли он выступить в качестве посредника на годовом собрании штата Индиана. Именно там произошло восстание прогрессивных квакеров против крайне традиционалистских взглядов хикситов. Затея Дженни потерпела неудачу. Но это была неплохая попытка, Сэм.

Надо заметить, что он не сдался. Вскоре после этого он нанес визит нескольким имеющим вес ортодоксальным Друзьям, пытаясь наладить взаимопонимание и хорошие отношения между представителями разных ветвей. В 1850-х годах, когда он работал над биографиями Фокса и Пенна, ему было необходимо понять ортодоксальную точку зрения и получить отклик от представителей этой ветви, чтобы его книги были приняты повсеместно (литературные критики того времени были довольно хороши). Таким образом, он пришел к выводу, что несмотря на то, что воссоединение двух враждующих ответвлений вполне возможно, он вряд ли сможет застать это событие. (Дженни оказался прав. Он умер в 1880 году, так и не дожив до воссоединения.)

Шестнадцать лет спустя, в 1896 году, появился другой добровольный «посредник». Его звали Джон У. Грэхем, и ему пришлось проделать путь через Атлантику, так как он был британским Другом. Таким образом, он являлся представителем квакерской «матери-церкви», которая, казалось бы, не была ни нейтральной, ни заинтересованной во время большого раскола, произошедшего среди американских Друзей в 1827 году.

Но не тут-то было. Лондонское годовое собрание однозначно приняло сторону ортодоксальных квакеров. Оно выпустило строгие фетвы против хикситов. И когда в 1840 году Лукреция Мотт, сторонница прогрессивно-хикситского движения, приехала в Англию на Всемирный конгресс по борьбе с рабством, некоторые лидеры английского квакерства отнеслись к ней пренебрежительно и даже оскорбительно из-за ее «ереси». (Однако, к счастью феминисток, Мотт не смутилась. Вместо этого она встретилась с Элизабет Кэди Стэнтон, и эта примечательная дружба впоследствии, восемь лет спустя, привела к проведению Конференции по правам женщин в Сенека-Фоллз. Но это другая история.)

Лондон продолжал открещиваться от последователей Хикса и почти шесть десятилетий спустя, в 1896 году, когда те создали свою Всеобщую конференцию Друзей. Однако в том же году прогрессивный либерал Джон У. Грэхем решил, что пришло время возвести мост. Поэтому он прибыл в Филадельфию, где в Свортморском колледже заседала Всеобщая конференция.

Грэхем был принят как герой, хотя его визит был неофициальным и носил исключительно личный характер. Он отправился домой, решив разрушить барьер, существовавший между Лондоном и хикситами.

Ему потребовалось еще три трансатлантических рейса и шестнадцать лет, чтобы сделать это: во второй раз он прибыл на Всеобщую конференцию официально, как делегат от своего местного собрания. К третьему визиту ему удалось получить приветственное обращение от старейшин. Наконец, в 1912 году он торжественно произнес официальное приветствие непосредственно от Лондонского годового собрания.

Это было важным шагом. Лондон не имел формальной власти над американцами, но его благословение, пусть даже просто в форме приветствия, было квакерским поцелуем жизни и законности.

У Грэхема, без сомнения, были планы по развитию этих отношений, но их реализации помешали неприятности, случившиеся в 1914 году в Сараево и переросшие в Первую мировую войну.

Вновь и вновь изобретая колесо

Друзья из разных стран работали вместе, оказывая помощь жертвам Первой мировой войны

И все же мысли о сближении не были подавлены призывом к оружию (или сопротивлением этому). Фактически Первая мировая война послужила поводом к принятию двух решений, оказавших существенное влияние на реализацию этих мыслей, и которые до сих пор являются одними из самых важных в этом направлении. Сначала был создан Комитет служения американских Друзей (совместная ортодоксально-хикситская инициатива).

Затем, вскоре после того, как дым войны рассеялся, англичане организовали конференцию всех Друзей в самом Лондоне. Эта беспрецедентная по масштабу ассамблея включала в себя делегатов из всех ветвей: от американских евангелистов до оставшихся несгибаемых прогрессивных квакерских радикалов.

На собрании было много разговоров об отказе от оружия по соображениям совести, что понятно, учитывая время. Некоторые протокольные положения были привезены участниками домой и вскоре попали в Книги дисциплины, веры и практики по собраниям со всего мира. Следы этих положений все еще можно обнаружить во многих таких Книгах.

На самом деле, конференция в Лондоне оказалась настолько успешной, что в КСАД было решено провести подобное всеквакерское мероприятие в Соединенных Штатах. Оно было организовано в штате Айова в 1929 году – и скоро я расскажу об этом чуть подробнее.

Помимо этих крупных конференций, еще одна инициатива набирала популярность на востоке – масштабное братание молодых Друзей. В них пытались воспитывать презрение к «другой ветви», ортодоксальной или хикситской. В чем заключались различия точно никто и не помнил. Повзрослев и встретив своих товарищей, существовавших за невидимой стеной, они нашли общий язык, стали двигаться вместе и вскоре начали определять свое отношение к произошедшему расколу и вопросам принадлежности выражениями, которые в 1920-е годы являлись эквивалентом нынешнего сленгового словечка «пипец».

Спустя какое-то время они начали докучать родителям с тем, чтобы те переступили через себя и поговорили с «другими». К 1928 году в Нью-Йорке несколько таких месячных собраний осмелели до такой степени, что образовали «Квартальное собрание всех Друзей». Участвующие в нем Друзья настояли и получили одобрение на его создание в Годовых собраниях Нью-Йорка. Вскоре такие объединенные собрания стали распространяться по всему восточному побережью.

В 1937 году в Филадельфии состоялась еще одна международная встреча представителей всех ветвей, которая получила название Всемирной конференции. Ее делегаты решили не останавливать процесс организации больших встреч (и собираться каждые 17 лет для обновления общей почвы). На этой конференции был создан Всемирный консультативный комитет Друзей (ВККД), который должен был способствовать этой работе.

Дальнейшая хронология является довольно плотной чередой событий. В 1945 году два Годовых собрания и несколько независимых заново объединились, создав, по сути, новое Годовое собрание Новой Англии. В течение последующих тридцати лет оставшиеся Годовые собрания, которые с 1827 года являлись разделенными из-за хикситско-ортодоксальных разногласий, вновь воссоединились.

Эта волна воссоединений стала кульминацией квакерских попыток сблизиться, начатых еще Сэмюэлем Дженни и другими, веком ранее. Это успешное квакерское слияние является беспрецедентным. Учитывая, что с тех пор уже выросло более трех поколений, не удивительно, что многие пришедшие к квакерству или сформировавшиеся под этим вместительным зонтом часто воспринимают единство как должное и даже находят его однообразным, нудноватым и тривиальным (что еще раз подтверждает, что ни одно хорошее дело не проходит безнаказанно).

В любом случае, эти ортодоксо-хикситские воссоединения, важные сами по себе, до сих пор остаются большой просекой в общей картине американского квакерского ландшафта, во многом глобально не изменившегося, отмеченного существованием разделенных и радикальных групп, идеи сближения в которых либо не реализованы, либо горячо оспариваются.

2015 г.

Продолжение

 

Источник