Соблазн «что-то сделать»: взгляд квиетистов

Многие люди считают, что квиетистами называли тех людей, которые любят тишину, и что квиетистский период истории квакеров был назван так потому, что молитвенные собрания проходили в полной тишине. На самом же деле, «квиетизм» основывается на приверженности внутренней тишине, успокоении собственного ума и ожидании того, что Бог направит жизнь человека. Это проявляется во всех аспектах поведения: как в решении говорить или нет на молитвенном собрании, так и в более повседневных вопросах. Квиетист-лавочник может чувствовать себя неуютно при закупке «броских тканей» (как свидетельствовал один ранний Друг) и замене товаров в магазине. Фермер-квиетист однажды утром может ощутить, что ему следует починить ограду, а не почистить сарай (как рассказывал его современник, консервативный Друг). Подчиниться воле Бога в таких действиях – значит следовать божественному водительству. Послушание в таких вопросах не менее важно, чем различение того, стоит ли отправиться в путешествие ради служения, а также куда и когда.

Куда более удивительными являются истории о важных, меняющих жизнь решениях, основанных на внезапном осознании Божьей воли. Один из примеров можно найти в мемуарах Бенджамина Ферриса, Друга из XVIII века. Он пишет, что «следуя своим личным склонностям», решил ухаживать за «привлекательной молодой девушкой, из хорошей уважаемой семьи; воспитанной в простоте; одаренной от природы талантами; в хороших условиях». Она сочетала в себе то, о чем только мог помыслить молодой мужчина-квакер по отношению к молодой жене-квакерее. Однажды он отправился к ее дому с намерением предложить пожениться. Пока он сидел рядом с юной девушкой, то услышал «нечто, напоминающее тихий вкрадчивый голос, обратившееся ко мне: “Ты ищешь для себя что-то значительное? Прекращай”. И слова поразили меня словно меч сразил сердце… Я старался скрыть свое расстройство, но вскоре ушел». Ухаживание прекратилось.

Вопросы: Есть ли составляющие моей жизни, которыми руководит Бог, и составляющие, которые я могу выбрать сам? Прислушаюсь ли я к Божьему «Нет» в отношении того, чем я действительно хочу заниматься?

Через некоторое время, во время обеда в доме одного из Друзей, он заприметил другую девушку, и «голос очень тихо, очень мягко прозвучал в моей голове: “Если ты женишься на этой юной женщине, то будешь счастлив с ней”». И лишь затем он увидел, что она была хромой. Он написал, что «был крайне недоволен тем, что в спутники мне назначили калеку». Несколько недель он сопротивлялся водительству, перебирая все возможные аргументы. Наконец, он принял волю Божью и сделал ей предложение. Даже тогда Феррис не желал подчиниться полностью. Он сообщает, что в течение нескольких месяцев после этого избегал ее общества. В конце концов «божественная доброта взяла верх над моей мятежной натурой… Девушка была прекрасна, и я был готов принять ее как дар Небес, как я того заслуживал». Спустя сорок лет он написал, что ни о чем не жалеет.

Вопросы: Сопротивляюсь ли я нежелательным побуждениям? Моя вера такова?

Хотя нам, возможно, трудно это признать, но история Ферриса приемлема для современных читателей, отчасти из-за финала – с тех пор они жили долго и счастливо. Но Феррис, находясь в моменте, не осознавал этого. На самом деле у него были веские причины опасаться, что в конце его ждет совершенно другой результат. Как и многие квакеры того времени, Феррис был хорошо знаком с историей пророка Осии:

Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа. И пошел он и взял Гомерь, дочь Дивлаима; и она зачала и родила ему сына.

Осия 1:2-3

У Гомери было трое детей, и лишь первый ребенок считался от Оссии. Во второй главе Осия развелся с ней. Ее ответ был таким:

Пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки.

Осия 2:5

Читатель может подумать про себя: «Скатертью дорога». Но у Бога были другие планы:

И сказал мне Господь: иди еще и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепешки их.

Осия 3:1

Так Осия и поступил.

Мы, современные квакеры, обладаем привилегией обратиться к библейской критике, чтобы разобраться с такими отрывками. Мы можем читать их как аллегории, притчи или как какой-то иной литературный прием, однако у Бенджамина Ферриса не могло возникнуть такой интерпретации. Как и любой другой квакер XVIII века, Феррис относился к Библии как к исторической хронике – подробное описание взаимоотношений Бога с человечеством. С легкостью усвоенное нами убеждение о том, что «Бог есть любовь», было ему недоступно. Друзья того времени сохраняли старый взгляд на Бога – Бога, который потенциально был более требовательным.

Является ли наше понимание Бога более сложным или более простым? Если мы скажем «Бог есть любовь» и на этом остановимся, то можем ощутить ложное чувство комфорта. Как часто, когда мы сталкиваемся с неприятностями, мы, Друзья, говорим: «Я не верю, что Бог такой», как будто это всё решает? Вспомним еврейское имя Бога, Яхве, которое означает «Я тот, кто я есть», а не «Я тот, кем вы хотите, чтобы я был».

Вопросы: Можно ли представить, что Бог требует от меня так много? Могу ли я согласиться с этими требованиями?

Итак, какой призыв слышат современные Друзья? Есть ли что-то, что квакеры-квиетисты из XVIII столетия могут донести до остального Религиозного общества? Квиетисты знали о том, к чему их призывали. Они отдалились от остального мира, чтобы стать особыми людьми, светом для остальных народов, их жизнь должна была стать примером для других. Сегодня Друзья смотрят на себя иначе. Мы склонны согласиться с Уильямом Пенном, который написал: «Подлинное благочестие не отвращает мужчин и женщин от мира, но позволяет лучше жить в нем и побуждает их стремиться исправить его». Вместо того, чтобы быть призванными покинуть мир, мы считаем, что мы в миру, но не от мира.

Наша вовлеченность в мир предоставляет нам множество возможностей. Тем не менее, даже если какая-то конкретная работа является, выражаясь словами Ферриса, «привлекательной», или к которой мы «одарены от природы талантами», не означает, что Бог призывает нас к ней. Для Друзей-квиетистов выбор нами «хорошей работы» будет воспринят как «служение своей воле», т.е. когда мы выдаем наши собственные желания за волю Бога. С точки зрения духовного это говорило бы нам, что, какие бы дела мы ни совершили, они будут считаться «мертвыми делами», а наши заслуги – пустыми. Даже на практическом уровне выполнять работу, к которой нас не призывал Бог, является расточительным. Во-первых, мы препятствуем той задаче, что была задумана для нас как правильная. Во-вторых, что более важно, мы используем время и ресурсы, которые могли бы быть посвящены тем задачам, выполнить которые просит нас Бог.

Когда другие действуют, тяжело оставаться в стороне. Несомненно, трудно быть подвергнутым критике за то, что кто-то не чувствует важности, которую испытывает другой по тому или иному вопросу. Даже со стороны других квакеров. Но, выражаясь словами Элиаса Хикса: «Если посещаемые и ведомые Господом дети будут благочестиво выполнять возложенный долг, не отступая, продолжат двигаться вперед, поскольку Он по своей милости был счастлив открыть им путь и идти по нему впереди них, им не следует бояться того, что сделают с ними люди».

Вопросы: Обладаю ли я нужным терпением, чтобы ждать руководства Бога? Есть ли у меня силы сопротивляться соблазну «что-то сделать»?

2006

Пол Бакли

Пол Бакли – квакерский историк и богослов, член собрания Клир-Крик в Ричмонде, штат Индиана (США), посещает Круг Друзей Норт Мидоу в Индианаполисе.

Перевод Бориса Федюкина

Источник: журнал Friends Journal