
Фото © Сельский центр Друзей, Расулия, Хошангабад, Мадхья-Прадеш
Сельский центр Друзей в Расулии, штат Мадхья-Прадеш, уже более ста лет служит источником развития окружающей местности.
Американец Элкана Бирд стал первым квакером, посетившим этот район ещё в 1869 году. Но именно английский квакер, студент-медик по имени Чарльз Гейфорд, в 1875 году от имени Ассоциации зарубежных миссий Друзей купил семь акров земли на окраине города Хошангабад. Земля считалась идеальным местом для свидетельства духовной истины в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве.
В 1876 году к Гейфорду присоединилась британка Рейчел Меткалф. Несмотря на собственное плохое здоровье (она была прикована к инвалидному креслу), Рейчел брала под опеку сирот, число которых постоянно росло, и заботилась о них в течение многих лет.
В 1877 году Гейфорда заменили Сэмюель Бейкер с женой Энн. Бейкер менее, чем Гейфорд, симпатизировал индуизму, сосредоточившись на обращении в свою веру адептов, которые по его замыслу должны были отделяться от собственных семей и каст.
В 1890 году в Индии разразился страшный голод, и группа в Хошангабаде сосредоточилась на помощи пострадавшим. Друзья в Британии собрали 40 тысяч фунтов стерлингов для Индийского благотворительного фонда Друзей, предоставившего помощь более чем 11 тысячам человек. Сиротский приют, основанный Меткалф, расширился от нескольких десятков до почти тысячи воспитанников.
На рубеже столетий была открыта мастерская, где прошедшие обучение стажёры делали мебель. Некоторые образцы этой мебели спустя многие десятилетия всё ещё можно было увидеть на железнодорожной станции в Хошангабаде.
К 1920 году сироты голодного времени выросли и уехали, а мастерская закрылась. Британская квакерея Хильда Кэшмор (1876–1943) задумала создать ашрам квакеров. Кэшмор была волонтером в Европе после Первой мировой войны и видела ужасные последствия конфликта. В 1934 году она основала учебный центр в Расулии – место, где могли встречаться индийцы, британцы и пр. Она описала его как живое свидетельство возможности международного сотрудничества и доброй воли.
В 1937 году Кэшмор передала ответственность за центр Шри Ранджиту Четсингху, который переместил фокусировку центра на образование взрослых и студенческие конференции. В 1943 году Четсингх переехал в Дели, где основал новый Международный квакерский центр, а руководство Расулией перешло к Дональду и Эрике Грум.
Живя и работая среди сельских жителей, Грумы проявляли сочувственное понимание местных проблем. Под их руководством Расулия стала центром сети программ развития сельских районов, а также служила убежищем для лидеров движения за независимость Индии.
В течение пяти лет после обретения независимости (1951–1956) Американский комитет Друзей на службе обществу в сотрудничестве с Программой развития сельских районов индийского правительства спонсировал Программу технической помощи, предоставляя автомобили и тракторы, а также финансировал кредитную схему.
Когда программа закончилась, после 15 лет своего служения Дональд Грум покинул Расулию, чтобы присоединиться к движению Bhoodan (земельный дар) в Индии. Новый директор, Марджори Сайкс, натурализованная индианка, вместе с остальным персоналом приняла решение не возобновлять запросы на финансовую помощь, а попытаться управлять центром самостоятельно.
В этот период центр стал пионером в использовании инноваций, таких как бетонные кольца для поддержки скважин и литые пластиковые туалеты. Поликлиника обслуживала двести деревень и более двадцати тысяч семей на расстоянии до шестидесяти миль вокруг. К 1971 году она была полностью укомплектована индийским персоналом.
В период с 1972 по 1977 год Расулия работала с группой преподавателей естественных наук Делийского университета в рамках программы научного образования в Хошангабаде, в программе участвовало шестнадцать деревенских школ и акцент ставился на «обучение через открытие».
В 1980-х годах забота переключилась на проблему ухудшения состояния почвы и природной среды, а также обнищания сельского населения. Сообщество решило применять «риши кхети» (сельское хозяйство мудрецов), основанное на японской идее «натурального земледелия». Первым шагом стало прекращение использования химических удобрений, гербицидов и пестицидов, а также поиск культур, которые будут хорошо расти без них. Вторым шагом было использование быков вместо тракторов. Предотвратив эрозию, позволяя некоторым сорнякам оставаться в качестве покрова почвы и возвращая стебли и солому в почву, они восстановили естественное плодородие почвы.
Сегодняшняя заявленная цель центра – «повышение осведомленности о здоровье, образовании и моральных ценностях». Центр получает финансирование от британских и канадских Друзей. Текущие проекты включают обучающие семинары по использованию фильтров для воды Bio Sand (с использованием той же технологии, которую Друзья применяют в Бурунди) для обеспечения местных жителей чистой водой.
Источник: Friends Rural Centre, Rasulia, India (quakersintheworld.org)