В 1681 году указом английского короля Уильяму Пенну (1644-1718) была передана в полное частное владение вся Пенсильвания, включавшая в то время и территорию нынешнего американского штата Делавэр. Это одна из крупнейших территорий, когда-либо переданных одному человеку в частную собственность. Такой дар повлек огромные политические последствия.
Изучая жизнь Пенна, можно увидеть, как его квакерские убеждения влияли на его отношения с обществом и правительством. Он был сыном адмирала, но в качестве жизненной позиции выбрал пацифизм, был юристом, выступавшим за третейский суд, человеком, имевшим безграничную власть и ратовавшим за представительное правительство, землевладельцем, всю жизнь трудившимся на благо бедных и притеснённых. Он разработал концепцию взаимной свободы, доступной всем и каждому, независимо от пола, расы и вероисповедания.
Издавая свои «Правила управления», Пенн обращался к опыту Друзей из западного Нью-Джерси и Род-Айленда в области структуры правительства. Он сформулировал “Великий Закон” и “Хартию Привилегий”, которая, по мнению многих историков, заложила основу для федеральной конституции, а также для большинства конституций других штатов. Пенн ввел совершенно новую составляющую правительства – окружную администрацию, избираемые члены которой должны были поддерживать покой и порядок на вверенных им территориях. Сегодня в большинстве штатов Америки управление строится по этой модели.
Пережив несколько инсультов, Пенн охотно сделал свою вторую жену, Ханну Гэллоухилл Пенн, собственницей его земель. Она выполняла управленческие функции с 1712 до своей кончины в 1726, активно развивая торговлю и способствуя сохранению мира в западных землях колонии.
Отныне ваша власть не будет стремиться к самообогащению, ибо управлять вами будут вами же созданные законы. Живите свободной и, если хотите, трезвой и активной жизнью. Я не стану никого притеснять или преследовать. Бог показал мне лучший путь и по Его благодати я буду ему следовать.
Уильям Пенн, 1681, из письма жителям Пенсильвании
Пенна называли первым градостроителем Нового Света. Он разработал план Филадельфии и некоторых других городов, соблюдая чёткую геометрическую схему улиц, зданий и площадей, что позволило создать удобную среду и повысить степень пожарной безопасности – в противовес ситуации в Лондоне, пережившем не одну катастрофу. К 1765 году Филадельфия стала крупнейшим городом всех 13 колоний. Разработанные Пенном схемы озеленения городов явились отражением квакерского уважения к природе и многообразию жизни.
Он сделал настолько доступными аграрное дело, ремёсла и торговлю, что его колонию стали называть «лучшей страной бедняков». Кроме того, он обеспечил всем детям колонии прикладное образование.
После отбывания тюремного заключения за свои убеждения, Пенн стал уделять пристальное внимание уголовно-исполнительной системе.
В то время как английское законодательство предполагало смертную казнь за более чем 200 преступлений, он ограничил это число всего двумя правонарушениями: убийством и государственной изменой. Его уголовно-исполнительная система была призвана исправлять преступников, а не просто наказывать их. Кроме того, в 1681 году Пенн постановил, что «все заключённые имеют право на освобождение под залог при условии соответствующего поручителя, за исключением приговорённых к смерти в условиях неопровержимых доказательств. Все тюрьмы должны бесплатно обеспечивать заключённых едой и кровом».
В 1693 году Пенн создал план для «Настоящего и будущего мира Европы», в котором изложил принципы решения межнациональных вопросов путём арбитража, а не войны. Этот план считается прототипом Организации Объединённых Наций, что подтверждается тем фактом, что день Объединённых Наций отмечается в день рождения Уильяма Пенна – 24 октября.
Ещё в 1696 году он выдвигал идеи об образовании подобного союза всех американских колоний, которые лишь столетие спустя были приняты и включены в Конституцию Соединённых Штатов Бенджамином Франклином и другими. В течение более чем 20 лет заседания Конгресса проходили в Филадельфии, что позволяло всем представителям воочию наблюдать эффективную работу законов Пенна в многонациональной среде.
Гарантированное Пенном право на свободу вероисповедания и самоопределения привлекло в Пенсильванию многих представителей гонимых сообществ: моравских братьев, меннонитов и данкеров. В течение большей части XVIII века колония Пенна оставалась единственным местом под короной Британской империи, где католики могли законно проводить публичные богослужения.
Пенн уважал личные, религиозные и имущественные права индейцев и всеми силами старался обеспечить их соблюдение. В течение 70 лет, пока Друзья контролировали правительство Пенсильвании, между коренными жителями Америки и властями колонии царил мир.
2 comments for “Уильям Пенн и его «святой эксперимент»”