Квакерские свидетельства в экономике жадности
Квакеры издавна ассоциируются с честным ведением дел и простой жизнью. Отчасти благодаря этой репутации многие их предприятия и учреждения добились финансового успеха.
За 40 с лишним лет работы с Друзьями я часто могла видеть их свидетельства в финансовой сфере: как фандрайзер, казначей, попечитель, грантодатель, грантополучатель и, конечно же, донор.
Мое первое знакомство с финансовыми вопросами в Вашингтонском собрании Друзей (округ Колумбия, США) произошло на ежегодной ярмарке, где собрание зарабатывало значительную часть своих средств, направляемых на добрые дела. Это было большое мероприятие, и в свой первый раз, когда оказалась на нем, я попыталась купить часы на аукционе «изысканных» вещей. Во время предыдущих торгов я заметила, что люди обычно не поднимают ставки против других Друзей. Я же была совсем новенькой, поэтому несколько раз окружающие пытались обойти меня в аукционе. Они не признавали меня за свою, однако постепенно сходили с дистанции, и часы достались мне за удивительно низкую сумму. Несколько лет спустя я стала соведущей ярмарки, и одним из первых моих шагов был переход к молчаливому аукциону в надежде, что таким образом Друзей удастся убедить поднимать ставки на аукционе. В конце концов я полностью отказалась от аукциона, посчитав его бесполезным. Мы собирали денег больше, просто устанавливая цены и позволяя людям торговаться. Конкуренция не стала частью нашей системы.
На протяжении многих лет собрание было настоящим источником денег, которые использовались просто, мирно, честно, в поддержку общества и равноправия, а также с заботой о том, как тратить то, что у нас есть. Тысячи долларов поступили от частных лиц, чтобы поддерживать собрание и его программы. Одной из программ стал «Фонд помощи страждущим», который оплачивал штрафы и вносил залог за членов, подвергшихся наказанию за выступления по совести. Другая программа, существующая и сейчас, – «Комитет персональной помощи», который рассылает поздравления с днем рождения, пожелания выздоровления, организует поездки и питание для членов и прихожан, а также время от времени предоставляет беспроцентные ссуды. Недавно Комитет по вопросам мира и социальных проблем выделил небольшие стипендии для поддержки служения членов церкви, например, для написания открыток в рамках внепартийной кампании «Приходи на выборы», возглавить которую меня побудило мое сердце. Комитет также поддержал одного из молодых Друзей, отправившегося на Ближний Восток нести свое свидетельство.
Но финансовые дела не ограничиваются поддержкой внутренних мероприятий. Каждый год Друзья оплачивают около двух тысяч сэндвичей, сотрудничая на ежемесячной основе с Армией Спасения в рамках программы «Патруль у жаровни», чтобы кормить голодных. Каждый сентябрь Друзья дарят школьные принадлежности ученикам одной из государственных школ округа Колумбия. А в рамках партнерства с Всемирным банком, которое длится уже несколько десятилетий, собрание ежегодно в декабре передает тысячи коробок с теплыми вещами, а теперь еще и столько же рюкзаков для людей в приютах для бездомных. В рюкзаках находятся книги и небольшие игры для детей.
Благодаря партнерству сообщества умножается работа по поддержке социального равенства. Стипендия Мэри Джейн Симпсон – отличный пример экономического роста в экономической сфере Друзей. Стипендия начиналась с выплаты 1000 долларов в год одному студенту, окончившему государственную школу округа Колумбия. Комитет хотел помочь большему количеству студентов, поэтому теперь в фонд вовлечены Друзья из Собрания Бетесды (штат Мэриленд) и Собрания Лэнгли-Хилл (штат Вирджиния). Сейчас финансирование получают от шести до десяти студентов в течение четырех лет; студентам также подбирается персональный учитель-наставник. Стипендиаты, отобранные из числа тех, кто заканчивает школу на 10 и менее процентов, с нашей помощью заканчивают четырехлетнюю программу на 80 и более процентов, хотя и не всегда за четыре года.
Однако деньги выступают не только способом обмена ценностями, но и способом хранения ценностей. Одним из крупнейших активов Вашингтонского собрания Друзей является его дом собраний, построенный в 1930 году с целью принимать всех Друзей – тогда, когда существовало еще два Балтиморских годовых собрания. Одно было частью Пятилетнего собрания, ныне Объединенное собрание Друзей, а другое входило во Всеобщую конференцию Друзей. На протяжении десятилетий дом собраний был местом, где велась активная деятельность. Он стал инкубатором для таких организаций и инициатив, как Комитет Друзей по национальному законодательству, «Школа для Друзей», Национальная кампания за мирный налоговый фонд и Вашингтонский центр мира. Во время Второй мировой войны здесь собирали, сортировали, а иногда и чинили тонны одежды, чтобы затем отправить ее в Американский комитет служения Друзей для оказания помощи за границей.
Дом собраний играл ключевую роль во многих переломных событиях в Вашингтоне. В январе 1974 года здесь был арестован последний призывник эпохи войны во Вьетнаме. Рядом проходили сотни акций и митингов, включая митинги Black Lives Matter, акции в защиту климата и протесты против войны на Ближнем Востоке. Физическое присутствие дома собраний на Флорида-авеню в Вашингтоне, столице страны, является настоящей ценностью для Друзей.
В 1970 году я не присутствовала на собрании, когда принималось решение о покупке Квакерского дома. Протоколы собраний, на которых принимались решения, отражают реальную озабоченность по поводу появления долга. Но несколько лет спустя мы устроили праздник, когда после нескольких лет добросовестных выплат ипотеку удалось погасить.
В середине 1980-х годов, когда я была казначеем собрания, вышла из строя отопительная система. В то же время многие пожилые Друзья летом не посещали собрания из-за гнетущей жары. Хотя некоторые члены считали наличие кондиционера несерьезным делом, я предложила совместить кондиционер с новой системой отопления, чтобы сделать помещение более приятным в летнюю жару. Стоимость кондиционера была реальной проблемой, но ее удалось свести к минимуму, объединив с расходами на замену сломанной отопительной системы. Друг, который не посещал церковь в летнюю жару, тогда сказал: «Если мы решим, что нам это нужно, деньги найдутся». Мы так и решили, и деньги нашлись. Свадьбы в июле вдруг стали возможны!
В конце XX века, после нескольких лет неэффективного обслуживания двух зданий Вашингтонского собрания Друзей – Дома собраний и Квакерского дома – собрание все больше осознавало, что не использует один из своих главных активов в полной мере. Расположенные в центре города, в нескольких минутах ходьбы от Белого дома и Национального торгового центра, где проходит так много демонстраций, они давали много преимуществ. Была высказана идея сделать их более энергоэффективными и более посещаемыми. Они находились рядом, но чтобы попасть на территорию другого здания, нужно было спуститься на одну ступеньку, пересечь тротуар и подняться на три ступеньки).
Проблема, помимо согласования дизайна, заключалась, конечно же, в стоимости. Без сомнения, речь шла о миллионах долларов. Но строения нуждались в уходе, ремонте и обновлении.
Необходимость дополнительных инвестиций в наше здание была очевидна для многих. А вот возможность оплатить многомиллионный проект – нет. После почти десяти лет обсуждений собрание одобрило план реконструкции, частично основываясь на бизнес-плане, который предусматривал сдачу в аренду помещений для проведения мероприятий (свадеб, различных религиозных торжеств, телевизионных интервью). Прошло семь лет и … отремонтированное здание получилось прекрасным, удобным и очень экологичным: солнечные батареи и зеленая крыша с пчелиными ульями, где производится настоящий мед, помогающий оплачивать новый дом. Пандусы и лифт – не говоря уже о выравнивании дворов до уровня полов в здании – позволяют каждому попасть практически в любую комнату. Были настелены новые полы, а также со вкусом оформлен интерьер, в котором нашлось место для информационных материалов о различных Друзьях, таких как Байярд Растин и Гордон Хирабаяши, чтобы познакомить с квакерами тех, кто приходит к нам.
В этом славном месте, обновленном здании, 19 октября 2019 года состоялся день открытых дверей, на котором Друзья и потенциальные арендаторы смогли познакомиться с новым пространством. Мы начали проведение мероприятий и работу с арендаторами, которые помогли бы оплатить огромную ипотеку, возникшую в результате ремонта.
Но затем наступил 2020 год.
Дэвид Фостер Уоллес рассказал эту историю в своей речи на вручении дипломов в 2005 году такими словами:
Плывут две юные рыбки и случайно встречают рыбу постарше, плывущую в другую сторону, которая кивает им и говорит: «Доброе утро, ребята. Как вам вода?» Две юные рыбки плывут дальше, но потом одна из них смотрит на другую и спрашивает: «Блин, а что такое вода?»
Отсутствие понимания – вот в чем проблема, не так ли? Мы убеждаем себя, что поступаем хорошо. Мы справедливы в отношениях с другими. Мы максимально экологичны, компостируем отходы с собрания и содержим зеленую крышу с солнечными батареями и пчелами. Однако наши действия существуют в воде мировой экономики.
План по выплате ипотеки за счет сдачи помещений в аренду для проведения мероприятий сорвался из-за ковида и локдауна. Пришлось полагаться на собственные инвестиции как на основную часть решения проблемы с ипотекой.
Мы в значительной степени живем за счет наследства квакерских семей, которые приехали творить добро в Америку и добились успеха, в том числе благодаря труду эксплуатируемых людей. Эти средства продолжают расти благодаря нашему аккуратному управлению в Friends Fiduciary Corporation («Попечительская корпорация Друзей»), где они инвестируются в соответствии с квакерскими принципами.
Одни Друзья считают, что инвестирование противоречит принципам честности и справедливости. Другие считают, что инвестирование редко способствует миру и простоте. Почти все инвестиции приносят прибыль за счет трудового пота. Капитал сам по себе ничего не производит. Трудно не вкладывать деньги в компании, которые в той или иной степени не запачкали своих рук.
«Попечительский фонд Друзей» решает эту дилемму, выступая в качестве активного инвестора. Он призывает корпорацию Макдональдс прекратить использование детского труда в своих ресторанах, а Amazon – соблюдать права рабочих. Он призывает фармацевтическую компанию AbbVIE выпускать более доступные лекарства, а электротехническую компанию Texas Instruments – не производить приборы, которые могли бы использоваться для производства оружия. Но можете ли вы сказать, что инвестируете справедливо и честно, когда руководители каждой из этих компаний имеют годовые зарплаты в десятки миллионов долларов, что в некоторых случаях более чем в 2500 раз превышает минимальную зарплату, которую получают некоторые из их сотрудников?
Я не порицаю Friends Fiduciary и не говорю, что они поступают неправильно. Они делают то, что запланировали и за что им платят: инвестируют богатство квакеров и других людей, чтобы поддерживать и приумножать его, а также используют его в качестве рычага воздействия на корпорации, дабы те не творили зла. И они проделали прекрасную работу для Вашингтонского собрания Друзей, исходя из этих целей.
В конечном итоге проблема заключается в экономической системе. Как сказала Памела Хейнс в своей брошюре «Деньги и душа», опубликованной в учебном центре Пендл-Хилл, экономика, когда-то основанная на взаимопомощи, теперь основана на жадности.
В старые добрые времена взаимопомощь была скорее нормой. Но реальное отличие заключалось в налоговой системе, которая облагала доходы свыше 250 000 долларов (эквивалент сегодняшних 2,9 миллиона долларов) по верхней ставке в 92 процента, а не 35 процентов, как сегодня. Только зарплата генерального директора Texas Instruments – одна из самых низких зарплат – 16 миллионов долларов минус 2,9 миллиона долларов освобождения от налогов, умноженных на 92-процентную ставку налога; в соответствии с налоговым законодательством 1953 года, скорректированным на инфляцию, дала бы около 12 миллионов долларов налоговых поступлений.
В свое время эти деньги позволяли многое. Они шли на образование, дороги, мосты, уход за парками (и их бесплатное содержание), военную и экономическую помощь другим странам и многое другое. Все то, что делало те времена «старыми добрыми».
Сегодня нас побуждают к потребительству, к «самодостаточности» и, в конечном счете, к жадности. Как собрание и как сообщество мы не слишком внимательно изучаем основные источники своего богатства. И мы игнорируем вопрос о том, куда будут выброшены наши пластиковые столы и стулья, когда они перестанут быть пригодными для использования. Все наши финансовые добрые дела – лишь капля в экономическом океане. Что же делать собранию?
Джеймс Болдуин писал: «Не всё, с чем приходится сталкиваться, можно изменить; но ничего нельзя изменить, пока с этим не столкнешься». Как сказала много лет назад Вирджиния Саттон, член Вашингтонского собрания Друзей: «Бог – это секретарь комитета по результатам. Всё, к чему мы призваны, – это обладать верой». Мы должны быть настолько преданны своей вере, насколько это возможно в этой «воде», в которой мы пребываем.
Дж. И. Макнил
январь 2025 г.
Автор, Дж. И. Макнил, является членом Вашинского Собрания Друзей (округ Колумбия) уже более 40 лет. Она адвокат. Ее специализация – налоги и некоммерческие организации. Дополнительной деятельностью для нее было служение клерком по финансовым делам Объединенного собрания Друзей и клерком по сбору средств Балтиморского годового собрания.
Источник: журнал FriendsJournal