Квакерский метод разрешения конфликтов в школах разных стран мира
Преподаватели в квакерских начальных и средних школах обучают учащихся разрешать споры со своими одноклассниками, выражать свои взгляды уважительно и выстраивать здоровые взаимоотношения. Сотрудники школ надеются, что ученики смогут развить навыки, которые будут полезны им всю жизнь, для управления стрессом и решения общественных конфликтов. Обучение разрешению конфликтов и изучение миротворчества часто является частью дисциплин, преимущественно сконцентрированных на развитии жизненно-необходимых навыков или религиозного образования. Преподавание начинается с простых, практичных техник в младших классах, а затем ученикам постарше передаются более сложные концепции. Учителя, разрабатывающие учебные программы по трансформации конфликтов, учитывают культуру сообщества, в котором расположены школы, а также помогают учащимся реагировать на окружающие их политические вызовы.
* * *
«Мы приглашаем учеников объединиться вместе для того, чтобы они смогли возглавить процесс поиска решений по улучшению их общественной жизни», – так описывает свои цели Джетри Агиза, ответственная по внедрению учебных программ от Объединенного Собрания Друзей (FUM) в Кении.
Агиза считает, что программа обучения миротворчеству выстроена вокруг родных для кенийцев этических принципов. Ученики побуждают своих одноклассников размышлять о своей личности, а также о том, что им нужно делать, чтобы гордиться собой. Каждый учащийся составляет список из десяти личных положительных качеств, а затем они обучаются расставлять приоритеты и размышлять над ними. Когда ученик неадекватно реагирует в споре между учениками, можно вернуться к этому упражнению и спросить себя, почему они забыли, кто они есть на самом деле.
В кенийских школах Друзей действуют клубы мира, где проводятся конкурсы эссе и дебаты по темам конфликтов и ненасилия. Студенты учатся развивать стрессоустойчивость, говорить открыто с наделенными властью, а также выражать свою уязвимость.
* * *
Для учеников Западного Берега реки Иордан особенно важно наличие безопасного пространства, где они могут выразить уязвимость и развить стойкость.
По словам Адель Эйд, заместителя директора начальной Школы Друзей в Рамалле, школьные собрания учеников позволяют им взять на себя ответственность за свою роль в конфликте, при этом сохраняя лицо и демонстрируя уважение к другим.
Эйд подробно рассказала о сложностях, с которыми она сталкивается при обучении молодого поколения палестинцев: «Жизнь в условиях оккупации влечет за собой то, что ученики регулярно сталкиваются с суровой реальностью, полной насилия и конфликтов. Тот негативный пример, который они наблюдают в своей повседневности, становится дополнительным препятствием в обучении и продвижении стратегий ненасильственного разрешения конфликтов. Внешние обстоятельства и постоянный стресс влияют на самочувствие учащихся, и поэтому столь важно предоставить им необходимые навыки для управления конфликтами и поиска мирного решения».
* * *
Внешние вызовы влияют на учеников по всему земному шару, и обучающие программы по разрешению конфликтов позволяют им научиться действовать в ненасильственном ключе, несмотря на те факторы стресса, с которыми они сталкиваются. Алекс Зиннес преподает разрешение конфликтов на своих уроках по изучению окружающего мира для учеников средних классов в Школе Друзей в Атланте, штат Джорджия. Хотя большинство учащихся прошли программу полностью, по ее мнению, им не хватило двух лет для социально-эмоционального обучения из-за приостановки работы школ во время эпидемии Covid-19. Когда ученики интересуются, какое отношение имеет обучение коммуникации к изучению глобальных проблем, она объясняет, что война начинается в результате накопления неразрешенных международных разногласий. Зиннес считает, что ученики не знают, как преодолевать конфликты, и поэтому она разработала для учащихся седьмых классов «учебную программу конструктивного общения».
«Меня побудил написать программу увиденный случай неконструктивного общения. Я связываю это с пандемией», – пояснила Зиннес.
Зиннес объединяет обучение детей обращаться к своему внутреннему монологу во время конфликта с квакерской идеей прислушиваться к тихому, кроткому голосу внутри себя. Она подводит учеников к размышлению над последствиями их действий в конфликтах во время проведения учебных ролевых игр, готовя их к поиску решений в спонтанно возникающих в их жизни споров. Большинство конфликтов, в которых учащимся будет необходимо использовать их навык управления конфликтами, являются неформальными, происходят в местах, где отсутствует надзор взрослых, в столовых или на переменах. Игра в «четыре квадрата» на детской площадке становится лакмусовой бумажкой для оценки способности детей разрешать конфликты и делиться властью.
«Именно там они переживают несправедливость», – утверждает Зиннес.
* * *
Принятие студентами собственного понимания того, какие вопросы стоит обсуждать на занятиях по разрешению конфликтов, помогает им лучше вовлечься в процесс, – к такому выводу приходит Сара Уэйн, помощница директора среднеобразовательной Школы Друзей Миннесоты в Сент-Поле, штат Миннесота. Школе уже 33 года, и в ней всегда действовала программа по разрешению конфликтов. В 2024 году она планирует предоставлять свою учебную программу другим образовательным учреждениям. Программа включает в себя создание повседневной возможности для проведения встреч с участием обученных взрослых фасилитаторов, а также, при необходимости, организации масштабных групповых собраний. Ученики обучаются выражать свою точку зрения о проблеме, например, когда кто-то игнорирует очередь, в которой они стояли, или когда они испытывают грусть из-за того, что тренер провел замену во время футбольного матча и отправил ученика на скамейку запасных. Взрослые не преуменьшают важность чувств ученика, но говорят о том, как, казалось бы, такие незначительные проблемы отражают их обеспокоенность по поводу справедливости, исключения, честности и иерархии. Ученики знают, что из-за участия во встрече у них не будет проблем, при этом все стороны могут обсудить вопрос, чтобы найти решение.
«Таким образом они учатся использовать свои слова и идеи для разрешения конфликтов», – уточняет Уэйн.
Обучение навыкам переговоров для разрешения конфликтов в классе и на игровой площадке позволяет ученикам уважительно взаимодействовать друг с другом, даже когда они испытывают сильные эмоции. Учителя в школах Друзей предлагают ученикам соответствующие их возрасту стратегии по реагированию на конфликты, переживаемые в повседневной жизни, и сценарии изменяются вместе с возрастом ребенка.
* * *
В школе Друзей Грин-стрит, находящейся в Филадельфии, штат Пеннсильвания, где обучают с первого по восьмой класс, разрешение конфликтов встроено в программу обучения жизненным навыкам. Например, в дошкольной группе ученики обсуждают собственные различия при помощи «стульев обсуждения».
Кири Харрис, педагог средних классов школы Друзей Грин-Стрит, говорит о распространенности этой практики: «Иногда дети возвращаются домой и говорят своим родителям, что им нужно воспользоваться стульями обсуждения».
Маленькие дети участвуют в танцевальной игре «заморозь чувства» и учатся различать, как именно через их тела проявляются эмоции. В дополнение ученики учатся определять размер проблем, используя гальку, камни и валуны в качестве метафоры. Проблемы-камни требуют вмешательства взрослых. Обычно ученики могут самостоятельно решать проблемы-гальки. Однако проблемы-гальки могут накапливаться, и дети должны уметь решать их до того, как это случится. Ученики также должны осознать, что такое «двойственные чувства», когда они испытывают противоречивые эмоции.
* * *
Ученики старших классов Школы Хартии Уильяма Пенна в Филадельфии учатся анализу конфликтов и навыкам их разрешения во время уроков по мировым религиям, в которых верования коренных американцев разбираются наравне с индуизмом, исламом, иудаизмом, христианством и буддизмом. В десятом классе учащиеся также проходят обязательный курс по квакерским принципам и практике, который включает в себя темы мира и ненасилия. Проводящие курс учителя помогают своим подопечным осознать, что такое насилие.
«Многие из нас начинают с определения насилия», – комментирует свою практику преподавания Том Рикардс, учитель религиозных дисциплин и философии в этой школе. Рикардс отмечает, что насилие включает в себя физическую, эмоциональную и вербальную агрессию. По словам главы отделения религиозных дисциплин и философии Майкла Лостракко, девятиклассники также проходят курс по ведению сложных дискуссий, где они обучаются разделять факты, чувства и ценности.
Учителя также обсуждают особенности воинского учета и то, как зарегистрироваться в качестве сознательного отказчика, – добавляет Рикардс. Сотрудники школы также предлагают ученикам сохранять подтверждающие документы, которые могли бы пригодиться для получения статуса сознательного отказчика.
* * *
Учителя квакерских школ обращаются к квакерским ценностям для ненасильственного разрешения конфликтов не только во время обучения учеников, но и для инструктирования административных сотрудников и других преподавателей о том, как воспитывать и обучать без обращения к эмоциональному или физическому насилию. Организация «Миролюбивые школы Северной Каролины», созданная в сотрудничестве с «Психоаналитическим фондом обеих Каролин», которую возглавляют педагоги-квакеры Ида Трисолини и Кристель Бутчарт, помогает государственным и частным школам штата внедрять методы образования сообщества и практики восстановительного преподавания. «Миролюбивые школы» осуществляют наставничество и поддержку учителей и административного персонала школ, желающих внедрить восстановительные практики и выстроить поддерживающую школьную среду.
«Восстановительные практики являются областью общественных наук, фокусирующихся на построении межличностных связей и укреплении общественных связей», – так указано на сайте Международного института восстановительных практик в Бетлехеме, штат Пенсильвания. Если рассматривать приложение восстановительных практик в школьном воспитании, то учеников необходимо поддерживать в изучении навыков взаимодействия и делать акцент на возмещении ущерба, а не на отлучении или наказании. Общины коренных американцев традиционно решали внутренние противоречия при помощи восстановительных практик.
Влияние восстановительных практик в школах можно оценить по следующим индикаторам: устным свидетельствам о снижении количества отстранений от занятий и более счастливых учителях. Учителя, пользующиеся восстановительными практиками, собирают ежедневные кружки построения сообщества, а фасилитаторы «Миролюбивых школ Северной Каролины» обучают их как поддерживать и вовлекать учеников. В одной из школ, где работали фасилитаторы, часть учителей сопротивлялись изменениям. Они полагали, что им необходимо быть непримиримыми поборниками строгой дисциплины, чтобы поддерживать порядок в классах. Бутчарт рассказывает, как одна из таких учителей в итоге приняла изменения, и позже оценивала год, когда она внедрила восстановительные практики, лучшим в своей карьере.
Трисолини дополняет, что сопротивление восстановительным практикам в других школах часто связано с убеждением взрослых, что на них придется тратить много времени или что они совсем не в приоритете: «Некоторые учителя не видят в них особой ценности».
По словам Бутчарт, наиболее эффективно «Миролюбивые школы Северной Каролины» работают в рамках многолетнего контракта по поддержанию восстановительных практик. Она приводит в пример одну школу, с которой группа работала в течение шести лет подряд. Образовательное учреждение сталкивалось со множеством проблем с воспитанием: учителя могли удалять учеников из класса за разговор без разрешения. Когда у школы появился новый директор, тот пригласил к сотрудничеству «Миролюбивые школы» для внедрения восстановительных практик. Когда учителя начали использовать неконфликтный подход к воспитанию, по словам Бутчарт, они задавали вопрос: «Как же мы можем поддержать детей, если они напортачили?».
С тех пор в школе количество наказаний в форме отстранения от занятий или оставления после уроков последовательно снижалось год за годом. Ученики, которых отстранили или оставили после уроков, были преимущественно новичками, в чьих прошлых школах не было программы восстановительных практик. В школе было много цветных учащихся, и она получила финансирование по Разделу 1. Раздел 1 – это федеральная программа грантов, направленная на дополнительное финансирование школьного округа с целью помочь малообеспеченным ученикам пройти программу по основным предметам в соответствии с государственным стандартом. По словам Бутчарт, после работы «Миролюбивых школ» за период с 2019 по 2020 годы в школе было лишь одно оставление после уроков.
Трисолини рассказывает, что у «Миролюбивых школ Северной Каролины» отсутствует необходимый персонал, чтобы сравнить устные свидетельства со статистическими наблюдениями и провести детальный анализ дисциплинарных взысканий в школах, с которыми они работали. Внедрившие восстановительные практики школы отмечают значительное снижение случаев школьной травли, т.к. благодаря регулярным кружкам по построению сообщества ученики развивают чувство эмпатии и принадлежности.
«Проактивная работа позволяет сделать так, что программы противодействия травле становятся практически невостребованными», – отмечает Трисолини.
* * *
Эллис Брукс, координатор миротворческого образования британских квакеров считает, что британские Друзья достигли аналогичных результатов в тех школах, которые внедрили программы посредничества. Школы, которые применяют восстановительные практики и обучают учеников разрешать конфликты между сверстниками, отмечают сокращение доли наказаний учеников и увеличение времени занятий, потраченных непосредственно на обучение.
В 1980-х годах британские квакеры начали внедрять программы разрешения конфликтов в школах. Их изначальные попытки в национальном масштабе носили точечный характер: в одних школах квакерские благотворительные организации обучали посредничеству, в других – нет. Совсем недавно квакеры Британии получили грант от основанного квакерами Благотворительного фонда сэра Джеймса Рекитта, чтобы нанять национального координатора по вопросам программы посредничества. Британские квакеры хотят внедрить такие программы в каждую начальную и среднюю школу Великобритании, что, по мнению Брукса, является довольно непростой задачей, т.к. в стране 30000 школ на 20000 Друзей.
Программы посредничества обучают учеников сохранять доверительные отношения, практиковать навыки слушания, отказываться занимать сторону, избегать навязывания решений сторонам конфликта. Ученики принимают этот процесс, так как верят, что благодаря ему они достигнут справедливого решения. «Там, где программа пустила корни, мы получаем успешные результаты», – считает Брукс.
2023
Шарли ДиМеничи, сотрудница издания Friends Journal
Перевод Бориса Федюкина
Источник: журнал Friends Journal