Джемима Уилкинсон. Информация для Википедии

Джемима Уилкинсон (29 ноября 1758 – 1 июля 1819) – харизматичная американская проповедница. Уилкинсон родилась в квакерской семье в Камберленде, штат Род-Айленд, США. Серьезно заболев и находясь в лихорадочном состоянии, Уилкинсон переживает опыт смерти, пребывания в раю и повторного воплощения в качестве пророка по имени «Общественный универсальный друг», который уже не был ни мужчиной, ни женщиной. Назвавшись «Общественным универсальным другом», Джемима проповедовал(а) десять заповедей и сексуальное воздержание среди своих последователей, которые образовали «Общество универсальных друзей». Эти термины были, очевидно, заимствованы у квакеров, также называвших себя Обществом Друзей.

Уилкинсон проповедовал(а), путешествуя по Новой Англии, где ее (его), как правило, отвергали традиционные квакеры. Универсальные друзья на время поселились в Филадельфии, штат Пенсильвания, тогдашней столице и городе с многочисленным квакерским сообществом. Универсальные друзья приобретали все новых сторонников. В 1790 году Общество универсальных друзей переместилось в западный Нью-Йорк, заняв земли, ранее принадлежавшие племени Сенека. Большинство индейцев Сенека и других племен группы ирокезов были выдворены из штата, как бывшие союзники британцев во время Войны за независимость США. Уилкинсон с последователями основали поселение Иерусалим в штате Нью-Йорк, впоследствии переименованное в Пенн-Ян. Оно расположено в графстве Йейтс к северу от озера Кьюка, одного из озер Фингер.

Ранние годы жизни и «воскресение»

Родившаяся в 1752 году в Камберленде, штат Род-Айленд, Джемима Уилкинсон (женского пола при рождении) была ребенком Эми (в девичестве Уиппл) и Джеремии Уилкинсонов. Отец Джемимы был двоюродным братом политика Стивена Хопкинса. Семья участвовала в традиционных квакерских богослужениях в Смитфилдском доме собраний. В середине 1770-х годов, еще ребенком, Уилкинсон также присутствовала на встречах баптистов Нового Света, которые участвовали в Великом пробуждении – движении религиозного возрождения, постепенно проникающем на юг из Новой Англии.

В 1776 году, во время эпидемии тифа в Род-Айленде, Уилкинсон заразилась и заболела. Она слегла в постель с очень высокой температурой и чуть не умерла. Поправившись, Уилкинсон провозгласил(а) себя пророком, посланным Богом для проповеди Его послания. Уилкинсон верил(а), что Христос вошел в ее (его) тело во время болезни, и теперь он(а) не мужчина и не женщина. (Именно поэтому в статье к Уилкинсон применяются гендерно-нейтральные формы – он(а) и др. [в англоязычной статье используется местоимение «они», прим. перев.]). Уилкинсон провозгласил(а) себя «священным сосудом Иисуса Христа и Бога, и Духа Святого». Теперь он(а) называл(а) себя «Общественным универсальным другом», а не Джемимой.

Джемима Уилкинсон

Иллюстрация из «Истории Джемимы Уилкинсон, проповедницы XVIII столетия» Дэвида Хадсона, 1821

Проповеди 1777-1790 гг.

Квакерские сообщества отвергли Уилкинсон в тот год, когда Универсальный друг начал(а) свою проповедь. В сопровождении нескольких своих родственников он(а) стал(а) путешествовать, проповедуя другим жителям Род-Айленда, Пенсильвании и Коннектикута. В 1780-х годах Уилкинсон жил(а) в Вустере, штат Массачусетс. Он(а) ездил(а) на белой лошади в Филадельфию, штат Пенсильвания, и проповедовал(а) там, где было много квакеров. «Друг» привлекал(а) большую аудиторию, включая тех, кто присоединялся к тому, что Уилкинсон называл(а) сообществом «Универсальных друзей». Их обвиняли в плагиаторстве текстов, созданных членами исторического Общества Друзей.

Внучатый племянник Уилкинсон(а), Джепта Уилкинсон, впоследствии изобрел современную версию колёсного пресса.

«Друг» Уилкинсон проповедовал(а) строгое сексуальное воздержание и всеобщую дружбу. Он(а) призывала всех признать «Отцовство Бога». Уилкинсон и ее (его) сторонники принимали множество посетителей, оказывая им радушное гостеприимство. Иногда посетителям разрешалось остаться надолго, при условии, что они не нарушат учения «друзей». Майкл Бронски пишет, что «к середине 1780-х годов популярная  пресса и памфлеты полностью раскрыли детали проповедей Уилкинсон(а), особенное внимание уделялось неоднозначной сексуальности этой персоны. Сторонники Уилкинсон(а) возвели пророка в культ и со временем основали религиозное поселение в центральной части штата Нью-Йорк.

Звезда универсального друга – личная «печать» Уилкинсон(а) – была, по-видимому, заимствована у квакеров. Несколько газет Филадельфии осудили и дискредитировали проповедь Уилкинсон(а). Трансгендер в 1780-х годах, «друг» стал(а) объектом наветов и клеветы.

Уилкинсон с последователями выкупили бывшие земли племени Сенека у Роберта Морриса, крупного финансиста в Филадельфии. Он приобрел территорию к западу от реки Дженеси в штате Нью-Йорк. В марте 1790 года начался «групповой исход» из Филадельфии, путешествие вверх по течению реки Саскуэханна через современный Уилкс-Барре, штат Пенсильвания, и Эльмайру, штат Нью-Йорк. 13 апреля 1790 года «друг» с последователями наконец достигли северной оконечности озера Кьюка. Они назвали новое поселение Иерусалимом. Позже оно было переименовано в Пенн-Ян.

«Друг» и последователи стали первыми белыми людьми, которые поселились в этих краях. Уилкинсон потребовал(а) обращения «вождь» со стороны членов племени Сенека.

Наследие

В Пенн-Яне сохранился дом Джемимы Уилкинсон, наряду с другими местами в графстве Йейтс включенный в Национальный реестр исторических достопримечательностей. Считается, что дом находится около того же участка озера Кьяка, что и место, где родился вождь племени Сенека Красный Жакет, но место его рождения точно не установлено.

Сторонники Уилкисон(а) были пионерами на территории между озерами Сенека и Кьяка. Они построили мукомольню, которая превратилась в современный Дрезден, штат Нью-Йорк.

Источник