Роберт Баркли о спасении для всех

Апология истинного христианского богословия

От редактора современного издания

Роберт Баркли (1648–1690) написал свое классическое изложение и отстаивание идей квакерства на латыни. Оно было опубликовано в 1676 году под названием Theologiæ Vere Christianæ Apologia. Затем он перевел свою книгу на английский язык. С тех пор «Апология» была переиздана более 60 раз и переведена на несколько других языков.

Образование Баркли позволяло ему хорошо разбираться в академической теологии. Большинство ранних квакерских публицистов использовали своеобразный квакерский лексикон, который часто не понимали ученые богословы, и из-за этого в ранней дискуссионной литературе Друзья и их оппоненты часто говорили как бы мимо друг друга, воспринимая одни и те же слова в разных смыслах. Баркли преодолевает этот разрыв, защищая квакерское толкование слов и в то же время четко объясняя его для тех, кто привык к другим терминам.

Это не значит, что богословские различия между квакерами и другими конфессиями сводились лишь к различиям в лексиконе. Существовали существенные доктринальные различия; и большая часть усилий Баркли в его книге направлена на защиту квакерской доктрины и демонстрацию ее превосходства, с точки зрения логики и верности Писанию, над конкурирующими доктринами того времени, особенно кальвинизмом. Его способность делать это эффективно значительно усиливается благодаря хорошему пониманию конкурирующих теорий, а также умению преодолевать словесный барьер.

Дин Фрейдей, 1967 г.

ШЕСТОЕ СУЖДЕНИЕ

§XI. Во-первых, Бог, по Своей безграничной любви пославший в мир Сына Своего, Господа Иисуса Христа, претерпевшего смерть за каждого человека, дал каждому человеку, будь то иудей или язычник, турок или скиф, индеец или варвар, из какого бы народа, страны или места он ни был, определенный день или время пришествия; в течение этого дня или времени они могут спастись и причаститься плодов смерти Христа.

Во-вторых, для этого Бог наделил каждого и даровал каждому человеку меру Света Сына Своего, меру благодати, или меру Духа, которую Писание выражает через несколько наименований, как то: «семя Царства» (Матф. 13:18-19); «Свет, который делает все явным» (Еф. 5:13); «Слово Божие» (Рим. 10:17); «проявление Духа, даруемое на пользу» (1 Кор. 12:7); «талант» (Мф. 25:15); «немного закваски» (Мф. 13:33); «Радостная Весть, возвещенная всему творению» (Кол. 1:23).

В-третьих, Бог посредством этого Света и Семени приглашает, призывает, увещевает каждого и борется за каждого человека, чтобы спасти его; что, если оно принимается без сопротивления, приводит к спасению всех, даже тех, кто не ведает о смерти и страданиях Христа и о грехопадении Адама, как через приведение их к осознанию собственных страданий и внутреннему участию в страданиях Христа, так и через приобщение к Его Воскресению, когда они становятся святыми, чистыми и праведными и освобождаются от своих грехов. Этим же спасаются и те, кто имеет внешнее познание Христа, поскольку оно открывает их понимание, чтобы правильно использовать и применять то, что сказано в Писании, и получать от этого спасающую силу. Но когда этому противятся, отвергают и те, и другие, тогда говорят, что Богу противятся и на Него нападают, а Христа снова распинают и выставляют на открытый позор в людях и среди людей; и для тех, кто противится и отвергает Его, Он превращается в их наказание.

Посему, во-первых, согласно этой доктрине, милость Божья превосходно проявляется в том, что никто не может быть неизбежно отлучен от спасения: а Его справедливость проявляется в том, что Он осуждает только тех, кому Он действительно предложил спасение, предоставив им достаточные для этого средства.

Во-вторых, если хорошо взвесить эту доктрину, то окажется, что она является основой христианства, спасения и убежденности.

В-третьих, она согласуется и отвечает всей сути евангельских пророчеств и предостережений, а также характеру служения Христа, согласно которому Евангелие, спасение и покаяние велено проповедовать всем людям, без различия наций, племен, семейств и языков.

В-четвертых, она превозносит и прославляет добродетели и смерть Христа, поскольку не только считает их достаточными для спасения всех, но и объявляет, что они столь приближены ко всем, что таким образом все люди оказываются в ближайшей доступности к спасению.

В-пятых, она воздвигает надо всеми благодать Божью, которой приписывает все благое, даже самые малые и незначительные действия; связывая с ней не только первые зачатки и движения добра, но и все обращение и спасение души.

В-шестых, она опровергает, опрокидывает и ослабляет ложное учение пелагиан, полупелагиан, социниан и других, превозносящих свет природы и свободу человеческой воли, поскольку полностью исключает возможность для человека природного быть причастным к своему спасению, действуя, продвигаясь или работая самостоятельно, пока он не будет сначала оживлен, воскрешен и исполнен Духом Божьим.

В-седьмых, поскольку спасение человека зависит исключительно и только от Бога, то и осуждение его полностью и во всех отношениях связано с ним самим, поскольку он отверг и сопротивлялся тому, что от Бога боролось и стремилось в его сердце; и заставляет его признать справедливый суд Божий, отвергший его и отказавший ему в спасении.

В-восьмых, она устраняет все основания для отчаяния, поскольку дает каждому почву для надежды и уверенности в том, что можно спастись; и не оставляет никого в опасности, поскольку никто не знает, как скоро истекут его дни; и поэтому она постоянно побуждает и доказывает, и живо ободряет каждого человека, дабы он оставил зло и приобщился к тому, что есть добро.

В-девятых, она замечательно подчеркивает достоверность христианской религии среди неверных, а также являет всем ее истинность, поскольку она подтверждена и установлена опытом всех людей. Видя, что ни в одном месте земли, какими бы варварскими и дикими ни были там люди, никогда не было найдено человека, который не признавал бы, что в то или иное время, меньше или больше, он находил в своем сердце нечто, обличающее его за некоторые злые дела, которые он совершил, угрожая каким-то бедствием, если он будет продолжать их, а также предлагая и обещая определенный покой и наслаждение, если он подчинится этому, а не будет противиться.

В-десятых, она замечательно показывает удивительную мудрость Бога, благодаря которой Он сделал средства спасения настолько всеохватными и всесторонними, что нет необходимости прибегать к чудесным и странным путям. Согласно этой самой истинной доктрине, Евангелие распространяется на всех, в каком бы положении, возрасте или стране они ни находились.

В-одиннадцатых, она истинна и действенна, хотя и не столько словами, сколько делами, установлена и подтверждена всеми проповедниками, глашатаями и исповедниками христианской религии, которые когда-либо были или ныне есть, даже теми, кто в других своих суждениях противостоит этой доктрине; в том смысле, что все они, где бы они ни жили или находились, или в каком бы народе, месте или стране они ни оказались, проповедуют людям и каждому человеку среди них, чтобы те спаслись; умоляя и желая, чтобы они уверовали во Христа, который умер за них. Так что то, что они отрицают в общем, то признают в каждом конкретном случае. Нет человека, которому они не проповедовали бы о спасении, говоря ему, что Иисус Христос призывает и желает, чтобы он уверовал и был спасен, и что если он откажется, то будет осужден, и что его осуждение – от него самого. Таковы доказательства и достоинства Истины, которые заставляют ее противников даже против своей воли отстаивать ее.

И наконец, согласно этой доктрине, прежний довод, используемый арминианами и опровергаемый кальвинистами, касающийся того, что каждый человек обязан верить, что Христос умер за него, благодаря изменению постулата становится неопровержимым.

Следовательно, то, что обязан верить каждый человек, истинно. Но каждый человек обязан верить, что Бог милостив к нему. Посему:

Этого постулата никто не может отрицать, поскольку о милости Божьей сказано, что она превосходит все Его дела. И потому Писание повсеместно объявляет милость Божью в том, что Он приглашает и призывает грешников к покаянию и открывает им путь спасения; так что хотя тем людям не обязательно верить в историю смерти и страстей Христовых, которые никогда о ней не узнали, все же они обязаны верить, что Бог будет милостив к ним, если они будут следовать Его путями, и что Он милостив к ним, когда обличает их в их зле и побуждает к добру. Также никто не обязан верить, что Бог немилосерден к нему или что Он с самого начала предписал ему прийти в мир, дабы быть предоставленным собственным злым наклонностям и творить зло как средство, установленное Богом, чтобы привести его к вечному проклятию; и если бы это было правдой, как утверждают наши противники из многих тысяч, я не вижу причин, по которым человек мог бы не верить; хотя, конечно, человек может верить в истину.

Из самого факта ясно следует, что из веры в такую доктрину вытекают добрые и превосходные следствия, однако при их рассмотрении это станет еще более очевидным…

Источник