Своя сила и сила Иного

Вот где истинный корень религиозной проблемы,
в этом крике: «Помогите! Спасите!»

Уильям Джеймс, Многообразие религиозного опыта

Влиятельный буддийский учитель Синран, живший в Японии в XIII веке, проводил различие между «усилием собственного я» и «силой Другого».

В то время как некоторые школы буддизма подчеркивали необходимость постоянной самодисциплины, школа «Истинной Чистой Земли» Синрана учила, что путь к просветлению лежит не через наши собственные усилия, а через веру в Будду Амитабху. Для Синрана сила Будды бесконечно превосходит человеческие возможности, но она не являет собой что-то далекое от нас – природа Будды присутствует в каждом человеке.

В современной квакерской культуре есть акцент на том, что Синран назвал бы «собственным усилием»: политической активности, старанию воплотить этические ценности в повседневной жизни и последовательной социальной ответственности. Из-за этого квакерский путь часто представляется чем-то вроде совокупности обязательств перед этическими идеалами.

Может показаться неожиданным, но первоначально квакеры черпали свое вдохновение главным образом в источнике «иной силы». Ранние квакеры полагались не на свои собственные усилия, а на веру во Внутреннего Наставника, который направлял их жизни и помогал стойко переносить страдания и гонения. Этот Внутренний Наставник, Учитель, Свет или Христос понимался как нечто отличное от наших собственных ресурсов: это было присутствие и действие Бога внутри каждого человека.

Практика ранних квакеров заключалась в том, чтобы сосредотачиваться на этом источнике света и жизни внутри себя, «стоять стойко в Свете» и позволять ему направлять себя. Путь квакеров не был следованием набору определенных ценностей, в соответствии с которым требуется привести свою жизнь. Он заключался в приверженности водительству божественного присутствия, находящегося внутри их опыта, но выходящего за пределы их понимания или контроля.

«Сила своего я» играет ключевую роль в повседневной жизни. Есть много вещей, которые мы можем и должны делать для поддержания своего благополучия и благополучия других людей. Полезные навыки и решения, согласующиеся с нашей системой ценностей, необходимы для создания и поддержания прочной основы нашей жизни. Нам нужна достаточная устойчивость, чтобы идти своим путем в мире, выполнять свои обязательства и следовать внутренним мотивам. Но рано или поздно мы достигаем пределов своих собственных ресурсов. Когда страдание захлестывает нас, «собственная сила» не спасет. В горе, в болезни или объятые страхом мы открываем в себе первобытную тоску о помощи посреди нужды и бедствия. Это состояние в ярких выражениях описал Уильям Джеймс:

Требовать напряжения воли от опустошенной души, в которую вселилось чувство непреодолимого бессилия, значит требовать невозможного. Она жаждет быть утешенной в своем бессилии и почувствовать, что мир не покинул ее и готов спасти ее, несмотря на падение и гибель, в которой она находится. В конце концов ведь все мы так беспомощны.

Многообразие религиозного опыта

Тогда наша задача – избежать искушения впасть в отчаяние или отдать себя во власть внешнего авторитета. Нам нужно «стоять стойко в Свете», с верой в то, что этот Внутренний Свет укажет нам выход из нашей тьмы и введет нас в новую жизнь.

Этот Внутренний Наставник – источник «другой силы», которая во все времена была доступна каждому человеку, от Японии XIII века до Англии XVII века и вплоть до наших дней. Когда наши силы иссякают, мы не остаемся одни.

Как вы переживали руководство или поддержку Внутреннего Света, когда больше всего в этом нуждались?

 

Крейг Барнетт

2024

Источник: блог автора