Центр и границы (переосмысливая квакерство)

По понятным причинам большинство из нас опасается очерчивать границы определения, что же такое – быть квакером, так как при любых границах есть риск кого-то исключить. Тем не менее, отсутствие общего понимания в том, что же такое быть квакером, воспринимается как препятствие для общения и объединения на многих наших собраниях. Становится сложнее объяснить новичкам, для чего проводятся молитвенные собрания квакеров, и решить наши собственные практические разногласия, так как из-за нашего желания принять всех сложнее найти общую основу для идентичности квакера.

Некоторые Друзья попытались определить границы идентичности квакера, выявляя некоторые ключевые квакерские убеждения, такие как «в каждом есть что-то от Бога». Другие указывают на свидетельства, которые часто интерпретируют скорее как «общие ценности», а не то, что к чему ведет нас Дух. Для некоторых вообще не существует конкретного учения или содержания того, что же такое квакерский путь. Для этих Друзей квакерское собрание – это просто безопасное место для людей, где можно исследовать свои собственные ценности и отправляться в свои собственные духовные путешествия.

Я считаю, что более плодотворный способ взглянуть на то, что значит быть квакером, – сосредоточиться не на «границах», а на «центре» понятия «квакер». Для меня центр нашей традиции – не убеждения или ценности, а небольшое количество отличительных квакерских практик молитвы, распознавания и свидетельств. На первом месте среди них стоят молитвенное и деловое молитвенное собрания.

центр и границы

Photo (c) Nick Cutler. Non-commercial use only

Практики квакеров никогда не были статичными. Молитвенные собрания сильно изменились с семнадцатого века, когда они могли продолжаться в течение трех часов и включать в себя длинные библейские проповеди. Со временем появляются новые методы – в том числе общение в духе молитвы, собрания для прояснения и «Эксперимент со Светом» – и они всегда могут быть видоизменены и переосмыслены. Но именно через наше участие в этих практиках, в том числе и в дискуссиях об их значении, мы еще больше приобщаемся к квакерству.

Все наши квакерские практики основаны на духовном распознавании. Они требуют от нас развития способности к внимательному слушанию божественного начала и сдерживанию своих естественных порывов самоутверждения и обороны. Распознавание – это форма принятия: практика проникновения в глубину реальности, которой мы можем доверить вести нас, как личностей и как общины.

Все наши практики основываются на общей вере в то, что можно найти надежный источник водительства, и это не просто проекция наших собственных желаний и ценностей. Это внутреннее отношение доверия не предполагает какого-либо конкретного богословия; оно совместимо со многими видами религиозных убеждений и даже с закостенелым агностицизмом. Все, что имеет важное значение, это наша готовность слушать и следовать указаниям «Внутреннего Водительства».

«Центр» квакерства заключается в том, чтобы в полной мере участвовать в основных практиках квакеров, которые дают возможность обмена опытом и общего понимания. Это включает в себя обязательство продолжать продвижение в понимании глубины возможности этих методов, в диалоге с другими Друзьями в рамках нашего Годового собрания и за его пределами.

Если бы мы сосредоточились на приверженности квакерским практикам квакеров как центру квакерства, возможно, нам не нужно было бы так беспокоиться о границах. В квакерских практиках нет ничего недоступного. Любой человек может начать изучать их в качестве духовного эксперимента, начиная именно на том этапе, на котором находится. Нет никаких предварительных условий, помимо простого желания отыскать духовное водительство за пределами наших сознательных намерений, ценностей и установок – позволив ему провести нас в более полную, насыщенную жизнь, наполненную Духом.

 

Крейг Барнетт

2016

Источник