Создание сакрального пространства онлайн
Весной 2020 года у одной женщины-квакера появилось водительство. Хотя она возражает: «Это же была моя личная потребность». Но как человек, пристально наблюдавший за ней в то время, я готова говорить именно о «водительстве» по нескольким причинам: оно не давало ей покоя, пока та не начала действовать, а еще оно принесло поразительные плоды.
Ее духовное послание заключалось в следующем: Началась пандемия, и она непредсказуемым образом будет испытывать нас. Я нуждаюсь в новой форме духовной поддержки, в чем-то, что обладает постоянством духовной группы и исследовательским качествами совместной молитвы, при этом с большей духовной близостью. Также необходим формат, который позволяет преодолеть большие расстояния. Требуется воспользоваться возникшей пандемией для поощрения духовного роста.
Она пригласила дюжину опытных знакомых Друзей из разных уголков США для участия в видеоконференции, на которой они послушали бы друг друга и посмотрели, что из этого выйдет. Результатом, явленным группой любящих сердец и рук за почти три года, была продолжающаяся практика, ставшая важной духовной дисциплиной для многих Друзей. Я участвовала с самого начала и являюсь организатором уже больше года, и каждый раз являюсь свидетелем силы нашего собрания. Оно обладает узнаваемыми чертами, однако посетители согласны, что оно является чем-то новым и особенным. Мы поражались тем возможностям, которые привнесла традиционная практика Друзей в эпоху Zoom. Мы обсуждали, как новый метод может послужить нашим высоким целям: духовному наставничеству для верующих, укреплению сообщества в собраниях, обновлению Религиозного общества Друзей, а также выходу за пределы нашего круга, чтобы создать возможность для мира во всем мире.
Мы назвали ее «погруженным слушанием», или, перефразируя моего предшественника на посту организатора, «малыми группами для высказывания и углубленного слушания». Предлагались и иные варианты: «духовное слушание», «слушание с любовью», а также аббревиатура FEEL (англ. «Чувство»), происходящее от фразы (Friends ephemeral, expansive listening «Дружеское преходящее откровенное слушание»). Практика, однако, сопротивлялась своему определению. Я склоняюсь к определению, которое предложил наш постоянный участник: «сакральное слушание». Мы, те, кто участвует в этой практике уже много лет, открыли для себя, что осознанное, сосредоточенное слушание приглашает в сердце Любовь.
Сама по себе практика крайне проста. Как организатор, я определяю тему каждой недели за день до нашего собрания и затем отправляю его в письме по электронной почте для списка из примерно 60 Друзей. Ко времени еженедельного собрания Друзья собираются на видеоконференции и проводят там чуть больше часа. Далее мы десять минут находимся в молитвенном ожидании, затем полчаса обсуждаем тему собрания в парах или группах по три-четыре человека, а потом 15-20 минут размышляем над темой со всеми присутствующими, и все завершается несколькими минутами молитвы. Друзья могут приходить на собрания по удобному для себя графику и оставаться в списке рассылки сколько пожелают. Некоторые участники посещают собрание каждую неделю, другие же появляются дважды в год. Обычно в собрании участвуют от 15 до 20 человек. В текущем листе рассылки состоят Друзья с трех континентов и шести часовых поясов.
Формат очень напоминает обмен репликами на молитвенном собрании, но у него есть также уникальные элементы. Одним из них является характер поднимаемых на собраниях тем, которые составлены так, чтобы они вовлекали максимальное число людей и поощряли к углубленному самопознанию. Другой особенностью можно назвать минимальное наставление: передаются лишь темы, без советов и сопроводительных текстов. Переключение между работой в большой и малых группах создает пространство для личной привязанности к большому сообществу, а случайно составленные малые группы помогают Друзьям каждую неделю ощутить близость с разными людьми.
Но мои объяснения напоминают описание молитвенного ожидания как часа нахождения в тишине, – они никак не передают сам опыт. Для этого требуется погрузиться в этот час.
Я открываю видеоконференцию за десять минут до начала, Друзья начинают постепенно подключаться и приветствовать друг друга. Обычно мы немного говорим о погоде или событиях из жизни участников, и затем я призываю нас к молитве. В этот момент мне часто вспоминается ситуация на очных встречах Всеобщей конференции Друзей, когда тесное помещение кафетерия трещит по швам от квакеров и моментально происходит переход от какофонии к глубокой тишине. Наша вступительная молитва редко прерывается устным служением, и я мягко завершаю ее.
Созданное нами священное пространство перетекает в комнаты для обсуждения. Один из Друзей описывает момент встречи с участниками малой группы как «обнаружение подарка в коробке с хлопьями». Мы естественным образом тяготеем к обычаю, знакомому по обмену репликами на молитвенном собрании: каждый должен высказаться один раз, прежде чем кто-то говорит дважды; равно используем время; мы говорим исходя из нашего опыта и доверяем свидетельствам других; мы принимаем послания без осуждения, без обсуждения и без предложения помощи. Мы отказались от практик, свойственных светской беседе. Когда мы слушаем, мы не ведем мысленных заметок и не планируем свой ответ. Когда мы говорим, то не задаемся вопросом, как мы выглядим или звучим. Мы слушаем вместе, в той же мере, что слушаем друг друга; мы пытаемся развивать опыт слушания всем своим естеством. У нас нет повестки дня или цели, нет видения результата. Вместо этого мы переходим в иное состояние сознания, где чувствуем себя в целостности и безопасности, в состояние доверия и покоя, подобное промежутку между двумя вдохами. Мы заполняем пространство благоговением друг перед другом, перед делом, в котором мы все участвуем, перед поколениями Друзей до нас, которые показали нам путь, и перед Божественным присутствием, которого мы все ожидаем.
В комнатах обсуждения лица участников отражаются на весь экран. Мы намеренно смотрим друг другу в глаза. Мы открываем наши сердца сообщениям между слов. Мы слушаем с любовью. Как описал один из Друзей: «Слушаем так, как слушает Бог». Между речью говорящих мы возвращаемся в тишину, и в ней прислушиваемся к словам, которые возникнут внутри нас. Именно здесь практика превращается из сосредоточенного общения в еженедельное чудо: пока мы слушаем друг друга, как слушает Бог, я могу услышать Бога внутри. Пока я делюсь словами, которые выходят из моего внутреннего пространства, это словно Бог говорит через меня. Я осознала, что, слушая других в любви, я также обретаю способной слушать себя.
После возвращения в общую комнату ко всей группе мы размышляем над своим опытом в комнатах для обсуждения, и часто Друзья выражают благоговение. Люди свидетельствуют о прорыве к новому духовному пониманию, даже когда они думали, что им нечего сказать по заявленной на собрании теме. На этом этапе собрания настроение зависит от того, насколько нас захватила тема, при этом всегда есть место чудесам и радости. Наша закрывающая молитва часто сопровождается устным служением, связанным с обретенным опытом или чем-то новым, открывшимся вдохновением или направлением.
Результаты практики поражают. Как сказал один из Друзей: «Мы смотрим друг на друга глазами, которыми наградил нас Господь. В повседневной жизни тяжело взглянуть на себя так, как на нас смотрит Бог. Во время практики мы можем ощутить, как другие вглядываются в нас глазами Любви». Еще одному Другу собрания помогают «поставить свою веру в центр внимания и добавить к ней то, что слышно от других», потому что «мы слушаем с любовью, даже когда не соглашаемся полностью друг с другом».
Пока мы познаем друг друга в вечности, вокруг нас крепнет могущественное сообщество. Один из Друзей описал себя как «духовного спелеолога», а других участников как «мои золотые жилы, где я нахожу божественную милость и благодать. Даже когда я не присутствую на собрании, я все же ощущаю присутствие каждого». Поскольку каждую неделю приходит кто-то новенький, мы стараемся привнести принцип и ощущение сообщества, а не создаем отдельную общину, какими, например, являются месячные собрания. Сообщество связано не столько личной близостью, сколько, говоря словами одного Друга, «паутиной жизни, из которой возникает всё сущее», в которой мы ощущаем «саму нашу душу, связанную с Присутствием и самой Душой».
Мы также обнаружили, что опора на подобные ощущения всего за час в неделю помогает нам быть более восприимчивыми к ним всё остальное время. Один Друг поставил себе цель «жить в состоянии молитвы, поклонения и истины», увидел в нашей практике «школу с тренировками», которая ведет в нужном направлении. Другой Друг говорит, что ощущение единства, которое мы испытываем каждую неделю, «не ограничивается собранием, оно повсюду, и мы можем искать его где угодно, даже стоя в очереди к кассе». Постоянный участник встреч замечает, что в повседневной жизни «слова стали срываться с уст» непредсказуемым образом: «Ты постоянно находишься в молитвенном состоянии, которое начинает влиять на то, как ты ведешь беседу. Процесс удивительно преображающий, а его содержание становится способом духовного развития».
Одним из важных факторов, повлиявших на достижение такого результата, является присутствие многих глубоко верующих и опытных Друзей, культивирующих в себе то качество слушания, которое всегда было центральным для духовной практики Друзей. Они понимают, что все мы несем ответственность за доведение Истины до осознания. Практика работает благодаря правильно выстроенному процессу, а это столь же важно, как и то, ради чего мы ее начали. Список имейл-рассылки разросся исключительно за счет личных приглашений, через участников молитвенных онлайн-групп, организованных исследовательскими и образовательными центрами Пендл-Хилл и Вудбрук (они находятся в Веллингфорде, штат Пенсильвания, и Бирмингеме, Англия, соответственно). Сейчас в группу входят как новенькие, так и опытные Друзья, а также некоторые участники из смежных религиозных традиций, которые захотели лично обучиться духовной практике Друзей. Как заявил один из участников: «Вместе мы создали прецедент, чтобы даже новичок знал, что здесь руководствуются подлинной любовью и пониманием». Прием одного-двух новичков помогает сохранить баланс между стабильностью и поступательным ростом.
Нашим более широким выводом из эксперимента является понимание потенциала онлайн встреч. Мы были поражены, обнаружив, что наша проникновенная практика работает не вопреки, а благодаря онлайну. Как сказал один Друг: «Формат утверждает безграничность», которая облегчает нам вход в священное пространство. Собраться вместе онлайн гораздо проще, и, в некотором смысле, онлайн предполагает более чистое общение, чем встреча в физическом пространстве, позволяя сконцентрироваться на главном. Многие участники выражают признательность за возможность контактов с широким кругом Друзей, которых они не могут найти ни на местном уровне, ни на уровне страны, а некоторые ощущают, что им комфортнее высказываться, чем при личной встрече. Как шутливо заметила одна из участниц: «Я знаю, что никогда не увижу этих людьми на собрании имущественного комитета на следующей неделе», т.е. она может открыться духовному общению без оглядки на тяготы повседневной жизни. Онлайн ощущается легко и непринужденно. Мы можем близко видеть лица друг друга, куда ближе, чем если бы мы находились в одном помещении. Когда мы хотим показать что-то друг другу, мы можем совершить «виртуальную поездку» по дому. Иронично, как удаленное собрание помогло нам стать ближе друг к другу. Видеоконференции – это не временное решение, а доказательство того, что практика Друзей надежна всегда и везде.
Религия, стремящаяся к продолжающемуся откровению, прочна настолько, насколько прочна ее способность слушать – слушать внутренний тихий спокойный голос и слушать друг друга. Качество нашего слушания определяет полноту нашей веры. Без осознания и регулярной практики наша повседневная жизнь внутри мирского общества может подточить нашу практику, включая способность слушать. Наша новая традиция, выросшая из прошлого опыта, когда новая технология объединяется с методами, находящимися в сердце духовного опыта Друзей, позволяет нам соединиться с мощью погруженного слушания. Как сказал один из участников: «Я нахожусь в благоговении от простоты процесса: прийти, быть со всеми, быть здесь и сейчас, быть открытым».
Энн Джером
2023
Об авторе: Энн Джером – квакер из Орландо, штат Флорида, участница молитвенной группы ДеЛанд в центре Флориды, а также ежедневной молитвенной группы, организованной образовательным центром Пендл-Хилл. Будучи преподавательницей (во многих местах), в настоящее время она посвятила себя писательству и воспитанию мира и любви среди Друзей и за их пределами.
Перевод Бориса Федюкина
Источник: Friends Journal