Тюрьма за антивоенную деятельность (1916 год)

В то время как во время Первой мировой войны молодые мужчины-квакеры в Британии сопротивлялись призыву на военную службу, с арестами и судебными преследованиями за агитацию против войны столкнулись квакеры обоих полов. Антивоенная деятельность была ограничена Законом о защите государства, хотя формулировки этого закона были расплывчатыми, и его по-разному применяли в разных местах.

Квакер Роза Хобхаус была осуждена вместе с другой активисткой движения за мир, Кларой Коул, 25 мая 1916 г. Отчет о ходе судебного процесса появился в независимом еженедельном квакерском журнале «The Friend». Ниже его сокращенный вариант.

Арестованные были обвинены в устном распространении ложных заявлений, которые могут нанести ущерб комплектованию, военной подготовке и состоянию дисциплины в вооруженных силах, и за неразрешенное хранение в момент своего ареста документов, публикация который является нарушением правила 27 Закона о защите государства. К ним относились некоторые листовки, написанные и ранее распространявшиеся миссис Коул, из которых наиболее острой была начинавшаяся с обращения «Ко всему миру» и слов «Прекратить убийство».

Обвинитель просил суд рассмотреть вопрос о том, не могли ли в целом поведение и литература ответчиков «создать среди простого народа нашего государства самую неуместную и пагубную атмосферу … именно такую атмосферу, которая нанесла бы серьезный ущерб комплектованию вооруженных сил и, скорее всего, причинила бы вред подготовке и состоянию дисциплины лиц, которые пошли служить стране».

Его выступление заканчивалось следующим образом: «Можно было бы сказать, что закон нашей страны очень мягок по отношению к лицам, которые действительно являются отказчиками по мотивам совести. Но, сэр, не собираетесь ли вы разрешить пропаганду отказа по мотивам совести? Не собираетесь ли вы позволить лицам свободно чувствовать себя в нашей стране, подстрекая, поощряя и агитируя людей прибегать к соображениям совести? Не собираетесь ли вы позволить то, что можно было бы назвать кампанией за отказ по соображениям совести?»

Британская карикатура на отказчиков по мотивам совести времен Первой мировой войны. Антивоенная деятельность.

Британская карикатура на отказчиков по мотивам совести времен Первой мировой войны

«Надо помнить, что в нашей стране набор на военную службу не закончен, и есть люди, которым природа не дала многого из качеств мужества, выносливости и находчивости, в которых нуждается солдат. Не должны ли эти люди быть защищены от литературы подобного рода? Намерение кампании, в которую были вовлечены обвиняемые, в следующем: заразить людей, не находящихся еще в армии, мотивами совести, дать человеку, стремящемуся избежать службы своей стране, лазейку, так, чтобы он мог выставить себя как отказчик по соображениям совести, а также заражать и промывать умы людей, уже находящихся в армии, идеалами, противоречащими тем идеалам, которые требуются для подготовки успешного солдата».

Роза Хобхаус сказала, что памфлеты, выбранные ею, распространялись среди бела дня, и что ни один из них ранее не был запрещен властями. Ее свидетельствование было против притеснений и кровопролития, будь то в трущобах или в международных отношениях. Она прилагала усилия не для создания отказчиков совести, а чтобы обратиться к божественной частице в каждом человеке.

«Мне очень трудно понять дух Закона о защите государства. Единственную защиту, которую я могу понять или же пожелать в ней участвовать, это защита Царства Божьего на Земле; и использование оружия для массового убийства при защите этого Царства немыслимо. Его единственным истинным оружием являются любовь и разум. Именно из-за этой моей внутренней веры я выбрала свой путь. Другим моим мотивом было желание распространять мысли о достижении мира через переговоры. Вести переговоры не значит уступать. Это просто значит использовать разум вместо силы».

Когда был объявлен вердикт – штраф в размере 50 фунтов стерлингов или как альтернатива три месяца тюремного заключения облегченного режима – Роза Хобхаус, у которой не имелось достаточно средств для самостоятельной оплаты штрафа, не пожелала попросить, чтобы кто-либо оплатил штраф за нее. Потому что она чувствовала, что это будет признанием вины, и как социалист она не может воспользоваться такой привилегией богатых людей, как уплата штрафа. Клара Коул сделала аналогичный выбор.

Источник: The Friend, 23 июня 1916 года