Солнечные лучи заливают просторную комнату через многочисленные окна. Мужчины и женщины всех возрастов рядами сидят на простых деревянных скамьях, обращённые к центру комнаты, друг напротив друга. Они пребывают в молчаливом ожидании вдохновения.
Каждую неделю квакеры – или, как их называют более официально, члены Религиозного общества Друзей – проводят в этой комнате молитвенное собрание продолжительностью не меньше часа. И хотя такие собрания могут отличаться друг от друга в зависимости от места их проведения и других деталей, эта традиция (сравнимая с церковными служениями) помогает людям открывать для себя ценные истины о том, как жить сознательной и приносящей радость жизнью – со всех точек зрения, в том числе религиозной.
Далеко не все молитвенные собрания проводятся служителями, не на всех поют гимны или изучают тексты Писания. Вместо этого Друзья порой сидят в тишине, ожидая связи с Божественным духом. Если же кто-то вдруг ощутит потребность поделиться мыслями или впечатлениями от этой духовной связи – он просто встанет и выскажется. Если нет – все будут сидеть в спокойствии и безмолвии.
Не бывает двух одинаковых молитвенных собраний. Иногда за всю встречу никто не произнесёт ни слова, а порой люди, не переставая, делятся тем, о чём почувствовали потребность высказаться. Даже тех Друзей, которые не чувствует побуждения связаться с высшей силой, молитвенные собрания укрепляют в главных квакерских убеждениях, помогая им жить полной и сознательной жизнью.
Цель безмолвия и спокойствия во время молитвенной встречи близка к цели медитации. Она служит не только для расслабления и упорядочения мыслей, но и помогает человеку открыться Внутреннему Свету и осознать его силу. Такое совместное пребывание в тишине можно назвать ожиданием. Освобождая разум, отметая все лишние мысли, Друзья открывают себя для Святого Духа и озарения.
Хотя главным для Друзей является их личная связь с высшей силой, они также ценят и коллективное единение. Молитвенные собрания позволяют людям совместно изучать Слово Божье вместо того, чтобы медитировать в уединении. Квакеры очень ценят единение и взаимное доверие – как на молитвенных встречах, так и за их пределами – что позволяет им строить открытое общение и плодотворно взаимодействовать.
«Здание для молитвенных встреч не является святыней. Если в ней и есть что-то святое, так это жизни людей, собирающихся там», – говорит президент Хаверфордского Колледжа, квакер Уильям Вистар Камфорт.
Убранство помещений для молитвенных встреч – не единственное в жизни квакеров, что можно назвать простым и аскетичным. Веря в то, что их связь с Богом является наивысшей ценностью, и что Он обеспечит их всем необходимым, квакеры живут скромно. Более того, материальное благосостояние они считают фактором, мешающим духовному развитию, который часто приводит к угнетению окружающей среды и злоупотреблению природными богатствами (бережное отношение к планете – одна и основных ценностей современного квакерства).
Главнейшим аспектом жизни Друзья считают любовь Бога ко всем и каждому. Кроме того, они верят в родство всех людей земли. Врождённая способность претворять в жизнь божественный Внутренний Свет заставляет квакеров относиться ко всем людям с равным уважением.
Некоторые из лучших высших учебных заведений страны были основаны на квакерских ценностях. К примеру, университеты Корнелла и Джона Хопкинса, Свортморский колледж и другие. Многие жители Америки знакомятся с этими ценностями и в более юном возрасте.
В начальных и средних квакерских школах по всему северо-востоку США не только проводятся еженедельные молитвенные собрания, но и подчёркивается важность сплочённости учеников, взаимопомощи, миролюбия и бережного отношения к природе. К совершеннолетию ученики этих школ уже достигают такого уровня сознательности, который многим из нас лишь предстоит освоить. Эта способность управлять силой внутреннего созерцания позволяет им с открытым сердцем и пытливым умом вступать в мир, ожидающий за пределами привычной обстановки.
Клаус Бернет, историк религии и социальный работник, а также ведущий специалист Германии по квакерству, высказался о крайне положительном примере, который Друзья подают всему миру:
Квакерство предлагает особый образ жизни, который я нахожу весьма привлекательным: это уникальное сочетание преданности, единения и поклонения – в частности, безмолвной медитации. Современное квакерство предлагает то, что сегодня особенно востребовано: гармоничное сочетание покоя и действия, ответственность, личное ощущение Бога и сострадание к другим. По крайней мере, всё это они обещают.
Барнет также заметил, что стремление к формированию внутренней силы присуще как квакерам, так и буддистам. И те и другие верят, что человек может открыть божественную силу в самом себе, создавая ощущение мира, спокойствия и полноты жизни. Однако не он первым провёл эту параллель.
Японский дзен-буддист Теруясу Тамура провёл весь 1989 год, изучая квакерство в Свортморском Колледже и вскоре после этого написал «Дзен-буддист постигает квакерство». В своём труде Тамура пишет, что современные Друзья и дзен-буддисты основывают веру на мистицизме, ведя простую и умеренную жизнь. По его словам, квакеры воплотили некоторые свои верования в жизнь даже лучше, чем буддисты. «Бодхисаттва [санскр. – человек с пробуждённым сознанием, давший обет спасти всех людей] должен спасти остальных, прежде чем спасёт себя, – писал он. – Но дзен сделал слишком мало для спасения страждущих и обездоленных. Мне кажется, что квакеры гораздо в большей степени Бодхисаттвы, чем дзен-буддисты».
Главным отличием квакеров от дзен-буддистов Тамура называет разговоры во время молитвенных собраний, когда Друзья чувствуют потребность выразить мысли и ощущения. Такое поведение непозволительно в среде дзен-буддистов, ведь, по их мнению, это разрушит мистическую составляющую медитации. В своём труде Тамура признаёт ценность религии, вобравшей в себя дзен и квакерские методы молитвы и межличностного общения.
По материалам статьи “4 вещи, которые мы все можем узнать у одного из самых старых религиозных сообществ Америки” в huffingtonpost.com