Свидетельство равенства – это действия, практика или поведение члена Религиозного общества Друзей (квакеров), направленные на подтверждение или обеспечение равенства людей и основанные на вере Друзей в то, что все люди равны в глазах Бога. Слово «свидетельство» описывает способы, которыми Друзья представляют доказательства своих убеждений или свидетельствуют о них в каждодневной жизни. Поэтому свидетельство – не какое-либо религиозное убеждение, а действие, берущее начало в духовном опыте. Свидетельство равенства включает участие квакеров в поддержке равноправия людей разного пола, а также других категорий.
Друзья верят, что все люди равны в глазах Бога. Поскольку все люди воплощают ту же самую божественную искру, все они заслуживают одинакового обращения. Друзья одними из первых признали женщин в качестве значимых проповедников и боролись за женское равноправие; они стали лидерами движения против рабства и были среди пионеров гуманного обращения с душевнобольными и заключенными.
Квакерам свойственно уверенное ощущение духовного эгалитаризма, включающего убеждение в духовном равенстве полов. С самого начала движения Друзей мужчинам и женщинам предоставлялись одинаковые права говорить на богослужении. Маргарет Фелл была не менее красноречивой и грамотной, чем ее муж Джордж Фокс, и она опубликовала несколько трактатов в начальные годы квакерского движения. Ранние Друзья объясняли неравенство грехопадением и изгнанием из рая, но считали, что, в тот момент, когда Христос пришел искупить наши грехи, это неравенство должно прекратиться. Например, Джордж Фокс писал в 1674 году:
И некоторые мужчины говорят: «Мужи должны обладать властью и превосходством над женщинами, потому что Бог сказал: Муж будет господствовать над тобою (Быт 3:16), и не муж создан для жены, но жена для мужа (1 Коринфянам 11:9)». Действительно, после грехопадения появилась эта заповедь. Но прежде грехопадения, ее не было. Мужчина и женщина сотрудничали, помогая друг другу. Они оба владели всем, что создал Бог. И когда мужчина и женщина были восстановлены Христом в образ Божий, они снова обрели владычество в Праведности и Святости в качестве сотрудников, как это было до грехопадения.
Эгалитаризм Друзей также проявляется через их отказ снимать шляпу (квакеры ни перед кем не снимали шляп и никому не кланялись, вне зависимости от титула или ранга), и их отрицание напыщенных обращений и титулов (таких как “мистер” и “миссис”, “господин”, “доктор” и пр.). Друзья называли всех просто по именам и фамилиям (например, “Джон Смит”, а не “мистер Смит” или “Сэр Джон”). Это свидетельствует о понимании того, что в глазах Бога не существует иерархии, основанной на рождении, богатстве или политической власти, а честь именоваться “Господином” оставлялась квакерами одному лишь Богу. Друзья не считали такую свою практику выступлением против власти, она скорее была вызовом человеческому притворству и эгоизму.
Сегодня сопротивление чинопочитанию уже не имеет такого большого значения, как раньше. Обычай носить и снимать шляпы уже не практикуется в повседневной жизни. Друзья, каждый в отдельности, могут сами выбирать, каким образом соблюдать традицию простоты обращения и приветствий.
Равноправие людей разного пола
Друзья, одними из первых, признали женщин в качестве духовных служителей. Элизабет Хутон, вероятно, самой первой приняла убеждение от Джорджа Фокса, став искренним и убедительным проповедником в первые дни развития движения. Маргарет Фелл была еще одним лидером ранних Друзей. Первые двое квакеров, отправившиеся в страну, которая теперь называется Соединенными Штатами, для распространения квакерской веры были Мэри Фишер и Энн Остин.
Одно время существовал обычай раздельных мужских и женских деловых собраний. Данная практика была призвана передать женщинам больше власти и не означала их принижение. В XVIII столетии некоторые квакеры чувствовали, что женщины недостаточно полно участвуют в деловых собраниях, так как большинство жен не стали бы противоречить своим мужьям. В результате было принято решение организовать два раздельных деловых собрания. Многие квакерские дома собраний строились с передвижной перегородкой посередине. Во время богослужений она поднималась, а на деловых собраниях – опускалась, создавая две комнаты. Представители каждого из полов проводили свое собственное деловое собрание. Если возникал вопрос, требующий согласия всего собрания, например, ремонт здания, к другой части собрания отправляли посланника. Эта практика продолжалась, пока не исчезло опасение того, что жены не будут противоречить своим мужьям. В некоторых очень старых домах собраний до сих пор есть перегородка, хотя ее, скорее всего, уже нельзя передвинуть.
Следует добавить, что в Соединенных Штатах в XIX веке из квакерской среды пришли многие лидеры женского суфражизма, включая Сюзан Б.Энтони и Лукрецию Мотт.
Расовое равенство
Друзья также постепенно становились лидерами движения против рабства, хотя осознание его несправедливости заняло почти целое столетие. В XVIII веке Джон Вулман начал взывать к совести Друзей в отношении рабовладения. Некоторые, как например, Бенждамин Лэй, применяли радикальные меры для побуждения к скорейшему отказу как от владения рабами, так и от участия в работорговле.
В 1776 году Филадельфийское годовое собрание (самое влиятельное годовое собрание в США того времени) запретило своим членам держать рабов, а 11 февраля 1790 года Друзья подали в Конгресс петицию об отмене рабства. Американские квакеры активно участвовали в «Подземной железной дороге» – подпольной сети, переправлявшей беглых рабов на свободу.
Человечное отношение к душевнобольным
Квакеры были в числе самых первых из тех, кто практиковал гуманное обращение с душевнобольными, например в Ретрите (Йорк, Англия) – психиатрической клинике основанной Уильямом Тьюком (1732-1822) в противовес жестоким методам психиатрии XVIII столетия.
Гуманное обращение с заключенными
В XIX веке Элизабет Фрай и ее брат Джозеф Джон Герни активно выступали за человечное обращение с заключенными. Фрай сама посещала тюрьмы, приносила туда еду, одеяла, устраивала обучение и другого рода поддержку для заключенных. Она и ее брат смогли убедить членов Парламента принять реформу законодательства для улучшения условий содержания в тюрьмах. Они также повлияли на сокращение в законах оснований для применения смертной казни.
В 1960-ых годах Друг по имени Эрик Бейкер участвовал в создании «Международной Амнистии», правозащитной группы, занимающейся, в первую очередь, поддержкой находящихся в заключение и обвиняемых в преступлениях. Эта организация не связана напрямую с религиозным обществом Друзей, но ее идеи схожи с принципами свидетельства равенства.