Думаю, было бы справедливым заметить, что мое религиозное воспитание – в крайне либеральной среде и так уже довольно странной деноминации – было необычным. В воскресной школе мы знакомились с рассказами об известных квакерах, почти все из которых, кажется, отбыли тюремные сроки. Мне прививали такие ценности, как равенство, простота, честность и мир, – эти слова цитировались, повторялись, им обучали, и они запоминались как символ веры, которого по нашим категорическим заявлениям у нас нет. Моя семья и другие члены моей церковной общины часто участвовали в антивоенных протестных акциях и молчаливых пикетах, а однажды, когда саммит по международной торговле привлек в наш город тысячи протестующих, мы разместили 75 приезжих демонстрантов в палатках во дворе нашего дома. Я мечтала, что, когда стану взрослой, то изменю мир, займу смелую позицию в вопросах свободы совести и заработаю себе приличное, здоровенное досье в ФБР.
В те годы я узнала о многих красивых и полезных вещах – о справедливости, приверженности убеждениям, чувстве общности. Однако в концепциях религиозной общины моего детства явно отсутствовали некоторые другие темы. Для меня не стала очевидной теология квакеров, в частности наши христианские корни, до тех пор, пока намного позже я сама не занялась поисками в этом вопросе. Оказалось, что я совсем не много знаю (если что-нибудь вообще знаю) о вере взрослых моей общины в Бога или об их духовном опыте. По таким – очевидно заботящим многие другие церковные общины – вопросам личной веры и морали, как молитва, или совокупность верований об Иисусе, или в каких обстоятельствах какие виды секса приемлемы, моя община вообще хранила молчание.
В старших классах школы выяснилось, что у меня нетрадиционная ориентация, и лет в шестнадцать я получила первый сексуальный опыт с чудесной любовью и, слава Богу, без осложнений. В сексуальной близости я испытала радость, нежность и полное удовлетворение. Я удивлялась, почему секс до брака считают чем-то ужасным, особенно для подростков. Примерно в то же время, я начала понимать духовное служение (в смысле обязательства жить, серьезно принимая Божье водительство) как плод своей жизни, и я хотела, чтобы это новое обязательство отразилось во всех моих поступках, в том числе касающихся сексуальной жизни.
И поэтому я начала задаваться вопросом, есть ли что-то, что мое религиозное сообщество должно рассказывать о сексе. Не о сексуальной ориентации – обсуждения этого проходили в моих месячном и годовом собраниях в ранние годы моего детства, и я не имела оснований сомневаться в обоснованности заявленной нами позиции. Нет, я хотела знать, какова наша позиция по отношению к сексу: является ли нормальным заниматься сексом просто для развлечения или удовольствия, как не причинять вред и избежать эксплуатации в сексуальных отношениях, как принимать решения в вопросах секса, о моногамии. Учение продолжалось, и через собственный опыт я пришла к выводу, что серьезное отношение к квакерству и восприятие Божьих водительств потенциально может изменить мой подход ко всему: какие использовать средства информации, что кушать, каким быть учеником. И теперь мне хотелось знать, как заниматься сексом по-квакерски – не потому что я ожидала найти единственно правильный, формально утвержденный способ, а потому что я надеялась определить возможную связь с чем-то другим, и мне хотелось сделать это открытие.
Для знакомых с либеральным квакерством не будет сюрпризом узнать, что мало кто в моей религиозной общине смог мне дать определенные ответы на вопросы о связи сексуальности с духовной жизнью. Но я услышала несколько интересных историй. И как часто бывает, интересные истории возбудили у меня интерес к тому, чтобы услышать еще больше историй. Я начала проводить семинары «Квакерство и сексуальная этика» не потому, что имела в этих вопросах какие-то достигнутые истины, а потому, что убедилась в важности этих вопросов.
Когда я веду такой семинар, я обычно начинаю с просьбы к участникам провести мозговой штурм и выявить все понимаемые ими самими квакерские ценности или же ценности, обязательства и убеждения, которые, как им кажется, определяются другими людьми как квакерские. Всегда бывает несколько сюрпризов, но в основном меня поражает сходство того, что выявляется в различных группах. Равенство. Ненасилие и миротворчество. Забота об окружающей среде. Общение. Честность. Прямая доступность Бога ко всем людям. Наличие чего-то «от Бога» в каждой человеческой душе. Слушание. Ожидание водительства в нашем процессе принятия решений и проверка важных решений через наше сообщество. Продолжающееся откровение.
Сколько я ни думала, ничего из вышеперечисленного не может не оказывать мощного воздействия на принятие мною решений в сексуальных отношениях. Если я привержена поиску истинного равенства в своих отношениях с другими, мне необходимо учитывать свои силу и преимущества, заново учиться некоторым инстинктивным моделям поведения. Если я хочу быть выразителем идей миролюбия в культуре, где сексуальное насилие принимает характер эпидемии, мне нужно быть приверженцем осмысленного согласия и учить этому других. Если я хочу проявлять заботу о земле, принятие решения иметь ли ребенка должно включать в себя осознание роли перенаселенности в ситуации нынешнего глобального экологического кризиса; потому что решение иметь ребенка оставит мой самый существенный экологический след по сравнению со всеми другими принятыми мною в жизни решениями, вместе взятыми. Мне нужно пребывать на редко встречающемся и вызывающем трудности уровне честности с моими партнерами. Мне нужно верить, что Божье водительство может быть для всех моих решений, и нужно находить время и место, чтобы прислушиваться к нему.
В настоящее время я веду рабочий список своих сексуальных обязательств и ценностей. Для его написания недвусмысленно использован религиозный язык. На его составление сильное влияние оказал мой опыт как квакера. Этот список в огромной степени отражает мое мнение на данный момент, но я буду удивлен, если он не изменится в течение моей жизни, потому что как квакер я понимаю, что мои отношения с Истиной развиваются, а не пребывают в фиксированной точке.
- Мои сексуальные отношения будут по обоюдному согласию. Я буду уважать «нет», и я не буду продолжать без «да». Если человек не хочет, я не буду пытаться им манипулировать, чтобы склонить к сексу или интимным отношениям.
- Я буду активно и целенаправленно искать хорошее для себя и других и стараться не причинять вред.
- Во всех интимных и/или сексуальных отношениях я буду относиться к другим как возлюбленных детям Божьим.
- Я буду помнить, что я любимое дитя Бога. Я буду держать свое тело и душу в святости, и буду непримирим в ситуациях, когда наносят вред или жестоко обращаются с другими.
- Я не буду судить о сексуальном поведении других, кроме случаев, когда оно не по обоюдному согласию, нечестное, несправедливое или же является причиной страданий.
- Я буду открыта развивающейся мудрости о сексуальности, повсеместно и на личном уровне. Я буду поддерживать это развитие, активно и постоянно просвещая себя в вопросах секса.
- Я буду осторожно принимать решения о том, иметь ли детей, учитывая, как это соотнесется с моей собственной жизнью и водительствами, так и добросовестным ведением дел на перенаселенной планете.
- Я буду обращать внимание на свои интуицию, ум, душу и тело при принятии решений о сексуальных и близких отношениях. Я не буду принимать важные решения, когда моя способность слышать и быть внимательным затуманена (одурманивающим веществом, настроением, физическим окружением и т.д.).
- Я буду честна с собой и другими, говоря о том, кто я такая, и буду стараться жить в этой честности в каждый момент времени.
Мои надежды, стремления, обязательства и ценности, связанные с сексуальностью, уже претерпели значительные изменения. Раньше я стремилась к тому, чтобы определенный набор правил управлял моим сексуальным поведением. Теперь моей целью является усвоить наиболее важные для меня принципы так, чтобы я могла применять их во вновь возникающих ситуациях. Я не ожидаю, что мои формулировки обязательств в сексуальном поведении подойдут или должны стать руководством для всех. Но они, в традициях квакерских «советов» (записок о нравственном поведении), все же передают стандарт – как прямой, так и рекомендательный, – по которому я надеюсь жить и развиваться.
Коди Гебриэл Херш, 2014
Источник: firstdaypress.org