Жизнь Джека Кэтчпула: квакерство и хостелы

Истоки и цели такого явления, как молодежные хостелы, часто понимают не вполне верно. Традиционное представление таково, что молодежные хостелы появились благодаря пешим туристам и велосипедистам. Это мнение не учитывает значительную роль квакеров в годы становления молодежных хостелов и деятельность его первого британского лидера Эгертона Сент-Джона (Джека) Кэтчпула (1890–1971).

Знакомство с жизнью Джека Кэтчпула помогает увидеть еще одну сторону происхождения молодежных хостелов, рассмотреть в этой истории важную роль квакеров и социальной работы. В те годы, когда жил Джек Кэтчпул, социальная работа из благотворительных акций превратилась в волонтерскую и профессиональную деятельность. В этом превращении ведущую роль играли квакеры, а ключевым фактором явилось влияние Кэтчпула на Ассоциацию молодежных хостелов Англии и Уэльса (АМХ).

Джек родился в семье квакеров, как и многие реформаторы, такие как Сибом Раунтри. Острое осознание социального неравенства привели Кэтчпула к намерению участвовать в социальной работе в трущобах Бирмингема. Он был одним из первых выпускников Бирмингемского университета, получивших в 1912 году диплом профессионального социального работника. В него поступил после обучения в квакерском Вудбрукском колледже.

Когда в 1914 году разразилась война, он вступил в Санитарную службу Друзей, действовавшую на западном фронте и в качестве члена миссии помощи отправился в Россию. Он участвовал в оказании помощи беженцам в Москве и в Поволжье, работал на Кавказе среди армян, переживших геноцид. После того, как в России разразилась большевистская революция, ему пришлось пережить голод, болезни и гражданскую войну. Был случай, когда его обвинили в шпионаже, и он едва избежал расстрела.

По возвращении в Англию он решил заняться миротворческой деятельностью и улучшать жизнь людей, особенно молодежи. Он работал в лондонском Ист-Энде, в Тойнби-холле, в пригородах и новых городках, а также сотрудничал с такими организациями, как Трудовая ассоциация путешествий. Связь с ассоциациями взаимопомощи в сфере образования и досуга привела его в 1930 году в Ассоциацию молодежных хостелов.

Джек Кэтчпул выступает на открытии хостела Блэк Сэйл. (1933 г. Фото: АМХ)

Джек Кэтчпул выступает на открытии хостела Блэк Сэйл. (1933 г. Фото: АМХ)

Будучи первым секретарем ассоциации, аналог сегодняшнего исполнительного директора, он привнес в АМХ весь свой опыт социальной работы и оказания помощи. Джек находил сторонников среди знакомых квакеров, профсоюзных деятелей и политиков. Помогая первым энтузиастам хостелов, он привлекал средства и разыскивал подходящие дома.

Несмотря на трудные времена Второй мировой войны, он работал над созданием молодежных хостелов как системного института британской жизни, как добровольческой организации, управляемой ее членами. Когда война закончилась, будучи лидером международного движения молодежных хостелов, он запускал молодежные хостелы по всей Европе. В 1950 году, после ухода на пенсию, он продолжил жизнь с путешествиями и приключениями в Индии и Пакистане, на Ближнем Востоке и в Африке.

Во время его деятельности произошел переход от благотворительных акций к волонтерской и профессиональной социальной работе. Джека Кэтчпула никогда не оставляла его страстная вера в то, что молодежные хостелы помогают делу миру во всем мире, и что лучше зажечь свечу, чем жаловаться на темноту.

Джек Кэтчпул (слева) и основатель первого хостела Рихард Ширманн (в центре). Фото: АМХ, 1934 г.

Джек Кэтчпул (слева) и основатель первого хостела Рихард Ширманн (в центре). Фото: АМХ, 1934 г.

На многие годы квакеры привнесли в движение молодежных хостелов дух простоты и дружелюбного отношения. Что еще более ощутимо, они добавили к нему целые регионы и передали зарождающемуся движению значительное количество собственности.

Дункан М. Симпсон, автор книги Open to All, повествующей об истории движения молодежных хостелов

(Источник)