Когда мне было 32 года, мне позвонили из Всемирного консультативного комитета Друзей и спросили, не хочу ли я поработать в их Исполнительном комитете. Это было очень серьезным предложением, если смотреть глазами квакера, примерно как если бы католика попросили войти в коллегию кардиналов для выборов нового Папы Римского. Я был уверен, что произошла какая-то ошибка, но согласился, зная, что это даст мне возможность посмотреть страну за чужой счет, поскольку на моем банковском счету тогда почти ничего не было.
Мое первое собрание проходило в Филадельфии, в самом сердце американского квакерства. Я прилетел, в аэропорту меня встретила местная женщина-квакер, отвезла в Дом собраний Друзей на Рэйс-стрит в центре города и проводила в комнату, где собирался Исполнительный комитет. Люди смотрели на меня, улыбаясь. Они выглядели растерянными. Вот тогда мне и показалось, что они наняли не того Галли и что правильнее всего было бы отказаться от предложения, чтобы они могли пригласить правильного Галли, того Галли, которого они собирались нанять – недавно ушедшего на пенсию президента колледжа Джорджа Фокса. Но я знал, что они слишком добры, чтобы просить меня отказаться от предложения, так что я остался в должности и в течение следующих четырех лет путешествовал по всей Америке – Нью-Йорк, Гоуст-Ранч в Нью-Мексико, Аризона, Орегон, Вермонт – встречаясь с самыми замечательными квакерами, бесплатно. Меня не попросили остаться на второй срок. Краем уха я услышал, что это было сделано из-за нехватки у меня финансовой смекалки, хотя я был единственным достаточно смекалистым человеком в истории, которому квакеры оплатили двенадцать мини-путешествий по США. Хитренький братец-кролик.
Женщина-квакер, встретившая меня в аэропорту Филадельфии, была за рулем старой потрепанной «Хонды Сивик». Эта автомобильная марка, очевидно, была нашим спонсором в том году. Там все ездили на старых потрепанных «Хондах Сивик», но женщина, которая меня везла, проговорилась, что у нее имеется «Мерседес». Тем не менее, она никогда не ездила на нем в дом собраний, потому что другие квакеры не одобрили бы такую экстравагантность. В знак уважения к нашему свидетельству о простоте у нее был свой «Мерседес» для поездок на симфонические концерты и автомобиль «Хонда Сивик» для выполнения своих квакерских обязанностей. Мы, квакеры, серьезно относимся к своей простоте.
Мы говорили о квакерских добродетелях, о демократичной рассудительности и последовательном сострадании. И сегодня я тоже хотел бы поговорить о простоте, и предлагаю нам подумать о простоте в новом свете, не как о просто одетых людях, живущих в крошечных домах и ездящих на старых машинках, а скорее подумать о простоте как о щедрости. Проблема простоты заключается в том, что она заставляет нас слишком пристально, слишком критично приглядываться друг к другу, чтобы судить, достаточно ли бережлив брат-квакер. Когда свидетельство о простоте зарождалось среди Друзей, оно должно было служить защитой от бездумного потребления, которое слишком часто захватывает наше внимание. К сожалению, через некоторое время простота превратилась в конкурс, кто же из нас покажется более бережливым и рачительным. Простота стала не столько духовной дисциплиной, сколько соревнованием, и как только это произошло, из нее была вытянута вся духовная ценность.
Вопрос для квакера не должен заключаться в том, сколько мы зарабатываем, если, конечно, наш заработок не 1) осуществляется за счет эксплуатации других людей или 2) не является следствием нездорового стремления или одержимости материальными благами. Раньше я думал, что если кто-то богат, то это потому, что у него искажены ценности и приоритеты. Теперь я думаю, что некоторые люди – врожденные богачи, а некоторые – нет, что некоторые люди одарены способностью создавать вещи, нужные и необходимые другим, и, как следствие, создают состояние. Наличие богатства само по себе не является нравственным недостатком, таковым является неправильное использование или накопление богатства. Вопрос для квакера должен заключаться в использовании нашего богатства, в применении наших ресурсов. В нашем устаревшем понимании, если бы кто-то жил просто, накапливая море денег, он вызывал бы восхищение у своих собратьев-квакеров, считая их экономными. Но кто из нас скажет, что неумеренное накопление богатства – это здоровая духовная практика?
Поэтому сегодня я призываю Друзей отказаться от простоты и обратиться к щедрости, которая является более верным мерилом нашего духовного благополучия. Давайте думать не о том, как мало мы тратим, а о том, как обильно мы делимся, как щедро мы отдаем. Зарабатывать деньги – это не плохо. Некоторые люди обладают таким даром. Американский издатель Малкольм Форбс однажды сказал: «Я заработал свои деньги старомодным способом. Я был очень любезен с богатым родственником прямо перед его смертью». В том, чтобы зарабатывать деньги, нет ничего плохого. Но то, как мы используем деньги, является реальным показателем нашего духовного благополучия. Оно рассказывает о нас больше, чем все остальное, что мы делаем.
Наши блага, плоды нашего труда – это не то, чего нужно стыдиться. Это одеяло, которым нас просят поделиться с теми, кто сегодня дрожит от холода.
Расскажу вам историю о супругах, с которыми я познакомился десяток лет назад в Вирджинии во время выступления в баптистской церкви. Их зовут Маргарита и Пол. Маргарита пишет мне два-три раза в неделю, спрашивает, как у меня дела и не знаю ли я кого-нибудь, за кого нужно помолиться. Маргарита и Пол любят старые церковные песни, поэтому, когда все должны были сидеть дома из-за ковида, они каждый день пели и играли какую-нибудь песню, записывали ее на телефон, а потом рассылали примерно сотне человек. Именно на эту запись я первым делом смотрю каждый день – где Пол и Маргарита поют песню.
Они живут в той части страны, где сохранились старые поместья: домов уже нет, пастбища заросли лесом, но по нарциссам, которые жены фермеров посадили сто лет назад, можно определить, где когда-то стояли дома. Десятки лет назад, когда они еще работали, Пол и Маргарита обратились к владельцам земли с вопросом, можно ли им собирать нарциссы. Хозяева ответили: «Да пожалуйста». Так что каждую весну Пол и Маргарита отправляются в заросли и на пастбища и собирают нарциссы. Маргарита собирает их, а Пол ведет общий учет.
В этом году они собрали 3960 нарциссов и отнесли букеты 117 людям, в основном одиноким, бедным, больным, на которых никто не обращает внимания. Пол и Маргарита делятся своим одеялом с теми, кто иначе дрожал бы от холода.
Мне все равно, живут ли квакеры просто. Это их дело. Меня волнует, живут ли квакеры щедро. Мне не все равно, используем ли мы наши деньги, нашу музыку, наши цветы, чтобы принести немного радости тем, кто в ней нуждается.
Давайте не будем впечатлять друг друга своей простотой. Давайте вдохновлять друг друга своей щедростью. Делитесь своими деньгами. Делитесь своими песнями. Делитесь своими цветами.
Филип Галли
2024
Источник: philipgulley.com