Основная тема на предыдущем [2005 г.] годовом собрании Горного Запада (США) была «Водительства». К сожалению, я пропустил выступление основного докладчика, потому что отвозил свою жену Робин в больницу, у нее были проблемы с сердцем (теперь она в порядке). Но Друзья продолжили говорить о водительствах, и у меня получилось принять участие во множестве разговоров на эту тему.
Каждый день одна молодая девушка приходила в традиционных квакерских платье и шляпке. Я спросил ее, почему? «Потому что, – ответила она с улыбкой, – так сказал мне Бог». Еще один квакер сказал, что он выступает за прощение долгов странам третьего мира, потому что «Иисус прощал». И я задался вопросом, не означает ли принятие водительства Бога, или Иисуса, что квакеры больше не думают сами за себя?
Позвольте мне проиллюстрировать эту мысль.
Минимальная заработная плата.
Многие Друзья ощущают водительство требовать более высокую обязательную минимальную заработную плату, потому что рабочие не зарабатывают достаточно на жизнь. Но история существования минимальной заработной платы показывает, что она ведет к безработице, она связана с расовыми предрассудками, создает инфляцию и, в конце концов, опускает покупательную способность работников ниже прежнего уровня. Безработицу она вызывает потому, что из-за обязанности устанавливать более высокую заработную плату работодатели переходят к использованию машин (или компьютеров) и увольняют (или не нанимают) работников. Увольняемые (или те, кого не нанимают) обычно относятся к меньшинствами, против которых работодатели предвзято настроены. Остальные работники знают в культурном плане свое место в иерархии и, чтобы удержать его, требуют повышения заработной платы выше, чем у тех, кто ниже рангом. А более высокая заработная плата ведет к более высоким ценам, и покупательная способность работников в конечном счете не становится выше, чем прежде. (Да, я экономист, и я в некоторой степени знаю экономическую историю.) Хотя последовательность не обязательно именно такова, но, как правило, в экономической истории все так и происходит. В Соединенных Штатах при ежегодном повышении в течение двух десятилетий минимальной заработной платы безработица среди чернокожих ежегодно росла, с уровня менее 10% до более 40%. (Другие факторы, возможно, тоже сказывались, но, безусловно, фактор зарплаты был одной из причин.)
Прощение долгов.
11 июня «Большая восьмерка» согласилась списать задолженность многих стран Латинской Америки и Африки на сумму 40 млрд. долл. США перед Всемирным банком и другими международными учреждениями, если их правительства согласятся на проведение кампании по борьбе с коррупцией и другие «хорошие» действия. «Все» согласны с тем, что эти долги в любом случае никогда не будут выплачены, но тем не менее страны ежегодно выплачивают проценты (за счет новых кредитов от Всемирного банка, конечно). Чтобы предотвратить убытки международных учреждений (в основном Всемирного банка), правительства «Большой восьмерки» обещали выплачивать им компенсацию.
Долг – это нарушение договора, и тот, кто по какой-либо причине нарушает договор, становится «получившим метку» на международном долговом рынке. Это не означает, что такая страна больше никогда не сможет брать в долг. Это значит, что инвестиции в ее экономику извне будут сокращены, как сейчас происходит с Аргентиной и Боливией. Но в любом случае инвесторы не верят, что «добросовестная государственная внутренняя экономическая политика» может быть навязана извне. Я тоже в это не верю. И вдобавок, в международном праве существует прецедент того, что последующее правительство может отказаться от долгов, если их сделал диктатор, прикарманивший заимствованные деньги и исчезнувший вместе с ними.
Аргентина объявила дефолт по своим государственным долгам из-за собственного расточительства, а правительство Боливии разорвало непопулярный водный контракт с американской компанией. Это был нехороший контракт, и люди правильно делали, что протестовали. Но эти исключительные случаи мало что значат на уровне международной экономики. Долги должны возвращаться, а договоры должны соблюдаться, иначе столь необходимые иностранные инвестиции перестанут поступать. Тот квакер на годовом собрании Горного Запада сказал мне, что у него было «водительство» прощать долги, потому что «Иисус прощал». Интересно, бывают ли у Друзей водительства (от Бога, или Иисуса) ратовать за политику, которая нанесет ущерб тем странам, которые они хотят защищать?
Вместо всего этого я бы предложил создать международный суд по делам о банкротстве, чтобы он определял, какие задолженности страна может погасить, и кто будет возмещать убытки. Как во внутренних судах по делам о банкротстве. Обанкротившиеся страны могут «получать метки» в международной финансовой системе, так же как это происходит с людьми-банкротами во внутренних финансовых системах.
Перенос рабочих мест в другие страны.
На протяжении десятилетий Соединенные Штаты оказывали финансовую помощь странам третьего мира. И вот вдруг оказывается, что наши рабочие места уплывают, скажем, в Индию. Выполнение работ, которые прежде выполнялись у нас, это единственный способ повышения заработной платы индийцев (финансовая помощь была минимальной и мало помогала). Однако кое-кто получает водительство выступать против переноса рабочих мест; мы предпочитаем сохранять американские рабочие места для американских работников (и в результате покупать товары по более высоким ценам). Кстати, те самые фирмы, которые переносят часть рабочих мест в другие страны, также создают новые рабочие места здесь и нанимают работников-иностранцев с более высокой квалификацией, чем требуется для работ, передаваемых за границу. Но перенос рабочих мест – не единственная причина безработицы. Наши рабочие места занимаются из-за внедрения механизмов (см. два параграфа выше). Скажем, банкоматы делают ненужным наем большого количества банковских служащих, а онлайн-торговля сокращает количество продавцов. Однако мы, похоже, на это не жалуемся.
Анти-глобализация.
Многие Друзья ведут борьбу против глобализации, думая, что, если глобализация продолжится, транснациональные корпорации (ТНК) станут «править» миром. Однако дело в том, что именно страны, присоединившиеся к глобализации (освободившие вход и поле деятельности для ТНК), увеличили доходы своих бедняков, а в странах, которые этого еще не сделали, бедные остаются в нищете. Посмотрим на Южную Корею и Северную, на Тайвань с Гонконгом и материковый Китай, Сингапур и Индонезию.
Транснациональные корпорации.
Многие Друзья убеждены, что ТНК неправильно обращаются с бедняками за рубежом. На самом же деле, ТНК предоставляют рабочие места, платят более высокую заработную плату (иногда на 100% выше обычной) и предоставляют социальные услуги (жилье, образование) в гораздо большей степени, чем местные компании. Они следуют этой политике, потому что она позволяет им получить лучших работников. Для большинства жителей менее развитых стран (спрашивали ли вы их?) рабочее место в ТНК – очень доходное.
Многие боливийцы протестуют против того, чтобы вновь открытые запасы газа продавать ТНК, а не оставлять в земле. В результате, газ там и остается, а страна охвачена беспорядками. Говорят, что в будущем цена вырастет, однако многие экономисты думают иначе. Во-первых, она должна была бы увеличиваться примерно на 7% в год, чтобы сравняться с альтернативными инвестиционными возможностями. Во-вторых, некоторые экономисты считают, что цена на газ упадет, потому что будут найдены альтернативные источники энергии. Что подсказывают вам водительства?
Условия труда в трудовых соглашениях.
Многие Друзья чувствуют водительства требовать наличия в трудовых соглашениях хороших условий труда и предоставления социальных услуг. Все это хорошо и прекрасно, за исключением того, что история говорит о другом развитии событий. С точки зрения истории трудовые отношения с другими людьми увеличивают доходы обеих сторон, а также доверие друг к другу. И только когда их доходы увеличиваются, улучшаются социальное обеспечение и растут зарплаты.
Как повысить доходы бедных.
Помимо экономического роста единственным способом увеличения доходов бедных в менее развитых странах является улучшение их образования и навыков. В некоторой степени это происходит, как в микро-кредитовании. Но этого не осуществить квакерам или другим, кто почувствует водительство вмешиваться в международную политику способами, которые кажутся «хорошими», но в конечном итоге являются вредными для бедных людей.
Джон Пауэлсон (1920–2009), почетный профессор экономики Университета Колорадо, основатель журнала The Quaker Economist.
2005