Реабилитация людей с зависимостями. Взгляд Друзей

Да будем мы готовы помогать и принимать помощь, вместе радоваться дарам жизни, поддерживать друг друга во время испытаний.

«Вера и практика» Годового собрания Новой Англии, 1985

По информации Центра по контролю и профилактике заболеваний в 2017 году в США 70 000 человек умерло от передозировки наркотиками. 192 человека в день. И я задумалась: как мы, Друзья, можем поддерживать реабилитацию наркозависимых и восстановление их личности? В чем нуждаются проходящие реабилитацию? Я начала расспрашивать Друзей об их опыте. Я поговорила с людьми, преодолевшими алкогольную и наркотическую зависимость, а также переедание. Они делились со мной откровенно и ярко. Один из Друзей открыто заявил: «Я с большой готовностью расскажу тебе о своем восстановлении, каким бы труднопостижимым оно ни показалось». Хочу поблагодарить каждого, кто поделился со мной своими историями. А также публичных Друзей, служителей и старейшин, поделившихся своими размышлениями на тему реабилитации. Я общалась с Друзьями разных сексуальных ориентаций, возрастов, из разных годовых собраний. Однако я не опрашивала Друзей другого цвета кожи: мой круг друзей и учителей сформирован белой привилегией.

Барьер #1: Квакерская исключительность

Предлагаю начать с барьеров. Люди рассказывали о множестве преград. Я общалась с Гарри, находящемся в процессе реабилитации, о его зависимости и восстановлении (все упоминающиеся в статье Друзья разрешили мне указывать их настоящие имена). По его мнению, отрицание проблемы – одно из важнейших препятствий. «Квакерам в принципе сложно понять, почему кто-то начнет принимать [наркотики]. А тут не просто “кто-то”, а сам квакер!» Другие Друзья также упоминали об этой проблеме.

Чтобы несколько раскрыть тему, я поговорила с Ллойдом Ли Уилсоном о его взгляде на Друзей из непрограммированных собраний. Ллойд Ли состоит в консервативном Годовом собрании Северной Каролины и много путешествовал по собраниям Друзей. К слову он посетил дом каждого участника своего собрания и убедился, что среди квакеров такой же уровень алкоголизма и домашнего насилия, как и среди других людей. Он также отметил насколько медленно внутри сообщества реагируют на разводы и иные социальные проблемы.

«У квакеров настолько завышенные ожидания в отношении себя!» – замечает Гарри, я в ответ смеюсь. Думаю, пришло время признать, что опиоидная эпидемия настигла и нас, и мы ничем не отличаемся от остальных.

Барьер #2: Стыд

Вторым барьером на пути выступает стыд. Стыд принуждает нас скрывать от других определенные стороны своей жизни. Керси находится на восстановлении и описывает стыд, как «нечто в глубинах подсознания, нежелание замечать и быть замеченным».

Я думаю, стыд удерживает нас от поиска необходимой любви. В какой-то момент Гарри понял, что алкоголь уничтожает его жизнь, и перебрался в реабилитационный центр. Пока он отсутствовал, «никто в собрании не знал об этом». Гарри в то время был клерком собрания.

Когда Гарри вернулся, он встретился с членами Комитета Поклонения и Служения, с которыми поделился своим приключением. В ответ он услышал: «Ох, я возмущен тем, что мы ничего не знали о твоих проблемах! И что не предложили никакой помощи, пока ты боролся с недугом».

Стыд заставляет нас чувствовать себя нелюбимыми. Что мы не имеем права делиться своими жизненными ситуациями с другими. К счастью, у Друзей есть богатый инструментарий для противодействия стыду.

Барьер #3: Децентрализация и отсутствие лидеров

«Когда тебя настигнет нужда, к кому ты обратишься?» – спрашивает меня Мартин, старейшина моего собрания. Отсутствие структуры усложняет поиск информации. Кого следует спросить – комитет по уходу и заботе, клерка собрания, кого-то ещё?

Ллойд Ли поделился историей, произошедшей в Лондонском Годовом собрании в 1900 году. Они перестали регистрировать ответственных за устное служение. Они пришли к выводу, что часть собрания чувствует ответственность за устное служение, а часть – нет. «Сделав это ничьей обязанностью, они хотели сделать это общей обязанностью. Однако в итоге это действительно стало ничьей обязанностью».

Как мы можем помочь нуждающимся при отсутствии пасторов? Гарри предлагает разработать прозрачную процедуру. Как мне сообщил Мартин, к счастью, Балтиморское Годовое собрание работает над её созданием. Внутри годового собрания собралась рабочая группа пастырской помощи с целью усовершенствовать это направление.

Барьер #4: Индивидуализм

Сегодня мы с небывалым рвением пытаемся защищать и оберегать нашу частную жизнь от вмешательства извне. В прошлом, однако, Друзья жили в крайне сплоченных сообществах. Мы объединялись из-за риска преследований. Мартин рассказал мне интересную историю об этом. В одном из собраний семнадцатого века в определенный момент все взрослые члены собрания оказались в тюрьме. На следующую неделю молодежь все равно встретилась для богослужения. Они собрались без родителей. Что может помочь нам быть настолько преданными своему сообществу?

Я поговорила с Джимом Хиггинботэмом, преподавателем пастырской заботы в Эрлемской школе религии. Он отметил, что непрограммированные собрания «отличаются сильным уважением к частной жизни и индивидуальному выбору, больше иных общин верующих». С таким отношением мы постепенно перестаем ощущать потребность друг в друге. Мартин считает важным «убедить людей в необходимости публично говорить о высоком уровне внутренних раздоров», одном из главных вызовов в сегодняшней пастырской работе.

В большинстве случаев люди, ответственные за пастырскую заботу, узнают о трудностях члена собрания только по факту. Человеку, как отмечает Мартин, сложно выйти вперед и заявить «Мою душу тяготит…». Нас приучили помогать себе самостоятельно. При этом, по его мнению, у нас есть замечательные способы вернуть ощущение сообщества. Мы можем использовать комитеты ясности для «иных поворотных жизненных моментов», а не только при вступлении в брак или соискательстве членства. В некоторых местах такая практика уже начинается.

Мы можем посмотреть на группы, работающие по программе «12 шагов», как на пример действующего сообщества. Они формируют среду, где в порядке вещей обратиться за помощью. Триш, находящаяся на пути восстановления, поделилась опытом 12 шагов и своего провала. «Иногда мы входим в состояние, когда чувствуешь, что можешь контролировать все вокруг, – поясняет она. – А ты не можешь. Не можешь. Не можешь. Мы должны уметь признавать и то, что мы не в силах контролировать».

В лучшем случае, квакерские собрания могут помочь нам в те моменты, когда жизнь вышла из под контроля. Некоторое время Тим страдал наркозависимостью. Он достиг черты, за которой была непроглядная тьма. Один из квакеров увидел его состояние и пригласил посетить собрание. «Он видел мою боль. Вместо того чтобы предложить решение или совет, он предложил сообщество». Так в его жизни начался период спокойствия и величайшего преобразования. «Любовь, обращенная ко мне от моего квакерского сообщества, оставалась неизменной. Она и отличала их от других сообществ, которые я встречал в течение жизни».

Итак, мы рассмотрели с вами барьеры: отрицание, стыд, отсутствие пастора, индивидуализм. А теперь давайте остановимся на решениях.

Решение #1: Открытость и признание уязвимостей

Если мы живем в отрицании, нам необходимо признавать свою уязвимость. Мы нуждаемся в программах, как описывает их Джим, которые помогут нам «распознать потенциального зависимого». Во многих общинах верующих люди часто фокусируются на проблемах, поднятых пастором во время службы. В отсутствие пастора Друзьям придется выработать свой способ общения о таких проблемах.

В Великобритании действует группа под названием «Квакерское Действие по Алгоголю и Наркотикам» (Quaker Action on Alcohol and Drugs, QAAD). Группа предлагает проведение встреч со спикерами, готовыми поделиться информацией о зависимости от веществ. Насколько мне известно, в Соединенных Штатах нет подобной группы, поэтому мы можем проводить образовательные программы для взрослых в наших собраниях.

Поговорив с Друзьями, находящимися на восстановлении, я узнала, что многие из них начали свой путь вне квакерского собрания, внутри групп «12 шагов». Как община верующих мы упускаем возможность продемонстрировать наши намерения и работу. В программе «12 шагов» обратиться за помощью считается нормальным и естественным. «Первые три шага прямо направляют тебя к Богу. Ты не сможешь справиться в одиночку,» – напоминает мне Триш.

Как мы можем изменить нашу культуру? Ллойд Ли предлагает несколько путей. Мы можем поделиться с кем-то: «У меня был тяжелый день. Прошедшая неделя была невыносимой». Когда приходит время делиться радостями и заботами, мы можем поделиться чем-то тяготящим нас. Например: «У меня было интервью по утрате дееспособности, и я не уверен в его результатах». Ллойд Ли отметил, что внутри его собрания люди младше сорока лет чаще готовы говорить о своих проблемах. «Я надеюсь и молюсь о том, чтобы поколенческий сдвиг нам помог».

Решение #2: Поддержка

Если мы чувствуем стыд, мы нуждаемся в близком попутчике во время нашего путешествия. Хорошо что у квакеров есть отличный метод противодействия стыду – практика сопровождения. Сопровождать кого-то означает быть рядом, через боль, стыд и страх, крепко держась любви Духа.

Тим чувствовал сопровождение внутри квакерского сообщества, преимущественно от старейшин. Они были с ним в период трезвости, восстановления и рецидивов. Они стали для него той «прямой линией» на ухабистой дороге. Во время очередного рецидива Тим мог поговорить об этом с ответственным Другом. Когда он говорил с ней, то не чувствовал отторжения.

«Каждый раз, когда я завязывал, я был убежден в этом», – говорил ей Тим. Она выслушивала его и отвечала: «Я тоже была в этом уверена. Всякий раз. Тогда это было правдой, в тот момент». Тим находил ее ответ очаровательным.

Другие Друзья ждали большей вовлеченности от своих собраний. «Я поделилась частью своей истории, и большинству не нашлось, что сказать. Было немного любопытства из-за необычного опыта – и всё! Их больше интересовало, как я сейчас питаюсь, чем как я восстанавливаюсь», – делится Триш.

Лично мне старейшины помогли вернуться к ощущению себя – в сообществе и в моей семье – когда я ощущала себя не на своем месте. Помню, первый раз, когда это случилось со мной, это было неожиданностью. Я встретила спутницу, прошедшую со мной через пустыню моей боли, и я всегда чувствовала её присутствие рядом.

Сопровождение может проявляться разными способами. Одна моя знакомая женщина-квакер всегда наблюдает с некоторой дистанции. Но стоит кому-то почувствовать скорбь, она сразу возникает на горизонте. Её присутствие всегда напоминает мне о том, что горизонт существует.

Сопровождать и быть старейшиной – настоящий духовный дар. Они должны быть широко приняты внутри сообщества. Ллойд Ли написал книгу о том, как включить дары в свою жизнь и жить полноценно. В ней он подробно описывает самые азы. Если вы заинтересовались, я рекомендую ознакомиться с его «Эссе о квакерском видении евангельского порядка».

Ещё один важный момент: сопровождение отличается от терапии. Быть спутником не значит быть терапевтом. Джим напомнил мне о необходимости быть «предельно честными», об ограничениях пастырской помощи. Он предложил следующее правило: проведи три встречи с подопечным по его вопросу. После этого направь его к профессионалу. Терапевт или священник попытаются помочь.

Решение #3: Создание заветных сообществ

Чтобы поддержать Друзей на пути их реабилитации, мы должны стать отзывчивыми и принимающими. Я спросила Друзей, как можно этого достичь. Многие упомянули работу в малых группах. По мнению Керси, в малой группе мы можем делиться «своими переживаниями с небезразличными членами этой группы». Если человек стал членом группы, то он готов выслушать нашу историю и поделиться своей перед остальными участниками.

Ллойд Ли предложил формировать заветные сообщества: «Слово “завет” здесь не случайно. У меня есть обязательство перед Богом, потому что я чувствую призвание быть в группе. У меня также есть обязательство перед группой – не из-за того что она удовлетворяет всем моим требованиям, но потому что Бог призвал меня быть здесь». Он также остановился на том, почему мы должны любить так, как нас любит Бог – мы должны быть вместе из-за нашего обязательства перед Богом. «Не важно, о чем они говорят… [или насколько меня беспокоит сказанное], я осознаю любовь Бога к ним и Его призыв ко мне полюбить их». Вот что значит быть в заветном сообществе.

Заветное сообщество необязательно должно быть малочисленным. Ллойд Ли обнаружил схожее сообщество во время своего посещения церкви баптистов седьмого дня:

Во время утренней субботней службы молодой отец признался, что ударился во все тяжкие. Это повлияло на его брак, отцовство, отношение окружающих его людей. Он почувствовал себя отчужденным. Он попросил прощения у общины. Затем он преклонил колено. И весь приход встал и окружил его. Они возложили на него руки. Если кто-либо не мог коснуться его, то он прикасался к ближайшему члену общины. И они молились о нем: о его исцелении, восстановлении, нормализации отношений. Затем они достали священное масло и помазали его. Когда все закончилось, он поднялся, подобно фениксу из пепла, и вернулся обратно на место, к своей семье.

Вау. Просто вау.

Что мы можем сделать

Из прослушанных мной историй и интервью становится ясно, что группы «12 шагов» предоставляют необходимую основу и поддержку. И я задумалась: а что остается делать квакерам? Нуждаемся ли мы в обеих группах?

Тим заверяет меня, что нуждаемся. «Они будут дополнять друг друга, поэтому я считаю необходимым поддержать обе». Тим посещает квакерское собрание для глубокой связи с Духом, а группу «12 шагов» чтобы научиться быть трезвым. Квакеры предлагают ему духовное основание, они принимают его, вне зависимости от того трезвый он или нет. Возможно, именно этим мы и должны заниматься.

В моем городе есть женщина, которая посещает квакерское собрание время от времени. Однажды она поделилась со мной словами, которые останутся со мной на всю жизнь. Она сказала: «Когда я хочу почувствовать себя принятой и среди близких, я посещаю собрание Друзей».

Когда она произнесла эти слова, во мне отразилась их сила и правда. Если посмотреть со стороны, она поделилась нашим свидетельством этому миру. Какой же это прекрасный дар!

Джоханна Джексон

2020

Источник